Здавалка
Главная | Обратная связь

Языковые признаки, особенности функциональных стилей..



Лексика– каждый стиль располагает набором характерных слов и выражений, например термины специальная лексика, это принадлежность научного стиля, разговорные слова и предложения разговорного стиля, образные эмоциональные слова присуще художественной речи, общественно политические термины это признак публицистического стиля. Функциональный стиль не сплошь состоит из характерных, специфичных для него слов, в количественном отношении их доля не значительна, но они составляют самую существенную часть. Основная масса слов в каждом стиле, это нейтральная, межстилевая лексика, именно на ее фоне выделяются характерные слова и фразеологизмы. Межстилевая лексика хранительница единства литературного языка. Будучи общелитературной она объединяет функциональные стили, не позволяя им превратиться в специальные трудно понимаемые языки. Характерные слова составляют языковую специфику стиля, определяют его языковой облик.

Грамматика – тоже являются общими для всех функциональных стилей, грамматика языка едина, но в соответствии со своей установкой каждый функциональный стиль по-своему использует грамматические формы и конструкции, оказывая предпочтение тем или другим. Например, официально-деловой стиль отталкивается от всего личностного, поэтому для него характерны неопределенно-личные, возвратные конструкции, страдательные обороты (прием производится о понедельникам, средам …. , справки выдаются, обмен денег проводят, обмен денег проведен) или научный стиль, он подразумевает прямой порядок слов в предложении. Публицистический стиль использует различные риторические фигуры (анафора, эпифоры, параллелизмы, инверсия) но надо сказать это не абсолютные правила закрепления как лексических, так и грамматических средств за тем или иным стилем.

Возможности образности и эмоциональности.Они тоже создаются при помощи языковых средств и не одинаковы в разных стилях. Так для научного, официального стилей образность и эмоциональность не характерны в принципе, однако их элементы возможны в некоторых жанрах дипломатии, в полемических научных сочинениях, образны и некоторые термины (странная частица (физика)). Более склонны к образности и эмоциональности художественная речь, публицистическая, разговорная речь эмоциональна. Для художественной речи образность – это ее природа. Иной характер образности имеет публицистика, по сравнению с художественной речи.

Степень индивидуализированности речи. Любая речь стандартизирована. Правила речевого общения, построение текста существует в любом стиле. Это облегчает пользование языком экономит речевые усилия например мы не изобретаем формы приветствия, прощания (привет, пока), но с другой стороны речевая стандартизация ограничивает свободу самовыражения, индивидуальность речи. Вот по этим взаимосвязанным и взаимопротивопоставленным признакам степени стандартизированности и степени индивидуализированности тоже различают стили. Наиболее регламентировано и наименее индивидуализирована научная и деловая. Наиболее индивидуализирована художественная речь, именно здесь открывается простор для самовыражения художника и здесь крайне не уместны штампы. Закон художественно речи неповторимость, индивидуальность. Публицистика, занимает второе место по степени индивидуализации, она также избегает штампов (особенно в заголовках), но более терпима к речевым стандартам, готовым фразам, особенно если они выразительны и эмоциональны (белое безмолвие) в этом случае говорят не о штампах, а о клеше. Часто такие клеше используются для точной передачи информации и именно в публицистике (встреча в верхах, растущие духовные потребности, хлебная страдает). Разговорная речь в этом отношении особенна, она в высокой степени регламентирована, автоматизирована. Именно этим объясняется быстрота и легкость естественного, непринужденного общения. Из подобных разговор и складывается обиходно-разговорная речь.

Наличие стилевых норм.Это тоже общеязыковой признак для стилей, есть нормы языка, они обязательны и едины для все стилей. Ни в одном стиле нельзя говорить (ложить, канстантировать, инциндент, скучать за мамой, оплачивать за проезд, говорю за книгу, класть и т.д.) это нормы языка, но есть и стилевые нормы, которые определяют употребление лексики форм слов, построение предложений, это нормы разные в разных стилях (канцеляризмы уместны в официально-делово стиле и не уместны в других, а в живой непосредственно разговорной речи нельзя говорить «я проживаю в лесном массиве».

Жанры в стилях.Каждый функциональный стиль имеет свой набор речевых жанров или речевых форм. В них реализуется внутренняя задача, установка данного стиля, например в официально-деловой речи используются такие формы: заявление, доверенность, уведомление, справка, закон, постановление, приказ, акт, договор, нота (одного правительства другому) и т.д. В научном стиле: реферат, научная статья, доклад, диссертация, отчет и т.д. В художественном стиле: эпос, лирика, драма как виды (роман, повесть, рассказ) лирическое стихотворение, эпиграмма, поэма и др., среди драматических выделятся: драма (в узком смысле), комедия, трагедия, водевиль и др. как жанры.

Таким образом, каждый функциональный стиль это особая влиятельная сфера ЛЯ, которая характеризуется своим кругом тем, своим набором речевых жанров, специфической лексикой и фразеологией, своими грамматическими нормами, своим уровнем образности, эмоциональности и индивидуальности. Каждый функциональный стиль – это язык в миниатюре, язык науки, язык искусства, язык дипломатии, язык рекламы и т.д. Все вместе они составляют то что мы называем современным ЛЯ. Именно наличие функциональных стилей обусловливает богатство и гибкость русского языка:

· Разговорная речь вносит живость, естественность, непринужденность, легкость

· Научная речь обогащает точностью, строгостью выражения мыслей

· Публицистика эмоциональностью, афористичностью

· Художественная речь образностью

Само развитие языка протекает под знаком развития функциональных стилей, которые непрерывно взаимодействуют. Элементы разговорного стиля проникают в книжные стили, оживляют их, происходит и обратное проникновение. В итоге это и определяет развитие современного литературного языка.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.