Здавалка
Главная | Обратная связь

Основные направления культуры Европы в конце 18,19 века.



Это век классики, когда буржуазная цивилизация достигла своей зрелости и вступила в стадию кризиса. В своей основе культура базируется на рационализм, антропоцентризм, сциентизм, европоцентризм и др.

В развитии культуры 19 века можно выделить две основные эпохи:

- эпоху романтизма (первая половина века).

- эпоху декаданса (с конца 50-х годов до первой мировой войны).

Три фактора сделали возможным создание особого культурного лица 19 века: демократия, экспериментальная наука и индустриализация (второй и третий можно объединить под одним словом техника).

Культура Романтизма.

Романтизм - (франц. romantisme), идейное и художественное направление в европейской и американской духовной культуре конца 18 – 1-й половины 19 вв. Французский romantisme ведет родословную от испанского romance (так называли в средние века испанские романсы, а затем и рыцарский роман), через англ. romantic (романтический), передаваемое по - французски romanesque, а затем romantique и означавшее в 18 веке «странное», «фантастическое», «живописное». В начале 19 века слово романтизм становится термином для обозначения нового литературного направления, противоположного классицизму.

В советском литературоведение термин романтизм нередко придают и другой, расширенный смысл. Им обозначают противостоящий реализму (в широком смысле) тип художественного творчества, в котором решающую роль играет не воспроизведение действительности, ее активное пересознание, воплощение идеала художника. Такому типу творчества присуще тяготение к демонстративной условности формы, фантастики, гротеску, символике.

Романтизм – в традиционном, конкретно – историческом значение этого слова явился как бы высшей точкой антипросветительского движения, прокатившегося по всем европейским странам; его основная социально – идеологическая предпосылка – разочарование в буржуазной цивилизации, в социальном, промышленном, политическом и научном прогрессе, принесшим новые контрасты и антагонизмы, а также «дробление», нивелировку и духовное опустошение личности.

Наследуя традиции искусства средневековья, испанского барокко и английского ренессанса романтики раскрыли необычайную сложность, глубину и античность внутреннего, субъективного человека, внутреннюю бесконечность индивидуальной личности. Человек для них - малая вселенная, микрокосмос. Напряженный интерес сильным и ярким чувствам, всепоглощающим страстям, к тайным движениям души, к новой ее стороне, тяга к индивидуальному, бессознательному – сущностные черты романтического искусства. Принцип личности служит как бы самозащитой от нараставшей нивелировки индивидуальности в буржуазном обществе, но одновременно безжалостной десницы истории государств.

Культура Реализма

Основное свойство - посредством типизации отражать жизнь в образах, соответствующих сути явлений самой жизни.
Основные черты:
- стремление к широкому охвату действительности в её противоречиях, глубинных закономерностях и развитии;
- тяготение к изображению человека в его взаимодействии со средой; внутренний мир персонажей, их поведение несут на себе приметы времени; большое внимание уделяется социально-бытовому фону времени;
- универсальность в изображении человека;
- Социальная и психологическая обусловленность;
- историческая точка зрения на жизнь.
Внутренний критерий художественности - верность действительности; стремление к непосредственной достоверности изображения, "воссозданию" жизни в "формах самой жизни". Признаётся право художника освещать все стороны жизни бз каких-либо ограничений. Большое разнообразие художественных форм.
Появился в России в 19 веке.
Особенности русского реализма:
- активное освоение социально-психологической, философской и моральной проблематики;
- выраженный жизнеутверждающий характер;
- особый динамизм;
- синтетичность (более тесная связь с предшествующими литературными эпохами и направлениями: просветительством, сентиментализмом, романтизмом).

 

32. Культура Натурализма:

Натурализм - (лат. – природный, естественный) – направление в литературе и искусстве, сложившееся в последней трети XIX века в Европе и США и стремившееся к объективному, точному, бесстрастному воспроизведению наблюдаемой реальности. Главным объектом натуралистов был человеческий характер в его обусловленности физиологической природой и непосредственным бытовым и материальным окружением. Не упускались в изображении человека и те потребности, которые ранее считались “неподходящими” для искусства. В произведениях появлялись ранее “не принятые” герои – крестьяне, наркоманы, проститутки, обитатели городских низов – клошары. Теоретиками и основоположниками натурализма были Э. Золя, братья Э. и Ж. Гонкуры, С. Крейн – в литературе; А. Антуан, О. Брам – в театре; Э. Мане и К. Моне – в живописи. В России натурализм не сформировался в самостоятельное художественное течение. Однако использовался как один из приемов изображения человека (например, в картинах художников-передвижников).

 

Модернизм

Толкование этих явлений в науке неоднозначно; если говорить обобщенно, модернизм понимается как художественная практика (кубизма, футуризма, абстракционизма, сюрреализма и др.), развернувшаяся с начала XX в. и продолжавшаяся вплоть до второй мировой войны. Искусство постмодернизма охватывает всю совокупность художественных течений, развивавшихся после второй мировой войны до настоящего времени. Суть художественного творчества модернизма и постмодернизма принципиально различна. Стало уже общим местом противопоставлять созидательную природу модернизма постмодернизму с его игрой мертвыми формами.
Модернизму, безусловно, был присущ сильный пафос отрицания предшествующего искусства, однако одновременно он был и своего рода созидательной работой. Модернизм строил свою художественную символику, не обращаясь прямо к реальности, а мобилизуя внутри художественные ресурсы; но и эти осознанные усилия потребовали колоссальной работы, которая привела в итоге к установлению новых отношений между человеком и миром. Нехожеными и в известной мере эпатирующими путями модернизм стремился к поиску и воплощению неких завершенных и целостных художественных форм, в то время как постмодернизм демонстрирует совсем обратное..
Модернизм был еще смесью кричащих диссонансов и эйфорической надежды, в то время как постмодернизм — это поэтика благополучно состоявшейся смерти и игра посмертных масок.. Модернизм, как и предшествующие художественные течения — романтизм, импрессионизм, символизм, — вовлекал в свою орбиту значительный объем негативного содержания мира, не забывая при этом задаваться вопросами о человеческой судьбе; в этом смысле у модернизма была некая проекция в будущее

 

 

ПОСТМОДЕРНИЗМ

Совокупное название художественных тенденций, особенно четко обозначившихся в 1960-е годы и характеризующихся радикальным пересмотром позиции модернизма и авангарда, отражающее современное состояние западного общества в целом. Подчас довольно трудно провести четкое разграничение между модернизмом и постмодернизмом. К отличительным признакам искусства постмодерна относят предельный эклектизм и полифонию стилей и жанров, децентрацию композиции, разорванность сюжетных линий, дискретность повествования. Для постмодернистских произведений характерны цитатность, постоянная игра смысла, многоуровневые отсылки. Постмодерн возводит в принцип иронию и самоиронию, скептически относится к какой бы то ни было самотождественности, стремится к уничтожению всяческих иерархий, ограничений и границ, в том числе различий между «высоким» («элитарным») и «низким» («массовым») искусством, между автором и потребителем, между произведением искусства и зрителем, активно использует новейшие технологии в творческом процессе (Интернет). . Художественная практика постмодернизма есть дотошное повторение современного невроза, воспроизведение болезненных состояний в столь же лоскутных, осколочных и разорванных формах.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.