Здавалка
Главная | Обратная связь

Материальная культура. Основные занятия.



Доклад

 

По дисциплине: Культура Мировых цивилизаций

Тема: «Культура восточных славян»

 

Выполнила:

студентка

(очной формы обучения,

1 курса, СГФ

, МДО-ДБ-1-1)

Пучкова Анна Сергеевна

_______________________

 

Преподавать:

Кандидат философских наук, доцент

Чумоватов Денис Юрьевич

________________________________

 

Москва

 

Оглавление

§ 1.Мир язычников. 4

§ 2.Материальная культура. Основные занятия. 7

§ 2.1.Традиционное жилище. 7

§ 2.1.1.Планировка. 8

§ 2.1.2.Интерьер. 8

§ 2.1.3.Двор. 9

§ 2.2.Древняя славянская одежда. 10

§ 2.2.1.Мужской костюм.. 11

§ 2.2.2.Женский костюм.. 11

§ 2.2.3.Обувь. 11

§ 2.2.4.Прически и головные уборы.. 11

§ 2.2.5.Украшения. 12

§ 2.2.6.Костюм воинов. 13

§ 2.3.Основные занятия. 13

§ 3.Верования восточных славян. 15

§4. Обряды, славянские языческие праздники. 21

§ 5.Искусство. 25

Заключение. 28

Список использованной литературы.. 29

Приложение. 30

 


 

Введение

Культура - (от лат. cultura - возделывание - воспитание, образование, развитие, почитание), исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Культура входит в нашу жизнь, едва мы появляемся на свет. Она объединяет и сближает нас и в то же время отличает от остального мира. У каждой культуры свой язык, свои неповторимые черты и приметы. В мировом наследии богатейшая русская культура- яркое и заметное явление. На протяжении многих столетий она вобрала в себя самое высокое, интересное и прекрасное в человеке и стала как бы зеркалом русской души, вместилищем всего лучшего, что есть в нашем народе. Восточно-славянскую культуру изучали деятели науки: В.М.Соловьев, А.П.Богданов, М.Н.Громов, Д.С.Лихачев, С.В.Перевезенцев, Ю.Н.Школьник..

Актуальность выбранной темы:

Актуальность данной курсовой работы обусловлена тем, что именно восточнославянская культура заложила основу дальнейшего культурно-исторического развития России. Этот материал необходимо осмыслить, структурировать, обобщить и представить как совокупность знаний об этнокультурном развитии России. Представления современников о традициях, обычаях, быте, религии наших предков углубляют знания об истории человечества, развивают основы критического мышления, что позволяет воссоздать историческую картину развития России в мире.

Цель исследования:

Создание целостного представления о культуре наших предков посредством изучения различных источников.

Задачи исследования:

1.Исследование представления о мире восточных славян

2.Изучение материальной культуры восточных славян (стиля в одежде, создания ремесленных изделий, построения жилищ)

3.Изучение верований, религии восточных славян

4.Исследование духовной культуры восточных славян (обрядов, праздников, музыки, фольклора)

Объект исследования: эпоха древних славян.

Предмет исследования: Особенности культуры эпохи восточных славян

 

Мир язычников

Главной исследовательской задачей данного параграфа является исследование представления восточных славян о мире. Для выполнения данной задачи необходимо изучить некоторые элементы фольклора наших предков, отношение древних славян к различным природным явлениям.

Мир язычников состоял из четырех частей: земли, двух небес и подземно-водной зоны. У многих народов земля изображалась как округлая плоскость, окруженная водой. Вода конкретизировалась или как море, или же в виде двух рек, омывающих землю. Судя по фольклору, славянские представления о море не имели законченного вида. Море где-то на краю земли. Оно может быть на севере, где на стеклянных горах находится хрустальный дворец Кощея Бессмертного, сверкающий всеми цветами радуги. Это - отражение позднейшего знакомства с Ледовитым океаном и северным сиянием. Море может быть обычным, без этих арктических признаков. Здесь ловят рыбу, плавают на кораблях, здесь находится девичье царство (сарматов) с каменными городами; отсюда, от морских берегов Змей Горыныч, олицетворение степняков, направляется в свои налеты на святую Русь. Это - реальное историческое черноморско-азовское море, издавна известное славянам и даже носившее временами название «Русского моря». До этого моря от лесостепной окраины славянской прародины или (что, то же самое) от южной окраины славянских царств можно доскакать «скорою ездою», как говаривали в XVI в., всего лишь за три дня.

