Здавалка
Главная | Обратная связь

обозначение всей художественной и, шире, всей духовной культуры начала XX

Серебряный век» - проявление духовного и художественного ренессанса,

Знаменующего взлёт русской культуры конца XIX – начала XX веков.

Величайшие достижения философской мысли, науки, всех видов

Художественного творчества, плеяда талантливейших поэтов, художников,

Композиторов определяют значение этого феномена, как будто призванного

Предвосхитить колоссальный рывок России, её прорыв к этому, о чём издавна

Мечтало человечество.

Словосочетание «серебряный век» стало постоянным определением русской

Культуры конца XIX – начала XX веков; оно стало использоваться как

обозначение всей художественной и, шире, всей духовной культуры начала XX

века в России.

40. Развитие русской культуры в 20 в. протекало в условиях острых социальных конфликтов и политических катаклизмов (см. Россия на рубеже 19—20 вв.; Россия от Февраля к Октябрю; Октябрьская революция 1917 г.). Значительное влияние на культурную жизнь общества оказали научно-технические достижения, создавшие принципиально новые возможности для производства, хранения и распространения ценностей культуры. На протяжении века в дома вошли радио, телевидение, компьютеры (см. Компьютер и история).
Начало столетия вошло в историю русской культуры как краткий период ренессанса (возрождения), в ходе которого шло освобождение духовной культуры от социального утилитаризма. Расцвет поэзии и философии, напряженные религиозные искания интеллигенции ознаменовали «серебряный век» русской культуры, не уступающий «золотому» 19 веку, но утверждающий иную систему духовных ценностей (см. Культура России в 17 — 19 вв.).
Как альтернатива народническим увлечениям интеллигенции с 90-х гг. 19 в. широкое распространение получил марксизм, ему отдали дань многие русские философы и мыслители. Важное место в духовных поисках занимала религия. С 1901 г. организуются религиозно-философские собрания, их идея, по словам 3. Н. Гиппиус, заключалась «во встрече интеллигенции и церкви».

31.Славянское язычество - это стройная система взглядов, которая пронизывала жизнь традиционного славянского общества, решая возникающие мировоззренческие вопросы, определяя коллективные приоритеты и вытекающие из них ценностные и деятельностные установки поведения людей. Цель данного исследования - воссоздание и философский анализ славянского языческого миропонимания.

В.В.Иванов и В.Н.Топоров определили славянскую мифологию как совокупность мифологических представлений древних славян, праславян времени их единства - до конца I тысячелетия н.э. По мере расселения славян с праславянской территории по Центральной и Восточной Европе от Эльбы до Днепра и от южных берегов Балтийского моря до севера Балканского полуострова происходила дифференциация славянской мифологии и обособление локальных вариантов, долго сохранявших основные характеристики общеславянской мифологии. Таковы мифология балтийских славян (западнославянские племена северной части междуречья Эльбы и Одера) и мифология восточных славян (племенные центры - Киев и Новгород), а также южнославянских племен на Балканах и западнославянских в поль-ско-чешско-моравской области


33
. Под культурой Московской Руси подразумевается период русской культуры XIV-XVI вв. Со второй половины XIV в. начинается подъем русской культуры, обусловленный успехами хозяйственного развития и первой крупной победой над иноземными завоевателями в Куликовской битве (1380). Это событие стало важным шагом на пути освобождения страны от монголо-татарского ига. Возрождаются старые и развиваются новые центры хозяйственной жизни и культуры. Определяется ведущая роль Москвы, привлекающей все новых жителей благодаря центральному расположению в северо-восточной Руси и наличию удобных речных и сухопутных торговых путей. Москва возглавляет борьбу за объединение русских земель.
Целенаправленная и гибкая политика московских князей определила победу Москвы в борьбе за роль руководителя и политического центра единого Русского государства, московские князья принимают титул Великих князей Веся Руси. Возрастает влияние Москвы как одного из культурных центров.

