Здавалка
Главная | Обратная связь

ПОЛЬ ВЕРЛЕН (PAUL VERLAINE)



1844-1896

«Я родился романтиком», - признавал Поль Верлен очевидную и глубокую связь

своей поэзии с романтизмом (первое свое стихотворение – «Смерть», 1858, - он

посвятил и послал Виктору Гюго), особенно с позднеромантической группировкой

Парнаса (Леконт де Лиль, Банвиль и др.) и творчеством Шарля Бодлера. Эта

связь определяет и содержание, и форму первого сборника стихов Верлена

«Сатурналии» (1866): романтическое противопоставление Идеала вульгарной

толпе, прошлого настоящему и т.п. Однако уже в «Сатурналиях»распространяется

особенная, верленовская интонация меланхолии и тоски. Интонация эта имела

своим источником бодлеровский «сплин», но стимулирована была крушением всех

иллюзий поэта, с горечью признающегося в том, что он «ни во что не верит».

Теряющий веру поэт доверяет только своему ощущению, своим впечатлениям – уже

в момент публикации «Сатурналий» Верлен начинает движение к тому, что назовет

«новой системой». Главное звено «системы», по словам Верлена, - «искренность,

а этим целям служат впечатления от данного момента, буквально прослеженные»,

«точные ощущения». соответственно поэт расстается с историческими и

героическим сюжетами, с эпическим и дидактическим тоном, почерпнутым у

Виктора Гюго.

Вехами этого движения были сборники «Галантные празднества» (1869) и «Добрая

песня» (1870). Субъективное восприятие реальности торжествует в первом их

них, преобразующем мир в театр кукол, которым поручено сыграть спектакль в

духе XVIII в. В этих изящных миниатюрах, лаконичных сценках, в этих

наполненных чувствами пейзажах все призрачно, вторично, словно бы списано с

полотен Ватто или же переписано из книги «Искусство XVIII века» братьев

Гонкуров, которыми Верлен в 60-е годы восхищался.

«Добрая песня» адресована любимой женщине и не свободна от многословия,

трафаретов, пафоса, порожденного любовным ритуалом. Но в целом сборник

знаменует переход от эпического к личному, к повседневному, к впечатлениям от

данного момента. Проникновенное усвоение маленьких подробностей бытия,

обычных, каждодневных вещей, превращаемых Верленом в детали истинно

поэтического мира, в особенный «пейзаж души», - все это станет особенностью

поэзии импрессиониста. Как и характерная естественность стиха: от ритмов

романтической поэзии, эпического и дидактического тона, Верлен переходит к

формам миниатюрным, песенным, написанным как бы шепотом, в одно дыхание, в

один миг.

После 1871 года углубляется верленовская меланхолия. Сыграло свою роль

поражение Коммуны. Верлен не покидал Париж в дни восстания, коммунарам

симпатизировал, коммунары были среди его друзей. Свою роль сыграла

несложившаяся личная жизнь, разрыв с женой. Свою роль сыграла и дружба с

Рембо (в августе 1871 года Рембо пишет Верлену, потом приезжает к нему в

Париж), тотальный нигилизм которого подталкивал к более решительному разрыву

с традицией, к всерьез понятому «расстройству всех чувств».

В 1874 году появляется сборник «Романсы без слов», с которым прежде всего

связывается представление о новой, импрессионистической поэзии Верлена. В том

же году была организована знаменитая первая выставка художников-

импрессионистов – импрессионизм стал фактором истории французского искусства.

Как то и полагается произведению импрессионистическому, «Романсы без слов»

состоят из произведений рисующих пейзажи. Иные сюжеты (исторические,

героические, сатирические) исчезли без следа. При кажущейся географической

разбросанности (Париж, Брюссель, Лондон) пространство поэзии одномерно, как и

время: «данный момент», т.е. настоящее время, питает «точные впечатления»

поэта.

Но пейзаж здесь необычен – это поистине «пейзаж души». Природа перестает быть

объектом, относительно которого самоопределяется и в котором выражает себя

душа поэта. Они внезапно слились в одном образе, в некоем едином существе,

которое, оставаясь природой становится человеком. Поэт не сравнивает, не

уподобляет, не персонифицирует, он развертывает метафору, живущую

самостоятельно как импрессионистическое двуединство внешнего и внутреннего,

при преобладании внутреннего впечатления.

На смену логически завершенным фразам, несущим в себе мысль и описание,

пришли фразы краткие, которые ложатся на бумагу , как мазки на полотно

художника, как торопливое прикосновение художника-импрессиониста. Верлен

сознавался в своей исключительной способности «видеть» предмет; наподобие

художника он «охотился» за формами, цветами, тенями. Фраза в

импрессионистических стилях утрачивает свою самостоятельную активность, из

нее уходит действие вместе со сказуемым-глаголом. Верлен попытался краскам

доверить словесный разговор, общение души и природы – краскам и звукам.

Громкую известность приобрели слова Верлена – «музыка прежде всего», первая

строчка стихотворения «Поэтическое искусство», написанного в том же 1874

году. С точки зрения французской поэтической традиции стихотворение это –

еретическое, посягающее на самые основы. Основы французского (силлабического)

стиха – число слогов в строке и рифма; размер и синтаксис совпадают, речь

подчиняется размеру. Верлен поставил все это под сомнение, и рифму, и

исконную размеренность стиха, возвестил о возможностях «неправильностей»,

нюансировки, непарных стихов и особенно музыки, «музыки прежде всего». Верлен

поставил стих у границ его полного освобождения. Повторения, внутренняя

рифмовка , система созвучных гласных, аллитерации – всё это создает эффект

поразительного благозвучия, подлинной музыки слова, призванного внушать,

настраивать, а не сообщать и не описывать. То есть быть «романсами без слов»:

в импрессионизме Верлена содержатся предпосылки символистической эстетики

Малларме, эстетики молчания.

Но сам Верлен был далек от таких крайностей. Он держался реальной жизни как

источника «точных ощущений» и не решался на разрыв с традицией. В

последовавших за «Романсами без слов» сборниках («Мудрость», 1880; «Некогда и

недавно», 1885; «Любовь», 1888 и др.) появляются стихи, написанные в

традиционных размерах (например, сонеты). Словно спохватившись, Верлен

напоминает, что «рифма необходима французскому искусству». В последних циклах

стихов преобладает традиционная тема любви (правда, в весьма фривольной

интерпретации) и не менее традиционной веры в Бога, к которой Верлен

возвращался по мере того , как опускался, спивался, погибал.

Непоследовательность Верлена воспринимается как примета первого этапа

движения к «новой поэтике» - точно так же, как приметой следующего этапа

представляется последовательность Рембо, необыкновенная стремительность

развития и краткость его пути: в течение трех с половиной лет Рембо смог и

пройти дорогой своих предшественников, и поставить ее под сомнение, создавая

новую поэтику «ясновидения», и разочароваться в итогах своей реформы,

оставить поэзию.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.