Культурно-историческая концепция К.Ясперса
Культурно-историческая концепция Карла Ясперса (1883–1969) базируется на идее общечеловеческой культуры и утверждает идею историзма. Приоритет в понимании сущности культуры К.Ясперс отдает духовности и смыслу, ибо «историчность – это преобразование явления в сознательно проведенных смысловых связях». То, что составляет в истории лишь физическую основу, то есть неисторическое в истории. Историчность, по К.Ясперсу, это нечто своеобразное и неповторимое, это традиция, обращение к которой создает определенный смысловой континуум. Он необходим человеку потому, что сам человек конечен и незавершен. Вечное же возможно познать только через обращение к тому индивидуальному, неповторимому и своеобразному, постоянно меняющемуся, что было в истории. Исторический процесс может прерваться, подчеркивает К.Ясперс, если мы забудет о том, чего мы достигли, или если достигнутое нами на протяжении истории исчезнет из нашей жизни. В отличие от популярной в Европе первой половины ХХ века теории культурных циклов, развитой сначала О.Шпенглером, а затем А.Тойнби, К.Ясперс принимает за точку отсчета идею о том, что человечество имеет единое происхождение и единый путь развития. К.Ясперс подвергает сомнению как концепцию «исторических циклов» О.Шпенглера, так и материалистическое понимание истории. Не отвергая значения экономических факторов, К.Ясперс, тем не менее убежден, что история как человеческая реальность в наибольшей степени определяется духовными факторами, среди которых первенствующую роль играют те, что связаны экзистенциальной жизнью, а следовательно, со смыслообразующей доминантой – толкованием трансцендентного. Весь путь становления культуры К.Ясперс разделяет на четыре последовательно сменяющих друг друга периода – доисторию, древние культуры, период осевого времени и технический век, расцвет которого относится к нашему времени. Доистория – это время биологического создания человека и становления основных конститутивных свойств человеческого бытия (возникновение речи, орудий труда, умение пользоваться огнем), накопления «капитала человеческого бытия», который не наследуется биологически, а представляет собой историческую субстанцию, которая может быть увеличена или растрачена. В духовном смысле этот период нельзя относить к истории, поскольку история возникает там, где есть осознание истории, традиция, документация, письменность. Следующий этап – древние культуры. Он связан с возникновением почти одновременно в трех областях земного шара древнейших культур: 1)шумеро-вавилонской, египетской, эгейской (примерно с 4000 до н.э.); 2) доарийской культуры долины Инда (III тысячелетие до н.э.); 3)архаический мир Китая (II тысячелетие до н.э.). Третий этап - "осевое время" (середина I тыс. до н.э.), когда в период между 800 и 200 гг. до н.э. был совершен, по К.Ясперсу, самый резкий поворот в истории культуры. «В это время, - пишет К.Ясперс, - происходит много необычайного. Четвертый период – технический век – есть начинающаяся с конца средневековья научно-техническая эра, которая дает о себе знать в XVIIв, приобретает всеохватывающий характер с конца XVIII в. и получает чрезвычайно быстрое развитие в ХХ в.
21. Культура и бессознательное начало человека: концепция Фрейда Однако для того, чтобы хоть немного овладеть энергией "Оно", культуре самой приходится проникать в его сферу - сферу бессознательного. Культура может руководить человеком лишь постольку, поскольку она сама стала частью его бессознательного. Эту установку Фрейд называет "Сверх-Я". "Сверх-Я" выполняет роль внутреннего цензора, который господствует над душевной жизнью человека и благодаря которому человек способен жить как культурное существо, а не как марионетка собственных темных страстей. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|