34. В истории России в XVII в. завершается период Средневековья. Передовые страны Европы вступили уже на путь буржуазного развития, а Россия продолжала оставаться феодальной страной. Окончательно оформилось крепостное право (1649), что привело к резкому обострению классовой борьбы, крестьянским волнениям. Недаром XVII в. называют бунташным. В начале столетия Россия пережила и годы великой смуты, которые начались походом на Москву Лжедмитрия. Захват Москвы поляками, а затем освобождение ее народным ополчением под водительством нижегородского купца Козьмы Минина и князя Дмитрия Пожарского, избрание русским царем Михаила Романова и восстановление государственной власти в виде сословно-представительной монархии привели к перестройке общественных отношений.
Литература.В литературе XVII в. также происходило обмирщение, появляется реалистическая бытовая и историческая повесть, где постепенно утрачиваются церковные элементы. Героями становятся не святые, а обычные люди, описываются реальные события.

Архитектура.В зодчестве XVII в., особенно во второй половине века, отражается также переходный характер эпохи. Происходит обмирщение зодчества - отказ от строгих церковных канонов, переход от строгости и простоты к внешней нарядности, декоративности. Сущность новых исканий - дивное узорочье, как определили этот стиль сами современники. Этот термин отражает пристрастие к обилию декоративных мотивов, вплоть до заимствования восточных, а позднее - западных форм.

Русские храмы XVII в. отличаются богатым внешним декором и внутренним убранством. Постепенно усиливаются светские мотивы, снижаются различия между храмовым и гражданским строительством. Церкви становятся похожими на светские хоромы: к основному зданию пристраивались приделы, галереи, и все это соединялось переходами, составляя ансамбль.

Живопись.Живопись в XVII в. развивалась необыкновенно бурно, ее, как и другие виды искусства, также затронул процесс обмирщения. Происходят становление и развитие реалистической направленности, появляется интерес к человеческой личности. Развивается бытовой жанр, портретный - парсунная живопись.

35.Преобразования первой четверти 18 века в области образования и культуры дали новую жизнь России. Открываются школы, издаются учебные пособия, словари, буквари. Люди становятся образованными. Главными чертами развития культуры в эпоху Петра 1 стали усиление ее светских начал и активное проникновение западноевропейских образов.

Архитектура.Прежде всего, утверждала свои права архитектура, потому что Петербург - единственный город, рожденный и формировавшийся в недрах общеевропейской культуры Просвещения (другой однотипный город - Вашингтон - строился за океаном, и потому европейцы не ощущали такой близости к нему, какую они чувствовали к российской столице). Оттого так сильно было стремление выдающихся европейских зодчих участвовать в этом уникальном градостроительном эксперименте.

Живопись и скульптура. Все более видное место стала занимать живопись, в особенности портретный жанр, выраставший из парсуны. Во второй половине века это привело к появлению замечательной плеяды портретистов в станковой живописи, а за ней и в скульптуре - Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского, Ф.И. Шубина. Портретный жанр занял центральное место - достаточно вспомнить «Медный всадник» Э. Фальконе и М. Колло, обозначивший появление в Петербурге неизвестного русскому искусству жанра монументальной портретной скульптуры.

Литература и музыка.Характерным для петербургской культуры оказалось разнообразие жанрового репертуара прозы - от лирико-трагедийного «Путешествия из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева до «малых форм» в сатирических журналах, которые стали выходить в столице с 1769 г.

Соответственно и становление новой музыкальной культуры в Петербурге, осуществлялось поначалу в сценической и лишь затем в инструментальной оркестровой форме; именно в Петербурге в 1730-х гг. появляется опера и возникают новые формы инструментальной музыки. Однако Россия подтверждала закономерность, со всей определенностью раскрывшуюся в истории западноевропейской культуры: музыка - романтическое искусство, и просветительский рационализм сдерживает ее развитие; даже сентиментализм создавал лишь предпосылки для того простора выражения душевных процессов, которые раскроет перед музыкой романтический эмотивизм.

