Здавалка
Главная | Обратная связь

Характерные черты стиля романтизм



Проблематика творчества романтизма по сравнению с классицизмом была более сложной и не такой однозначной. Романтизм в самом начале представлял собой скорее художественное направление, чем доктрину определенного стиля. Поэтому можно только с большим трудом классифицировать его проявления и рассмотреть последовательно историю развития до конца XIX - начала XX в. Романтизм на первых порах носил живой, изменчивый характер, проповедовал индивидуализм и творческую свободу. Он признавал ценность культур, значительно отличавшихся от греческо - римской античности. Большое внимание уделялось культурам Востока, художественные и архитектурные мотивы которых приспосабливались к европейскому вкусу. Происходит переоценка архитектуры средних веков и признаются технические и художественные достижения готики. Концепция связи с природой рождает концепцию английского парка и популярность свободных композиций китайского или японского сада.


Билет2. Романтизм и мистицизм.Творчество Эдгара По.

Романтизм был пронизан мистицизмом. От фантастики, чувственно-образного воображения, поэтических грез - всего один шаг до мистицизма. Амбивалентная трактовка бытия, взаимопереходы прошлого, настоящего и будущего, конечного и бесконечного порождали культ необычного, странного и неизведанного, волшебного и мистического. Художественное изображение бытия у романтиков в значительной мере наполнено таинственностью и мистицизмом.

Установки ренессансного пантеизма они трансформировали в "магический идеализм", согласно которому хаос природных форм (являющийся для людей повсеместным источником трепета, ужаса и страха, ощущения бездны) может быть преодолен магической властной волей творческой личности. Естественным связям человека с миром они придавали мистериальный характер, наделяли прозаические вещи ореолом таинственности и святости.

 

Поэтому чувственная неопределенность нередко соседствует у романтиков с мистериальной субъективной необузданностью, с переходами от реального к фантастическому и обратно. Фантастика продолжается в действительности, а действительность причудливо проявляется своими фантастически-волшебными чертами. Действительное и фантастическое постоянно перемешиваются, перетасовываются. Человек в таком двойственном мире стоит перед возможностью особого испытания. Результат испытания может быть самым неожиданным и часто трагическим - безумие или смерть.

Самые ошеломляющие фантастические превращения осуществляются ночью. Ночь - это время сновидений, мечтаний. Мир снов принципиально отличен от мира света, дня. Ночной мир воображений и снов живет вне логики, за гранью законосообразности. Старая немецкая пословица гласит, что "сон в голове - что пена в вине". Традиционному для немецкой культуры интересу к "ночной стороне" бытия романтики придали философское звучание. Сон для многих из них - нечто большее, чем поверхностная "пена" земных впечатлений. В романтизме формируется метафизический вектор понимания сновидений: сон вырывает человека из пут земных привязанностей, освобождает от земных оков, сближая со сверхъестественными факторами бытия.

Именно немецкие романтики впервые серьезно задумались над тем, "как глубоко проникают сны в таинственные недра нашего внутреннего Я". Они определили пути будущих философских и психологических исследований бессознательного начиная с Ф. Ницше и З. Фрейда вплоть до современных теорий бессознательного.


Билет3. Реализм и натурализм в 19веке.(Г.Флобер;Г.де Мопассан)

Ко второй половине XIX века увлечение наукой и научными методами познания захватило все сферы духовной жизни. В предисловии к роману «Тереза Ракен» (1867) молодой писатель Эмиль Золя (1840–1902) говорил о своих героях: “Я просто-напросто исследовал два живых тела, как хирург исследует два трупа”. Вдохновение он черпал в романе братьев Эдмона и Жюля де Гонкур «Жермини Ласерте» (1865), представив на суд читателей вслед за их “клиническим анализом любви” “клинический анализ совести”.

