Здавалка
Главная | Обратная связь

Особенности устной и письменной речи.



31.02.2012

 

1. Что такое культура речи?

2. Структура общенационального русского языка

3. Функциональна стилистическая система русского языка

У культуры речи 3 составляющих:

1. Владение нормами русского литературного языка в его устной и письменной формах

2. Умение выбрать и использовать, учитывая ситуацию общения, такие языковые средства которые способствуют достижению поставленных задач коммуникации

3. Соблюдение этики общения

Таким образом культура речи содержит 3 составляющих компонента:

· нормативный

· коммуникативный

· этический. Этический аспект предписывает знания и применения правил языкового поведения. Под этическими нормами общения понимается речевой этикет (речевые формулы приветствия, прощания, просьбы, вопроса, благодарности, поздравления и т.д., обращения на ТЫ, ВЫ, выбор полного или сокращенного имени, формулы обращения и т.д.).

на использование речевого этикета большое влияние оказывают:

· возраст участников речевого акта

· их социальных статус

· характер отношений между ними (официальный, неофициальный, дружеский, интимный и т.д.)

· время и место речевого взаимодействия

этический компонент культуры общения, накладывает строгий запрет на сквернословие в процессе общения и осуждает разговор на повышенных тонах.

 

Проблемы языка.

 

Общенациональный русский язык.

 

 


Литературный язык тер-ые диалекты жаргоны арго просторечие

(в основе – норма (существуют только (проф-ые и соц-о-групп-вые (арго следует отличать от жаргона

Это норминованное язык в уст.форме, для бытового служат средством общ.людей арго это речь низов общ-ва, докласси

явлние ) общения. Каждый диалект в группах, объедин.по разным рованных групп и уголовного мира)

имеет свой набор фонетических, признаком (прооф, увлеч),

грамматических средств. Диалекты наиболее яркий, молодежный

сложились, когда раздробленность на Руси жаргон (мол.люди до 30)

была очень большой )

 

Язык и речь. Эти термины многозначны, иногда они являются синонимами, иногда различаются.

*В его языке много иностранных слов. Его речь изобилует иностранными словами

*Он изучает русский язык. Он изучает русскую речь

Что значит изучить язык?

1. Овладеть его фонетической системой

2. Познать особенности изменения грамматической категорий слов, то есть понять как склоняются существительные, как изменяются глаголы и т.д.

3. Освоить модели сочетаемости слов, модели построения предложений

Что значит изучить речь? Изучить речь – это значит познать, усвоить особенности звучащей речи, её специфику. Если язык – это система представленная в моделях, нечто абстрактное, существует в потенции не в явном, а в скрыто виде и проявляется только в известных условиях, то речь это нечто материальное. Мы ее слышим или воспринимаем зрением (устная – письменная). Реформатский так писал о языке « языком можно владеть и о языке можно думать, но не видеть не осознавать его нельзя, его нельзя слышать в прямом значении этого слова». Язык – продукт деятельности коллектива, он творится народом. О представление о его характерных чертах, о его законах, о языке как системе мы имеем благодаря огромной работе лингвистов, которые исследуют языки зафиксированные в памятниках письменности и изучает записи устной современной речи, данные о лексике, фонетике, лексике, морфологии и т.д. обобщаются, описываются в научных статьях, монографиях, грамматиках, словарях. Так вырисовывается системная организация структуры национального языка. Язык объективен и обязателен для всех. Речь же отражает речь или опыт индивидуума. У каждого человека свой больший или меньший запас слов, сове знание и умение использовать слова модели их сочетаемости, модели построения предложений, поэтому речь субъективна и произвольна.

Особенности устной и письменной речи.

Это де материальные формы существования языка, причем ЛЯ. Устная речь – это звучащая речь, письменная графически закреплена. Устная речь возникла раньше, это основная форма речи, а для появления письменной речи требовалось создать графические знаки, которые передавали бы элементы звучащей речи.

Письменная речь, обращена к отсутствующему человеку. Пишущий не видит своего читателя, а только представляет, на письменную речь не влияет непосредственная реакция того кто читает. Пишущий имеет возможность совершенствовать написанное, возвращаться к нему, исправлять.

Устная речь, предполагает наличие собеседника-слушателя. Говорящий и слушающий не только слышат, но и видят друг друга. Устная речь зависит от того кто ее воспринимает (проявляется реакция одобрения или неодобрения, могут быть реплики слушателей их улыбки или смех) всё это может повлиять на характер речи, изменить ее или прекратить. Устная речь создается в процессе говорения. Говорящий одновременно работает и над содержанием и над формой и не имеет возможности что либо изменить.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.