На рубеже XVIII и XIX столетий множество факторов - экономических, политических и, особенно, культурных - выводило страну на новый уровень развития. Культура Петербурга, храня верность некоторым принципам Просвещения, приобретала существенно иной облик.

36.В XVIII в. в России было положено начало формированию: государственной системы светского образования. Становление образования в этот период стало тесно связанным с социально-экономическим развитием, обеспечивало его. В течение века, сравнительно небольшого в историческом измерении периода, отечественная школа и педагогическая мысль перешли от ориентации едва ли не единственно на религиозно-нравственное воспитание своего подрастающего поколения к светским ценностям, от религиозного знания, как основы содержания обучения к знанию научному, техническому и философскому.

 

Рассмотрение развития светского образования и светской: педагогической: мысли в России в XVIII в. с точки зрения характера и динамики реформ,- нормативно-правового и педагогического обеспечения управления школьным делом позволяет весьма условно выделить три этапа. - I этап — в хронологическом отношении совпадает со временем царствования и реформаторской деятельности Петра Великого (1672-—1725). Это период появления: первых светских общеобразовательных; и профессиональных школ,, утверждения тенденции, которая предопределит дальнейшее развитие просвещения в России: государственная система образования создается как светская. - II этап (1725—1762 гг.)---середина XVIII века В ; эти годы в; России функционируют в основном сословные дворянские учебные заведения,, а также немногочисленные адмиралтейские, гарнизонные и-горнозаводские школы, духовные учебные заведения — архиерейские школы и семинарии. Данный период характеризуется стагнацией в развитии образования и отступлением от ценностных ориентаций петровской эпохи, однако, значительных мировоззренческих изменений в системе образования за исключением усиления ее сословности не происходит. Государственное образование носит светский характер. III этап— в хронологическом отношении совпадает со временем царствования Екатерины П. В России последовательно реализуется политика просвещенного абсолютизма, речь идет не просто о светских учебных заведениях, а о создании государственной системы светского образования. Разрабатывается и реализуется первая в истории России школьная реформа; направленная на создание школ для народа

Таким образом, на протяжении века при общей направленности на создание системы светского образования целевые установки, которым подчинялась в своем развитии школа, менялись. Менялось и содержание, характер реформ.

37.Русская художественная культура в XVIII столетии развивалась аналогично западноевропейской; в ней впервые четко определяются направления, характерные для европейского искусства и литературы. Начало столетия было отмечено рядом явлений в искусстве, связанных с барокко. В России барокко не стало художественным направлением и было характерно для переходного времени, в частности для литературы петровской эпохи. В архитектуре стиль барокко ярко проявился во второй трети XVIII в. Крупнейшими мастерами барокко были архитекторы В.В. Растрелли (1700-1771), С.И. Чевакинский (1713-после1774), Д.В. Ухтомский (1719-1755).

Господствующим направлением в художественной культуре второй половины XVIII в. стал классицизм. Русский классицизм сформировался несколько позднее западноевропейского. Неодновременным был процесс становления этого стиля в культуре России. Ранее всего (30-50-е годы) он начался в русской литературе. Русский классицизм, подчиняясь общим закономерностям стиля, имеет свои особенности.

38.Необычайный взлет отечественной культуры в первой половине 19 в. позволил назвать это время «золотым веком». Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских государств, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но и часто опережала.

Развитие русской культуры в первой половине 19 в. опиралось на преобразования предшествующего времени. Проникновение элементов капиталистических отношений в экономику усилило потребность в грамотных и образованных людях. Города стали основными культурными центрами. Новые социальные слои втягивались в общественные процессы. Культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный характер. Существенное влияние на литературу, театр, музыку и изобразительное искусство оказала Отечественная война 1812 года.

 

 





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.