Ещё Бальзак заменил, по выражению Золя, “воображение поэта наблюдением учёного”. Но Бальзак видел себя историком общества. Ссылки на естествоиспытателей Кювье, Сент-Илера, Бюффона в предисловии к «Человеческой комедии» свидетельствовали о стремлении исследовать общество как организм, понять законы его функционирования.

Гонкуры, а затем Золя усматривают в физиологии источник всех психических реакций. Судьбу служанки Жермини определяет невроз. Природный темперамент креолки Терезы, унаследованный ею от африканских предков, — движущая сила сюжета в романе Золя. В литературе натурализма человек возвращается в природу, вновь воспринимается как её органичная часть.

Термин натурализмбыл предложен Эмилем Золя. Он образован от латинского слова natura — природа. Золя так определяет сущность новой эстетики: “Произведение искусства — это кусок природы, преломлённый через темперамент художника”.

В натурализме меняет свой смысл понятие “среда”. В романах Бальзака герои были порождением социальной среды, того круга общества, к которому они принадлежали. В произведениях натуралистов социальная среда приобретает черты биологической среды обитания. Она воздействует на героев не только через воспитание, общественные условности, финансовое положение, но и определяет их “видовые”, физиологические черты. В романе Золя «Жерминаль» (цикл «Ругон-Маккары», 1885) среда накладывает отпечаток на внешний облик героев. Работа в шахтах делает их бледными, низкорослыми, малокровными, с белёсыми волосами и въевшейся в кожу угольной пылью.

Натуралистическое понятие среды сформулировал французский критик Ипполит Тэн (1828–1893). Он был последователем философии О.Конта, верившего в истинность “позитивных”, то есть безусловно установленных, фактов. Они позволяют объяснить все стороны человеческой жизни. По словам И.Тэна, “пороки и добродетели — такие же продукты социальных процессов, как медный купорос и сахар — продукты процессов химических”. Во введении к своей книге «История английской литературы» (1863–1865) Тэн выделил три ключевых фактора, определяющих человеческую жизнь: расу, среду и момент.

Раса — “наследственное предрасположение, которое человек вносит за собой в мир”. Среда — внешние обстоятельства, “физические или социальные условия”, которые “изменяют или пополняют природный характер”. Среда накладывается на наследственность, взаимодействует с ней. Момент указывает на историческую эпоху, на определённый этап в истории жизни человека и общества.

Тэн заложил основы натурализма. Новую литературную школу создал Эмиль Золя. В 1868 году он задумал цикл романов, который получил название «Ругон-Маккары». Двадцать романов, написанных с 1871 по 1893 год, рассказывают историю потомков Аделаиды Фук, дочери зажиточного огородника. Она выходит замуж за батрака Пьера Ругона, а после его смерти живёт с контрабандистом, бродягой и пьяницей Маккаром. Существование Аделаиды бессознательно: она как “ласковое, смирное животное, покорное своим инстинктам”. Дети её растут под влиянием своих наследственных склонностей. Они не знают никаких общественных ограничений и “свободно следуют своим инстинктам” (роман «Карьера Ругонов»; перевод Е.Александровой).

Тэн заложил основы натурализма. Новую литературную школу создал Эмиль Золя. В 1868 году он задумал цикл романов, который получил название «Ругон-Маккары». Двадцать романов, написанных с 1871 по 1893 год, рассказывают историю потомков Аделаиды Фук, дочери зажиточного огородника. Она выходит замуж за батрака Пьера Ругона, а после его смерти живёт с контрабандистом, бродягой и пьяницей Маккаром. Существование Аделаиды бессознательно: она как “ласковое, смирное животное, покорное своим инстинктам”. Дети её растут под влиянием своих наследственных склонностей. Они не знают никаких общественных ограничений и “свободно следуют своим инстинктам” (роман «Карьера Ругонов»; перевод Е.Александровой).

