Здавалка
Главная | Обратная связь

Лингвистическая теория общения. Виды общения.



Лингвистическая теория общения находится на пу­тях становления понятийного и терминолоцмеского аппарата. Как междисциплинарная область она объеди­няет в себе данные различных дисциплин, так или иначе связанных с исследованиями речи и поведения. Этнокультурный аспект предполагает комплексное рассмот­рение языкового материала с учетом данных когнитив­ной лингвистики, семантики текста, прагматики, теории языка и коммуникации. Общение трактуется не как простой обмен инфор­мацией, а как осознанный коммуникативный процесс, направленный на осуществление совместной продук­тивной деятельности между адресантом и адресатом. Продуктивная деятельность понимается не в узкопро­фессиональном смысле, хотя и не исключает последне­го, а в качестве действий, ориентированных на достиже­ния желаемого результата на познавательном, семанти­ческом, прагматическом и коммуникативном уровнях. Для осуществления успешной коммуникации, а именно о ней идет речь, важны те компоненты модели мира, которые обладают индексальной значимостью и отсылают к системе ценностей определенной культуры. Индексальное значение того или иного объекта зна­ния связано со способами категоризации действительно­ сти, которые не только отражают специфику языкового мышления в различных культурах, но и поддерживают­ ся последними в качестве дифференцирующих. Куль­турные индексы рассматривается как относительно фик­сированный набор фактов или явлений, входящих в сферу фундаментальных ценностей нации. Система ценностей построена на основе этнокультурной индек­сации и смешения акцентов в восприятии и отношении к общечеловеческим принципам экзистенции. Этнокультурные способы категоризации объектов мира (идеальных, материальных, виртуальных и пр.) и их манифестация в языковом поведении могут быть выделены на основе лингвистического анализа языково-

Когниция

· Концепт

· Текст

· Адресант

Семантика

· Узус

· Предложение

· Адресант-Адресат

Каждый уровень коррелирует с одноименным типом стратегии: когнитивные стратегии, семантические стра­ тегии, прагматические стратегии, коммуникативные стратегии. Речь идёт о положениях вариативной интер­ претации действительности [2]. В ходе исследования мы опираемся на центральный постулат о том, что общей чертой любого языка являет­ ся его антропоцентричность, при этом каждый язык национально специфичен. В языке отражаются не толь- го материала в соотнесении с четырьмя указанными выше уровнями. 1. Когниция. Базовый ментальный уровень категоризации. Непо­ средственно ненаблюдаемая концептуальная компонен­ та текста как семиотического продукта культуры. Кор­ релирует с понятием «языковая картина мира», которая рассматривается в качестве «концептуальной конфигу­рации» [Зализняк, Шмелёв 1997], определяющей семан­тические приоритеты предложения, предъявляемого Адресату для интерпретации. Ключевая роль принадле­жит Адресанту как носителю индивидуальных когни­тивных характеристик. Речь идёт о потенциальной ком­ муникативной единице, функционирующей на доязыко­вом уровне нижележащих когнитивно­ коммуникативных структур. 2. Семантика. Базовый содержательный уровень. Непосредственно наблюдаемая смысловая ячейка предложения. Рассмат­ривается в рамках потенциально общего для Адресанта и Адресата функционально-семантического поля - узу­са. Потенциальная языковая единица. 3. Прагматика. Непосредственно ненаблюдаемая интенциональная компонента высказывания. Актуализируемая коммуни­кативная единица. Уровень речи. 4. Коммуникация. Непосредственно наблюдаемая ситуативная состав­ляющая коммуникативного дискурса. Актуализируемые коммуникативные единицы. Процесс речевой деятель­ности. Динамика реального взаимодействия Адресанта и Адресата. Когнитивно-коммуникативный уровень рече­вого общения. С учетом вышесказанного нами предлагается сле­дующая операциональная схема выделения этнокуль­турной составляющей языка и коммуникации:

