Понятие культурной традиции.
^ Культурная традиция – это социальное и культурное наследие, передающееся от поколения к поколению в течение длительного времени. К культурной традиции относятся материальные и духовные ценности культуры, ее объекты, процессы усвоения и передачи культурных форм, способы этой передачи. В качестве традиций выступают культурные образцы, институты и нормы культуры, идеи, обычаи, обряды, ритуалы. Культура – это своего рода "коллективная память" народа. В культурологической науке различают культурную традицию и традиционализм. Это не одно и то же. Культурная традиция есть живая память истории. Традиционализм же – идеологическая платформа и догматическое следование ей. Как говорилось, культура - коллективная память народа и своеобразный способ человеческого бытия. Сегодня в нашей стране идет процесс восстановления культуры, он невозможен без восстановления имен и учений носителей русской культуры: историков Н. М. Карамзина и В. Ключевского, философов В. Соловьева и Н. Бердяева, ученых П. Флоренского и В. Вернадского. Вместе с этими именами к нам возвращаются золотые зерна отечественной мысли и культуры. Допустимо ли в истории людей разрушать какую-либо культуру, чтобы на ее развалинах строить новую? К сожалению, в нашей стране мы имели дело именно с подобным экспериментом. Чем он обернулся? Упадком культуры и культурности, потерей культурных ценностей. Серьезный урон культуре нанесла общественная атмосфера неприятия творческой индивидуальности, духовной интеллигентности, свободы творчества, насаждение произвола, преследование неординарной мысли (инакомыслия). Жесткая идеологизация всей общественной жизни, политизация культуры, нарушение преемственности русской, советской, зарубежной культуры — все это способствовало только одному, а именно — росту бескультурья, гибели и эмиграции многих видных представителей интеллигенции. Среди забытых имен культурного прошлого — имя христианского проповедника св. Сергия Радонежского, о котором русский историк, профессор В. О. Ключевский замечательно писал. “Есть имена, которые носили исторические люди, жившие в известное время, делавшие исторически-известное жизненное дело, но имена, которые уже утратили хронологическое значение, выступили из границ времени, когда жили их носители... Дело, сделанное таким человеком, по своему значению так далеко выходило за пределы своего века, своим благотворным действием так глубоко захватило жизнь дальнейших поколений, что с лица, его сделавшего в сознании этих поколений постепенно спадало все временное и местное, и оно из исторического деятеля превратилось в народную идею, а самое дело его из исторического факта стало практической заповедью, заветом, тем что мы привыкли называть идеалом”. 8.Механизмы изменения и стадии формирования культуры. На разных стадиях эволюции культуры организации возникают свои возможности для изменений. Объясняется это сменой функций культуры в зависимости от стадии развития. В табл. 7.1 представлены эти стадии и перечислены соответствующие механизмы изменения. Эти механизмы обладают свойством кумулятивности, т. е., на каждой последующей стадии действуют все предыдущие механизмы и добавляются свои, новые.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|