Наследственность обусловливает судьбу детей Аделаиды. Пьер Ругон, наследующий расчётливость, крестьянскую хватку отца в сочетании с нервической утончённостью матери, прибирает к рукам состояние Фуков. Его потомки поднимаются вверх по социальной лестнице, становятся коммерсантами, финансистами, политическими деятелями. Детей Маккара называют “волчатами”: по этой линии наследуются алкоголизм, лень, страсть к бродяжничеству, вспышки гнева. Потомки Маккара становятся рабочими, крестьянами, наёмными служащими. Из поколения в поколение они опускаются всё ниже по социальной лестнице, на самое дно общества.

Золя приводит во взаимодействие среду и наследственность, анализирует “одновременно и волю каждого и общий напор целого”. В предисловии к роману «Карьера Ругонов» (1871) он представляет Ругон-Маккаров как “группу людей”, “на первый взгляд глубоко различных, но, как свидетельствует анализ, близко связанных между собой” законами наследственности. Наследственность Золя сравнивает с силой тяготения, самым очевидным из всех законов природы.

Важную роль в этом эксперименте играет момент. Изображая, как его герои “рассеиваются по всему современному обществу”, писатель исследует историческую эпоху в её целостности. История семьи Ругон-Маккаров — это ещё и история Второй империи (1851–1870), времени царствования Наполеона III. Он был известен как “Наполеон маленький” в сравнении с его великим предком. Вторая империя вошла в историю Франции как эпоха политической продажности, торжества пошлости, “необычайная эпоха безумия и позора” (Золя). Она началась погубившим республику государственным переворотом и завершилась поражением страны в войне с Пруссией и оккупацией Франции. Интриги, которые привели к становлению Второй империи, описываются в первом романе — «Карьера Ругонов», крах правления Наполеона III — в одном из последних романов, «Разгром» (1892).

Золя даёт всему циклу подзаголовок «Естественная и социальная история одной семьи во времена Второй империи». Сочинениями по естественной истории назывались в то время книги по биологии. Называя свой цикл “естественной историей”, писатель занимает позицию естествоиспытателя, учёного. Он перестаёт быть только наблюдателем и становится экспериментатором.

Идея экспериментального романа была подсказана Золя книгой французского физиолога Клода Бернара «Введение к изучению экспериментальной медицины».

Автор экспериментального романа продолжает работу физиолога, который опирается на химию и физику. Он “изображает факты такими, какими он наблюдал их”, и “приводит в движение действующие лица”. Его цель — “научное познание человека как отдельного индивидуума и как члена общества” (статья «Экспериментальный роман», 1880).

Золя писал: “…Экспериментальный роман <…> заменяет изучение абстрактного человека изучением человека подлинного, созданного природой, подчиняющегося действию физико-химических законов и определяющему влиянию среды”.

Литература рассматривается как способ познания внешнего мира. Особую ценность приобретают факты, точность и достоверность изображаемого. Писатель-натуралист изучает свой предмет по документам, сам наблюдает то, что намеревается описать. Известно, что, работая над романами, Золя спускался в шахты, изучал, как гримировались актрисы, собирал материалы о различных ремёслах и профессиях. Он должен был знать из первых рук всё о быте описываемой эпохи, вплоть до мельчайших подробностей.

В качестве учёного писатель должен был изображать и анализировать факты как существующие объективно, вне зависимости от его сознания, “чтобы невозможно было увидеть и указать, в чём заключается замысел и намерения автора” — так писал ещё один представитель новой французской прозы — Ги де Мопассан. Повествователь представляет “кусок жизни”, не вмешиваясь в изображаемое. Неслучайно в новеллах Мопассана в качестве рассказчика выступает врач. Он лишь передаёт слушателям известный ему “случай из практики”.

Научный подход также предполагает, что не существует таких сфер жизни, которые не могли бы описываться в романе. Скандал сопровождал появление в свет романа Золя «Западня» (1877), персонажи которого, дети улиц, говорили простонародным языком. Ещё больше возмущения в благопристойном обществе вызвал роман «Жерминаль», где описывается полуживотное существование шахтёров, их физическое и нравственное вырождение.

