Здавалка
Главная | Обратная связь

Культурно-историческая концепция К.Ясперса



Культурно-историческая концепция Карла Ясперса (1883–1969) базируется на идее общечеловеческой культуры и утверждает идею историзма. Приоритет в понимании сущности культуры К.Ясперс отдает духовности и смыслу, ибо «историчность – это преобразование явления в сознательно проведенных смысловых связях». То, что составляет в истории лишь физическую основу, то есть неисторическое в истории. Историчность, по К.Ясперсу, это нечто своеобразное и неповторимое, это традиция, обращение к которой создает определенный смысловой континуум. Он необходим человеку потому, что сам человек конечен и незавершен. Вечное же возможно познать только через обращение к тому индивидуальному, неповторимому и своеобразному, постоянно меняющемуся, что было в истории. Исторический процесс может прерваться, подчеркивает К.Ясперс, если мы забудет о том, чего мы достигли, или если достигнутое нами на протяжении истории исчезнет из нашей жизни.

В отличие от популярной в Европе первой половины ХХ века теории культурных циклов, развитой сначала О.Шпенглером, а затем А.Тойнби, К.Ясперс принимает за точку отсчета идею о том, что человечество имеет единое происхождение и единый путь развития. К.Ясперс подвергает сомнению как концепцию «исторических циклов» О.Шпенглера, так и материалистическое понимание истории. Не отвергая значения экономических факторов, К.Ясперс, тем не менее убежден, что история как человеческая реальность в наибольшей степени определяется духовными факторами, среди которых первенствующую роль играют те, что связаны экзистенциальной жизнью, а следовательно, со смыслообразующей доминантой – толкованием трансцендентного.

Весь путь становления культуры К.Ясперс разделяет на четыре последовательно сменяющих друг друга периода – доисторию, древние культуры, период осевого времени и технический век, расцвет которого относится к нашему времени.

Доистория – это время биологического создания человека и становления основных конститутивных свойств человеческого бытия (возникновение речи, орудий труда, умение пользоваться огнем), накопления «капитала человеческого бытия», который не наследуется биологически, а представляет собой историческую субстанцию, которая может быть увеличена или растрачена. В духовном смысле этот период нельзя относить к истории, поскольку история возникает там, где есть осознание истории, традиция, документация, письменность.

Следующий этап – древние культуры. Он связан с возникновением почти одновременно в трех областях земного шара древнейших культур: 1)шумеро-вавилонской, египетской, эгейской (примерно с 4000 до н.э.); 2) доарийской культуры долины Инда (III тысячелетие до н.э.); 3)архаический мир Китая (II тысячелетие до н.э.).

Третий этап - "осевое время" (середина I тыс. до н.э.), когда в период между 800 и 200 гг. до н.э. был совершен, по К.Ясперсу, самый резкий поворот в истории культуры. «В это время, - пишет К.Ясперс, - происходит много необычайного.

Четвертый период – технический век – есть начинающаяся с конца средневековья научно-техническая эра, которая дает о себе знать в XVIIв, приобретает всеохватывающий характер с конца XVIII в. и получает чрезвычайно быстрое развитие в ХХ в.

 

21. Культура и бессознательное начало человека: концепция Фрейда
Фрейд открыл бессознательное как самостоятельно независящее от сознания безличное начало человеческой души.
При этом бессознательное активно вмешивается в человеческую жизнь. Фрейд считает, будто нашей жизнью руководит наше "Я". На самом же деле властвует природное безличное начало, которое образует бессознательную основу нашей души. Фрейд называет это бессознательное начало "Оно". Фрейдовское "Оно" имеет чисто природное происхождение, в нем сосредоточены все первичные влечения человека - сексуальные желания и влечение к разрушению.
Наше "Я" все время сталкивается с безрассудной силой "Оно". Если "Я" руководствуется принципом реальности (т. е. стремится приспособиться к объективным условиям жизни), то "Оно" целиком исходит из принципа удовольствия. Отсюда вытекает неизбежная борьба между "Я" и "Оно".
Но бессознательное способно проводить в жизнь свои влечения, маскируя их под сознательные решения "Я". Однако человек способен выжить лишь постольку, поскольку разум и культура могут подчинять "Оно" своим важнейшим целям. Конечно, культура не может победить "Оно" в лобовом столкновении. Фрейд нашел способ, которым культура проводит в жизнь свои цели, не совпадающие с примитивными влечениями "Оно". Сублимация - это использование сосредоточенной в "Оно" энергии не по прямому назначению (для удовольствия или продолжения рода), а в целях разума и культуры. Если имеет место сублимация, то примитивные влечения "Оно" обретают форму влечения к познанию, искусству, высокому идеалу.

Однако для того, чтобы хоть немного овладеть энергией "Оно", культуре самой приходится проникать в его сферу - сферу бессознательного. Культура может руководить человеком лишь постольку, поскольку она сама стала частью его бессознательного. Эту установку Фрейд называет "Сверх-Я". "Сверх-Я" выполняет роль внутреннего цензора, который господствует над душевной жизнью человека и благодаря которому человек способен жить как культурное существо, а не как марионетка собственных темных страстей.
Таким образом человеческое Я, по Фрейду, замкнуто между двумя противоположными полюсами - природной стихией и требованиями культуры. Оба этих полюса представлены в соответствующих бессознательных структурах человеческого "Я" и сталкиваются в нем, пытаясь подчинить себе это Я и друг друга. Культура делает жизнь более безопасной, блокируя человеческие инстинкты, человеческую агрессивность, но платой оказывается психическое здоровье человека, который разрывается между природной психической стихией и культурными нормами.








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.