ПОСТМОДЕРНИЗМ В КУЛЬТУРЕ 20 ВЕКА
1. Возникновение Постмодернизма 2. Постмодернизм как образ жизни 3. Постмодернизм в философии и науке 4. Искусство Постмодернизма
1 ВОПРОС Постмодернизм – широкое культурное течение, которое охватывает философию, эстетику, искусство – в целом гуманитарные науки.
Толкование данного термина различно. Согласно одной точки зрения Постмодернизм представляет собой особый тип мировоззрения, в котором главными ценностями становятся свобода во всем, игровое начало. Постмодернистское сознание направлено на отрицание всякого рода норм и традиций, на отказ от авторитетов. Вторая точка зрения рассматривает Постмодернизм как направление современной европейской культуры, целью которого является направление духовного кризис современного общества и устранение разрыва между массовой и элитарной культурой.
Новое мироощущение выступило против оптимистической веры в технологии, в возможность предвидения будущего, в положительные перспективы развития мира.
Наиболее адекватным способом постижения действительности являются не естественные науки и традиционная философия, а интуитивное мышление.
Новое мироощущение воспринимает мир как хаос, лишенный причинно-следственной связи и ценностных ориентиров.
Постмодернизм предполагает многовариантность развития, утверждается множественность взглядов на одну и ту же реальность. Согласно Постмодернизму история представляет собой хаос случайных событий, неподчиняющихся какой-то необходимости или логической последовательности.
«Новое» это одна из главных ценностей в культуре настоящего. Новизна должна шокировать публику, это вызов требованиям закона послушания, презрение ко всем социальным порядкам. Нарушение правил становится одним из условий возможности испытать наслаждение новизной.
Постмодернисты разработали несколько приемов, с помощью которых можно творить новизну. Среди них деконструкция (разрушение) форм и стилей, пародирование, произвольная трактовка.
2 ВОПРОС В социальной сфере Постмодернизм соответствует обществу потребления. В нем нет четко выраженной социально-классовой структуры, это общество всеобщего конформизма и компромисса.
В постсовременном обществе распространенной фигурой становится «Яппи» - это молодой гаражанин, преуспевающий представитель среднего класса, это человек, который пользуется удобствами современного мира, но не уверен в своем благополучии. «Зомби» - массовый человек. Цель перестает быть ценностью, происходит разочарование в идеалах и ценностях. В современном обществе усиливается нигилизм и цинизм. Цинизм постсовременного человека проявляется в отказе от многих прежних нравственных норм и ценностей, главной ценностью становится профессиональный и финансовый успех.
Для мировоззрения современного характерен неофатализм. Человек не воспринимает себя в качестве хозяина своей судьбы, многое в жизни зависит от игры случая – удачи, везения.
Для современности характерно господство моды, которое мимолетно и непредсказуемо. Мода является определяющим ядром современной жизни. Важную черту постсовременности составляет театрализация – все существенные события принимают форму яркого, эффектного спектакля или шоу.
06.04.13
3 ВОПРОС Представители постмодернизма философии Деррида, Лиотар, Ваттимо.
Наука в концепциях постмодернистов перестает быть привилегированным способом познания. Постмодернизм отвергает способность науки давать объективные знания, открывать закономерности и причинные связи. Подвергаются критике рациональные метода познания. Наука стремится к познанию общего, оставляя в стороне единичное и случайное, что обрекает науку на упрощенное и неадекватное знание о мире. Постмодернизм снимает противопоставление рационального и иррационального, науки и религии.
4 ВОПРОС В искусстве постмодернистской идеология отрицает различия высокого и низкого, какую либо иерархию художественных ценностей. В постмодернизме можно отметить направленность на эклектичность – сочетание разнородных элементов, полистилистичность, и отсутствие любых регуляторов.
Постмодернистские произведения строятся по принципу коллажа и монтажа: коллаж – переносит материал из одного контекста в другой, монтаж – размещает заимствованные элементы по новым местам. Широко используется ирония, игра, аллегория, пародия.
Художественные произведения лишаются ауры, исключительности и превращаются в нечто поверхностное хрупкое.
В постмодернизме тщательно выстроенное повествование уступает место внешней незавершенности, неопределенность становится лучшим критерием ценности текста.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|