Представляя человека как органичную часть природы, натуралисты уделяли много внимания физиологическим проявлениям человеческой жизни. Наследственные болезни, сцены агонии и родов, гниение и разложение присутствуют почти во всех их произведениях. Детальные описания, изобилующие клиническими подробностями, получили название натуралистических описаний. Такова соединяющая образы рождения и смерти сцена из романа «Жермини Ласерте»: “Ежечасно, особенно по ночам, Жермини видела такие ужасные кончины, какими завершается только родильная горячка <…> На койках, освещённых лампами, медленно и жутко шевелились простыни над животами, раздутыми перитонитом” (перевод Э.Линецкой).

С другой стороны, внимание к телесному качеству мира насыщает романы натуралистов красками, звуками и запахами, ощущениями. Мопассан назвал роман Золя «Чрево Парижа» “симфонией сыров”: “Эта книга пахнет рыбой, как возвращающееся в порт рыбацкое судно: от неё веет свежестью огородной зелени и тяжёлым дыханием прелой земли”.

Литературный стиль, предполагающий описание данного мгновения жизни со всеми его звуками, красками, запахами, ощущениями называется импрессионистическим, по названию стиля в живописи. Импрессионизм в живописи заявил о себе в 1874 году. Полотна импрессионистов совмещали впечатление от пейзажа в определённое время суток и при определённом освещении с научностью подхода, представлением о расщеплении светового луча, растворяющего контуры предметов.

Золя восхищали художественные идеи импрессионистов, столь близкие его собственным творческим устремлениям. В романе «Чрево Парижа» Центральный рынок описывается в импрессионистическом духе. Он увиден глазами художника, правнука Аделаиды Клода Лантье. Флоран, главный герой романа, въезжает в Париж на повозке, гружённой овощами. Их свежий запах с самых первых страниц сопровождает его. На рынке море овощей простирается между двумя рядами павильонов. Клод и Флоран видят их рано утром, когда “над овощами” встаёт солнце: “…Утренний свет принимал необычайно мягкий серый оттенок, придавая окружающему светлую окраску акварели. Эти горы овощей походили на пенящиеся торопливые волны; река зелени <…> переливалась нежными жемчужными красками: тут были и ласкающие лиловые полутона, молочно-розовые, зелёные, переходившие в жёлтый цвет <…> И по мере того, как в конце улицы Рамбюто разгоралась потоками пламени заря, овощи постепенно пробуждались и выступали из стлавшейся по земле синевы. Простой салат, латук, цикорий, распустившиеся и ещё жирные от чернозёма, обнажали свои яркие сердцевины <…> груды римского салата <…> играли всеми оттенками зелёного цвета <…> Но самыми резкими, кричащими тонами были всё же яркие пятна моркови и чистые пятна репы...” (перевод А.Линдегрен и М.Эйхенгольца).

Детальные описания сочетаются в романах Золя с масштабными символическими обобщениями. Перед голодным Флораном Центральный рынок предстаёт и как гигантское чрево Парижа, переваривающее бесчисленные запасы снеди, источник жизни сытого, самодовольного, как буржуа, города.

Золя считал своим долгом пропагандировать новую эстетику. Он писал статьи о натурализме, собирал вокруг себя молодых писателей. В загородном доме в Медане и по четвергам в Париже у него бывали Йорис Карл Гюисманс, Поль Алексис, Анри Сеар, Леон Энник, Октав Мирбо, Ги де Мопассан. Натурализм стал настоящей литературной школой. Влияние нового направления было очень широким и простиралось далеко за рамки этой эпохи.

Круг понятий

Натурализм

раса (наследственность) натуралистическое описание
среда экспериментальный роман
момент импрессионистический стиль

Флобер (1821–1880) известен как создатель объективного романа. Он родился в городе Руане на Севере Франции. Мать писателя была дочерью врача, а отец — талантливым хирургом. Избрав себе иной путь, Флобер, однако, всегда был верен идеалу точного знания.

