Здавалка
Главная | Обратная связь

Общая характеристика религиозного типа культуры



Религиозный дух выступает здесь как абсолютная форма духовного творчества, высший тип духовности вообще, определяющий и опосредующий все проявления духовной жизни человека. Религия тотально доминирует в культуре и, через нее, во всей системе духа. Религиозный тип культуры формируется и классически проявляет себя на базе определенной религии – христианства. Поэтому выражения «религиозный тип культуры» и «христианский тип культуры» по своему смыслу равноправны, как синонимы.

Религия всегда играла существенную роль в формировании определяющих понятий и принципов культуры, – будь то раннее состояние человечества в природном типе культуры, где религия была неразличимой составляющей мифологии, будь то Древний Восток или Греция. Однако обо всех исторически предшествовавших христианству религиях мы можем сказать, что они являлись либо важной стороной культуры, важной ее формой наряду с другими, как это было, например, у греков, либо самой развитой формой в рамках своей культуры на фоне довольно скромного состояния других ее форм – так было в Древней Индии. Культура может даже исчерпываться в религиозном творчестве. Духовное творчество не знало ни эстетической, ни научной форм выражения. Здесь религия выступает либо наряду с другими формами культуры, либо дух усекается до исключительно религиозного проявления, не обнаруживая себя в других формах. Христианство становится первой религией, которая, объяв культуру в ее тотальности, подчинив себе другие формы духовного творчества, в то же время позволила им развить себя. Религия христианства не отсекает искусство и науку, напротив, для реализации своей идеи она полагает необходимым и их развитие, – поэтому христианская культура дает нам великие произведения искусства, великие творения человеческой мысли. Более того, в религиозном типе культуры христианство не только охватывает всю культуру, но выступает определяющей силой и по отношению к другим формам духа – обществу и индивидуальной человеческой душе. Можно сказать, что христианство берет на себя ответственность за духовную жизнь человека во всех ее проявлениях, и более тысячи лет несет бремя этой ответственности.

 

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ

Эпоха Возрождения (Ренессанс) - период культурного и идейного развития европейских стран. Все страны Европы прошли через этот период, но для каждой страны из-за неравномерности социально-экономического развития существуют свои исторические рамки Возрождения.

Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках (в деятельности семейства Пизано, Джотто, Орканьи и др.), но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко.

Термин «Возрождение» начал применяться еще в XVI в. по отношению к изобразительному искусству. Автор «Жизнеописаний наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» (1550 г.) итальянский художник Д. Вазари писал о «возрождении» искусства в Италии после долгих лет упадка в период Средневековья. Позже понятие «Возрождение» приобрело более широкий смысл.

Основоположниками гуманизма в Италии считаются Петрарка и Боккаччо — поэты, ученые и знатоки древности. То центральное место, которое в системе средневекового схоластического образования занимали логика и философия Аристотеля, теперь начинают занимать риторика и Цицерон. Изучение риторики должно было, по мысли гуманистов, дать ключ к духовному складу античности; овладение языком и стилем древних рассматривалось как овладение их мышлением и мировоззрением и важнейший этап в освобождении личности. Латинский язык, бывший и ранее языком науки и литературы, очищается в эпоху Возрождения от средневековой порчи и восстанавливается в своей классической чистоте. Греческий, знание которого было потеряно в средневековой Европе, становится предметом ревностного изучения. Сочинения древних разыскиваются, переписываются, издаются. В XV в. почти полностью был собран дошедший до нас состав памятников античной литературы

Изучение Античности наложило свой отпечаток на религиозные воззрения и нравы. Хотя многие гуманисты были набожны, слепой догматизм умер. Канцлер Флорентийской республики Калуччо Салутатти заявлял, что Священное Писание - не что иное, как поэзия. Однако всегда существовали опасения, что изучение древних авторов вступает в конфликт со службой Христу, а глубокое погружение в античную философию могло вообще подорвать веру в Христа. Неслучайно Святая инквизиция наиболее масштабно развернула свою деятельность именно в эпоху Возрождения.

Восприятие мира становится более сложным, сильнее осознается зависимость человека от окружающей среды, развиваются представления об изменчивости жизни, утрачиваются идеалы гармонии и целостности мироздания. В таком сложном мире работали художники Возрождения, воплощая в искусстве тот идеал, о котором мечтали и в торжество которого верили, завершая в искусстве то, что в жизни оставалось неосуществимым.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.