Для язычников был очень важен аграрный аспект земли: земля - почва, рождающая урожай, «Мать - сыра - земля», почва, насыщенная влагой, питающей корни растений, «матушка-земля», с которой связан целый ряд обрядов и заклинаний. Здесь почти неощутима грань с воображаемым подземным сказочным миром. Богиней плодоносящей земли-почвы, «матерью урожай» была Макошь, введенная в 980 г. в пантеон важнейших русских божеств, как богиня плодородия. Небо, в прямой зависимости от системы хозяйства, по-разному воспринималось первобытными людьми. Представления земледельцев о небе и его роли в природе и в человеческой жизни существенно отличались от воззрений охотников. Если охотникам нужно было знать звезды и ветры, то земледельцев интересовали тучи («тучные», содействующие плодородию дождевые облака) и солнце. Непознанность процесса испарения земной воды, образования облаков и тумана («росы») привела к своеобразному представлению о постоянных запасах воды где-то высоко над землей, на небе. Эта небесная влага иногда, в непредсказуемое время, может принять вид туч и пролиться на землю в виде дождя, «утучнить» ее и содействовать росту трав и урожаю. Отсюда один шаг до представлений о хозяине небесной воды, распоряжающемся дождями, грозовыми ливнями и молниями.

В дополнение к двум архаичным рожаницам появился могущественный Род, повелитель неба и всей Вселенной, великий жизнедавец вдувающий жизнь во все живое посредством дождевых капель.Солнце тоже было ценимо земледельцами, как источник света и тепла и условие произрастания всего в природе, но здесь был исключен элемент случайности, элемент капризов божественной воли -- солнце было воплощением закономерности. Весь годичный цикл языческих обрядов был построен на четырех солнечных фазах и подчинен 12 солнечным месяцам. Солнце в изобразительном искусстве всех веков было для земледельцев символом добра, знаком света, разгоняющего тьму.

Древние славяне, как и многие другие народы, принимали геоцентрическую модель мира. В представлениях славян-язычников о подземно-подводном ярусе мира тоже много общечеловеческого, много отголосков той отдаленнейшей эпохи, когда после таяния гигантского ледника континенты были затоплены морями и озерами, быстро менявшими свои очертания, стремительными реками, пробивавшими горные кряжи, необъятными болотами в низких долинах. Фольклор еще не изучен с точки зрения того, какой резкий перелом должен был произойти в человеческом сознании при таком быстром перевороте в природе, в облике и сущности мира. Важной частью представлений о подземном мире является общечеловеческая концепция подземного океана, в который опускается солнце на закате, плывет ночью и выплывает на другом конце земли утром. Ночное продвижение солнца осуществлялось водоплавающими птицами (утками, лебедями), а иногда действующей фигурой был подземный ящер, заглатывавший солнце вечером на западе и вырыгивавший его утром на востоке. Днем солнце по небу над землей влекли кони пли мощные птицы вроде лебедей. Важная черта образа жизни и мысли древних славян - представление о неразрывном единстве-родстве живущих с предками праотцами и богами как условии гармонии миров: земного и небесного. Хрупкость такого равновесия ощущалась людьми и олицетворялась ими в битве Правды и Кривды.

Вывод

В этом параграфе мы изучили представления восточных славян о мире, посмотрев «глазами» наших предков на явления природы. Также, в процессе исследования, мы узнали имена сказочных существ древних славян, смогли разобраться в их представлении о модели мира, в понятиях добра и зла.

Материальная культура. Основные занятия.

Главной исследовательской задачей данного параграфа является изучение материальной культуры восточных славян. Для проведения данного исследования необходимо подробно разобрать традиционную одежду, основные занятия, разновидности ремесленных изделий и типы постройки жилищ древних славян.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.