Здавалка
Главная | Обратная связь

Понятие «Культура».



Методы культурологии.

В основе культурологических исследований лежит принцип единства логического и исторического подхода к изучаемым культурам.

Методы:

1)Историко-генетический.

2)Типологический (берем всю историю культуры и начинаем типографировать).

3)Сравнительный.

4)Морфологический.

5)Структурно-функциональный (берётся отдельный элемент культурной системы и изучается его взаимосвязи и влияния, на др. элементы культуры).

6)Герменевтический (изучение письменности истории других эпох)

7)Семиотический (изучение знаков и символов).

Понятие «Культура».

Понятие культура – центральное в культурологии. В своем современном значении оно вошло в оборот европейской социальной мысли со второй половины 18 в., хотя представление о культуре возникло значительно раньше. Слово «культура» происходит от латинского, означавшего возделывание почвы, её культивирование, т. е. изменение в природном объекте под воздействием человека в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. Уже в этом первоначальном содержании понятия язык выразил важную особенность – единство культуры, человека и его деятельности, хотя в понятие «культура» вкладывали и вкладывают самый различный смысл. Так, эллины видели в воспитанности свое главное отличие от «диких», «некультурных варваров». В Средние века слово «культура» ассоциировались с личными качествами, с признаками личного совершенствования. В эпоху Возрождения под личным совершенством начинают понимать соответствие гуманистическому идеалу. А с точки зрения просветителей 18 в. Культура означала «разумность». Джамбаттиста Вико (1668-1744), Иоганн Готфрид Герден (1744-1803), Шарль Луи Монтескье (1689-1755), Жан Жак Руссо (1712-1778) считали, что культура проявляется в разумности общественных порядков и политических учреждений, а измеряется достижениями в области науки и искусства.

Цель культуры и высшее назначение разума совпадают: сделать людей счастливыми. Это уже была концепция культуры, получившая название эвдемонической (этическое направление, считающее счастье, блаженство от греч. Eudaimonia высшей целью человеческой жизни). Со второй половины 19 в. Понятие «культура» все более приобретает статус научной категории. Она перестает означать только высокий уровень развития общества. Это понятие всё чаще стало пересекаться с такими категориями, как «цивилизация» и «общественно-экономическая формация». Понятие «общественно-экономическая формация» ввел в научный оборот Карл Маркс (1818-1883). Оно составляет фундамент материалистического понятия истории. Долгое время понятие «культура» и «цивилизация» были тождественны. Первым провёл между ними границу нем. Философ Имануил Кант (1724-1804), а в начале 20 века др. нем. Философ Освальт Шпенглер (1880-1936) и вовсе противопоставил их.

3. Концепции сущности культуры.

1. Социоатрибутивная концепция (функциональная, деятельностная, технологическая). Здесь культура понимается как неотъемлимый атрибут человеческого социума, который охватывает все то, что создано руками и разумом человека, все искусственные, а не природой данные явления. Эти явления можно поделить на материальную культуру и культуру духовную. Тогда культура предстает как совокупность материальных и духовных ценностей.

2. Антропоцентристская концепция (гуманистическая) акцентирует роль культуры в формировании личности и рода человеческого вообще.

Здесь культура выступает как способ и мера «производства» человека, а не вещественных изделий. Для этой концепции характерно следующее рассуждение: «Культура – это то, что характеризует человека как вид. Напрасны поиски человека до культуры, появление его на арене истории надлежит рассматривать как феномен культуры. Она глубочайшим образом сопряжена с сущностью человека, является частью определения человека как такового».







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.