Флобер готов был месяцами изучать свой предмет, прежде чем написать о нём. Его память хранила неисчислимое количество разных фактов. Если какое-то обстоятельство не удавалось выяснить до конца, Флобер отказывался двигаться дальше. Как-то раз для романа «Бювар и Пекюше» ему понадобилось исключение из одного закона ботаники. Друзьями Флобера было опрошено более пятидесяти специалистов-ботаников, пока наконец профессор Ботанического сада не указал на растение, которое он искал.

Флобер писал: “Чем дальше, тем больше искусство будет научным, равно как наука станет художественной”.

Флобер вёл замкнутую жизнь, всецело сосредоточенную на литературе. До конца своих дней он жил в своём имении Круассе неподалёку от Руана, лишь изредка бывая в Париже. По выражению Мопассана, “он жил как бы вне мира, а не внутри его”. Никогда в жизни он не был по-настоящему страстно влюблён. Ему было жаль отдавать женщинам время, которое он мог бы посвятить творчеству. Литературное творчество было единственной возлюбленной Флобера, его самой главной привязанностью.

Внешний мир отталкивал его своей вульгарностью, а человеческая глупость безмерно раздражала. Изучая научные и философские труды для романа «Бювар и Пекюше», он выписывал те несуразности, грубые ошибки, заблуждения, которые находил у самых именитых авторов. Флобера отталкивало всякое проявление косного, стандартного мышления. Синонимом тупости и пошлости для него было слово “буржуа”. “Я называю именем буржуа всякого, кто мыслит низменно”, — говорил он. С юности Флобер составлял «Лексикон прописных истин». Сюда он включил все самые общие суждения, которые полагалось иметь добропорядочному буржуа. Флобер стремился исчерпать возможности буржуазного мышления, чтобы больше сказать уж было нечего.

Образ творца, возвышающегося над грязью и пошлостью жизни, Флобер заимствовал у писателя-романтика Альфреда де Виньи: “Пусть себе утверждается Империя, закроем свою дверь, поднимемся на самый верх нашей башни из слоновой кости, на самую последнюю площадку, как можно ближе к небу <…> Там ты видишь сверкающие звёзды и не слышишь индюков”.

Заветной мечтой писателя была “книга ни о чём <…> которая держалась бы сама по себе, внутренней силой стиля, как земля держится в воздухе без всякой опоры, — книга, где почти не было бы сюжета или <…> сюжет был бы почти незаметен...” Флобер придавал исключительное значение стилю. Он считал, что хорошая проза должна иметь внутренний ритм, тщательно выверенный при всей своей подвижности. Только тот, кто наделён тонким слухом, кто “овладел этой текучей стихией — французской прозой”, способен её создать. Ритмическая точность, гармоничное звучание слова в ряду других слов создают нужный эффект, сопрягаются с точностью смысла. Флобер мог подолгу искать нужное слово, поскольку был уверен, что существует лишь одно “истинное” слово, одно выражение, одно композиционное решение, которое абсолютно соответствует каждому данному значению, каждой конкретной мысли.

С этой точки зрения рассказываемая история — только повод для выражения сложных представлений о мире посредством совершенной формы. По мысли Флобера, в век “всеобщей посредственности” красоту можно добывать из чего угодно: “Поэзия, подобно солнцу, заставляет и навозную кучу отливать золотом”.

Для своего главного романа он избирает историю, в самой банальности которой заложен дух торжествующего мещанства. В романе «Госпожа Бовари» (1856) рассказывается о молодой жене провинциального врача, которая изменяет своему скучному и неуклюжему мужу.

Главная героиня романа Эмма Руо, дочь зажиточного земледельца, воспитывалась в монастыре вместе с девочками из богатых семей. Когда её отправляют в монастырь, они с отцом останавливаются на постоялом дворе. За ужином им подают “разрисованные тарелки со сценами из жизни мадмуазель де ла Вальер” (перевод А.Ромма).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.