Здавалка
Главная | Обратная связь

Провозвестник символизма



В историю литературы Бодлер вошел, прежде всего, как автор «Цветов зла», изданных в июне 1857. Против автора, издателя и типографов был возбужден процесс по обвинению в непристойности и кощунстве. Бодлеру пришлось уплатить штраф и изъять шесть осужденных стихотворений (они были опубликованы вторично в 1866 в Бельгии; во Франции цензурный запрет был снят только в 1949). В 1861 появилось второе издание «Цветов зла», куда Бодлер включил более тридцати новых стихотворений, среди которых оказалось несколько признанных шедевров. Именно во втором издании сборник был разделен на шесть «глав», составляющих своеобразную автобиографию современной души в ее жизненном странствии. В первой и самой длинной главе «Сплин и Идеал» поэта раздирают противоборствующие силы: он возносит молитву Богу (духовное начало) и Сатане (животное начало) в тщетном стремлении обрести внутреннее единство. В эту же главу входят стихотворения об искусстве и три знаменитых «любовных цикла». В 1844 Бодлер познакомился с мулаткой Жанной Дюваль и посвятил ей свои первые любовные стихотворения. В 1852, расставшись на время с «черной Венерой», которая едва не довела его до самоубийства своими злобными выходками и неверностью, он вступил в платоническую связь с «белой Венерой» Аполлонией Сабатье – бывшей натурщицей и подругой многих художников. В 1854 появляется «зеленоглазая Венера» Мари Добрен. Лучшим из трех любовных циклов считается тот, что был посвящен Жанне Дюваль (с XXII по XXXIX сонет). Завершается первая глава погружением души в болото тоски или сплина. Во второй главе «Парижские картины» поэт в течение суток блуждает по улицам Парижа, терзаясь своими бедами в атмосфере удручающего равнодушия современного города. В третьей главе «Вино» он пытается найти успокоение с помощью вина или наркотиков. В четвертой главе «Цветы зла» описываются искушения и бесчисленные грехи, перед которыми он не смог устоять. В пятой главе «Мятеж» – короткий, но яростный бунт против своего удела. Последняя глава «Смерть» означает конец странствия. Символом освобождения души предстает море, которое одновременно воплощает бесконечное и бесцельное движение, не дающее покоя и отдохновения. В «Цветах зла» все вещи представляют символы, причастные к универсальным законам бытия, и четвертый сонет главы «Сплин и идеал» – «Соответствия» – стал своеобразным исповеданием веры для французских символистов, признавших Бодлера своим учителем.


Билет7. Стиль символизм.Верлен и Рембо.

ВВЕДЕНИЕ

Во Франции на рубеже веков признаки переходной эпохи были особенно

очевидными. С одной стороны, ощутимой и живой была связь с богатейшим

наследием национального искусства, с авторитетной, всем миром признанной

традицией, которая сказывалась в творчестве самых различных писателей. Гюго

умер в 1885 г. и на пороге нового века воспринимался как некое божество от

литературы, как олицетворения духа XVIII-XIX столетий, эпохи Разума и

Прогресса.

Наряду с несравненным художественным опытом Франция к концу прошлого века

располагала исключительным социально-политическим опытом: век революций,

завершившийся пролетарской Коммуной 1871 г., вывел на арену политической

борьбы все классы, активизировал и демократизировал французское общество, а

в итоге социального развития «Робеспьеры превращались в лавочников»,

сложившийся к концу века социальный уклад предстал удручающим «миром цвета

плесени».

Историзм и политическая зрелость стали заметными приметами выходившей из XIX

века французской литературы. С необычайным драматизмом эта литература

выразила предощущение созревавших на рубеже веков исторических переломов, и

именно в литературе особенно очевидна друга сторона переходного периода:

отход от традиции, потребность в обновлении, в выработке «новой поэтики»,

соответствующей поистине драматическим переломам.

«Умерли все боги» - так обозначены эти переломы в знаменитом афоризме

Фридриха Ницше. Из этой констатации следовал призыв «открыть самих себя». Но

такое открытие себя в мире, из которого ушли боги, осуществлялось прежде

всего лирически, в поэзии, и прежде всего в поэзии романтической, - первым

этапом исторического сдвига и было развитие французского романтизма к

символизму. Символизм предстал последней стадией трансформации романтизма в

пределах XIX столетия, органически связанной со всем предыдущим опытом и в то

же время устремленной к «новой поэтике» - т.е. предстал классическим

вариантом искусства переходной эпохи.

Первый манифест символизма был опубликован в 1886 году и принадлежал перу

Жана Мореаса, второстепенного поэта; тогда-то и стали говорить о символизме,

о школе французского символизма. Рембо и Малларме приобрели некоторую

известность только после публикации книги Верлена «Проклятые поэты» и романа

Гюисманса «Наоборот в 1884 г.

К концу века символизм отождествился с ощущением неопределенной, но

безграничной свободы, которая для французов конкретизировалась в чрезвычайно

существенном для национальной поэзии освобождении от жесткой системы

традиционного стихосложения, в создании системы если не свободного, то

освобожденного стиха. В манифесте Мореаса были зафиксированы более или менее

очевидные к тому времени признаки символизма. Главная задача символиста –

воспроизведение «изначальных Идей», вследствие чего всё «природное»

представало лишь «видимостью», не имеющей самостоятельного художественного

значения, все поэтические средства были направлены на то, чтобы представить

загадочную «изначальную» сущность с помощью намека, «внушающими»,

«суггестивными» средствами. естественно, что эта поэтика резко

противопоставила символизм как идеалистическое течение господствовавшему в

середине века духу натурализма, позитивизма, рационализма – прозе во всех

значениях этого слова.

Никакая «школа» не могла объединить таких разных, таких значительных поэтов,

какими были Верлен, Рембо и Малларме. К тому же их объединение затруднялось

тем, что каждый из них казался олицетворением определенного этапа движения –

в одном, однако, направлении, направлении «открытия самих себя» в мире,

покинутом богами, т.е. в мире, из которого уходят объективные истины, а

единственным источником «новой поэтики» оказывается «я» поэта.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.