Коммуникация

· Ситуативность

· Дискурс

· Адресант-Адресат

·

 

Прагматика

· Интенция

· Адресант

· Высказывание

коособенности природных условий или культуры, но и своеобразие национального характера его носителей. Подводя итоги, следует выделить те положения, ко­ торые являются, по нашему мнению, ключевыми для разрабатываемой лингвистической теории общения (коммуникативной лингвистики): 1. Анализ языковой личности с необходимостью предполагает объединение методов нескольких наук, основополагающими из которых являются лингвистика Семантика Прагматика Узус Интенция Предложение Высказывание Адресант-Адресат Адресант 161 и теория коммуникации. Цель такого объединения - преодоление традиционной статичности описания языка и интегрирование идеи коммуникативного взаимодейст­ вия в лингвистику. Данный подход представляется наи­более перспективным для изучения этнокультурных параметров коммуникации и построения модели языко­вой личности, в частности, французской языковой лич­ности. В этом смысле, нельзя не согласиться с мнением академика Ю.С. Степанова о том, что «творческая дея­ тельность ученого протекает не в «рамках той или иной дисциплины или науки», а в иной системе членения знания - в рамках «проблемной ситуации» [Степанов 2001]. «Проблемная ситуация» в контексте исследова­ния языковой личности - человек говорящий в дейст­ вии, иначе говоря, личность, динамически интегрирую­ щая языковые и коммуникативные параметры. Объеди нение достижений лингвистической и коммуникативной теорий позволяет комплексно решать проблему лично­ сти в языке и приносит пользу обеим наукам. 2. Национальная языковая личность представляет собой относительно жесткую систему с наличием в ее составе инвариантных и вариативных элементов, кото­ рые отражают, с одной стороны, закономерности осу­ ществления личностью коммуникативного процесса, с другой - моделируемость данной сущности с выходом на схему языкового этнотипа. Модель языкового этно- типа - это не модель языка и не модель отдельных его подсистем, а модель поведения коммуниканта через его отношение к естественному языку, собеседнику и ком­ муникативной информации. По сути, данная модельесть не что иное, как мета модель, в которой отражают­ся этнокультурные коммуникативные приоритеты инди­вида. Коммуникативное поведение обусловлено тем, что человек погружен в разделяемый большинством лин­гвокультурного сообщества мир значений, проблем и отношений. Таким образом, адекватное описание коммуникативной системы и языковой личности в ней достижимо только на уровне лингвокультурных комплексов, вмещающих в себя психологический, социальный, этический и другие компо­ненты, отраженные в национальном языке. Изучение особенностей языковой личности соприкаса­ется с этнопсихологией - наукой об особенностях культуры, об этнокультурной обусловленности познания, эмо­ционального поведения индивида, его языка и речи, с ис­пользованием этнопсихологических данных, касающихся особенностей национального духа, психического поведе­ния представителей этнокультурной общности, особенно­ стей этнического сознания, закрепленного в этических и эстетических нормах коммуникации.

Обще́ние — это контакт в обществе, которое может состоять как из двух, так и из множества людей

Контакт масок - формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника. Используются привычные маски (вежливости, учтивости, безразличия, скромности, участливости и т.п.)

Светское общение – его суть в беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях

Формально-ролевое общение –вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.

Деловое общение – это процесс взаимодействия в общении, при котором происходит обмен информацией для достижения определенного результата.

Духовное межличностное общение (интимно-личностное) – раскрываются глубинные структуры личности.

Монологический вид общения характеризуется односторонним направлением информации. То есть один из участников взаимодействия излагает свои мысли, идеи, чувства, не испытывая при этом необходимости в получении обратной связи от партнера.

Под императивным общением обычно понимают авторитарную, директивную форму воздействия на партнера с целью принуждения к определенным действиям или решениям, а также осуществление контроля за его поведением, установками.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.