Здавалка
Главная | Обратная связь

Характеристика согласных звуков.



По анализу языковых единиц

Русский язык и культура речи

Культура речи – это отбор и организация языковых средств, которые способствуют наиболее эффективному достижению поставленных задач в данной сфере коммуникации с учетом норм современного литературного языка и требований этики.

Аспекты культуры речи.

1. Нормативный(с учетом норм современного литературного языка). Его рассматривает ортология (сост часть культуры речи)– наука о нормах.

2. Коммуникативный - соответствие условиям коммуникации. Стилистика (письменная форма) и риторика(устная форма).

3. Этический

 

Современный литературный русский язык изучает языковые средства или языковые единицы на разном уровне.

Языковые уровни

· Фонетический (фонематический)- уровень фонем (звуков) и суперсегментных фонетических единиц

· Словообразовательный – уровень морфем

· Грамматический – уровень слова/комбинации слов, обладающих грамматическим значением

· Лексический– уровень слов/комбинаций слов, обладающих определенным лексическим значением - выделяется не всегда

· Сверхфразового единства/текста – практически не рассматривается

 

Фонетика - наука, изучающая звуковую сторону языка

Подходы к звукам речи:

- артикуляторный подходклассификация по способу их артикуляции

- акустический подход – характеризует звук как физическую единицу (высота, сила, тембр, частотные характеристики)

- лингвистический подходзвук рассматривается как минимальная значимая единица языка (часть лингвистической системы)

Артикуляторная характеристика звуков речи.

Характеристика гласных звуков.

Ряд –движение языка внутри ротовой полости впегред и назад

Подъем –движение языка вверх и вниз внутри ротовой полости

· По ряду: переднего ряда - и,э, заднего ряда - у,о среднего ряда – ы, а

· По подъему: верхний - у,и,ы, средний - о,э, нижний – а

(треугольник Щербы)

· Огубленность(у, о)/ неогубленность (и, э, а, ы)

· Ударность/безударность (в составе морфемы/слова)

Характеристика согласных звуков.

· По соотношению шума и тона.Только шум – глухие согласные; и шум и тон, шум преобладает над тоном – звонкие шумные согласные; тон и шум, тон преобладает - л, м, н, р и их мягкие варианты – сонорные согласные (только тон – гласные).

· По месту образования.Губные согласные (губно-губные - б, п, м; губно-зубные- в, ф ) , язычные согласные (заднеязычные – к, г, х; среднеязычный – й; переднеязычные – все ост.).

· По способу образования.Смычные – разрыв преграды (п,б), щелевые (с, з), дрожащие (р). Смычные взрывные (б, п, м, д, т, н, г, к), аффрикаты – преграды разрывается частично (ц, ч), щелевые (в, ф, з, с, ж, ш, х, л, й)

· По наличию или отсутствию палатальной артикуляции.Палатальная артикуляция – приподнимание средней части спинки языка к среднему нёбу. Звуки с наличием палатальной артикуляции – мягкие звуки (всегда мягкие - ч, щ, й), с отсутствием – твердые звуки (всегда твердые – ж, ш, ц)

Умения необходимые для конспектир:

- Умение сокращать слова

- Уменее сокращать предл-я

- Умение сокращать текст целиком

- Оформление конспекта

1. Сохранять первые буквы, сокращать только до согласн.

2. Сокращать нужно однозначно

3. Малознакомые слова, новые понятия и термины следует записывать полностью

4. Целесообразно использовать различные виды сокращ. Записи (аббревиатуры, матем знаки и т.п.)

Трансформация предложений:

Лексическая трансформация

Грамматическая трансф – упрощ структуры

Лексико-грамм трансф – измен структ предл-я и лексич наполн

Логико-смысловая трансф

Сокращение текста

Полностью указывать выходные данные первоисточника!!

Поля не меньше 1/3

Сохранять заголовки

Нумерация первоисточника

Цитаты и выписки в кавычках

Реферат

- форма самостоятельной учебной деятельности

- краткое изложение содержания статьи или книги

- составная часть курсовой работы

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.