Здавалка
Главная | Обратная связь

Роль Трипольской культуры в формировании традиционных хозяйственно-культурных типов на территории современной Украины



 

Трипі́льська культу́ра, культу́ра Кукуте́ні— археологічна культура часів енеоліту, назва якої походить від назви тоді села Трипілля на Київщині (у вказаній «розширеній» назві культури присутня ще назва румунського села Кукутень). Культура набула найбільшого розквіту між 5500 та 2750 роками до н. е., розташовувалась між Карпатами та річкою Дніпро на території сучасних України, Молдови та Румунії, займаючи територію загальною площею понад 35 тис. км². В часи розквіту цій культурі належали найбільші за розміром поселення у Європі: кількість жителів деяких з них перевищувала 15 тис. осіб.

 

Хозяйство

 

Начало и большая часть времени существования трипольской культуры совпадает по времени в климатическом отношении с мягким, теплыми влажным атлантическим периодом, который оказал содействие активному развитию земледельческого хозяйства. Палеоботанические исследования убедительно показали, что уже на раннем этапе Триполья земледелие представляло собой стойкое, давно сформировавшееся явление и имело надежный семенной фонд[5].

 

Трипольцы выращивали пленчатую пшеницу, пленчатый и голозёрный овёс, просо, горох, ячмень, бобы, виноград, алычу, абрикосы. Для обработки земли применяли подсечную или подсечно-огневую систему земледелия.

 

Разводили одомашненный крупный и мелкий рогатый скот (на который приходилась половина всех домашних животных)[5], свиней, лошадей, коз и овец. Овцы приобретают решающее значение в южных регионах во время последней фазы существования культуры[5]. В отличие от региона степной Андроновской культуры, базирующейся на распространении влияния культуры северного причерноморья (ямная, скифов, сарматов, ариев, трипольцев), трипольцы имели преимущества в одомашнивании лошади с ранним одомашниванием предваряя на 1,5-2 тыс. лет молочным товарным производством молока и стойловым содержанием животных в зимнюю пору в условиях бескормицы, в суровых условиях снежной зимы. Жеребёнка сразу вскармливали молоком коров, что позволяло не только приручить, но и одомашнить лошадь — получение потомства у изначально приручённых животных, в отличие от табунного выпаса и содержания. Это подтверждается применением в пищу взрослых животных, в отличие от охоты, когда в кухонных остатках встречаются кости молодняка.

 

Кроме того, трипольское население активно занималось охотой, рыболовством и собиранием. Охотились при помощи лука и стрел. Использовали на охоте собак. В лесах и рощах, окружавших трипольские поселки, собирали дикую грушу, яблоки, вишню и кизил. В реках и речных протоках ловили сома и вырезуба, причем отдельные особи, попадавшие на стол трипольцев, достигали в длину двух метров[6].

 

Орудия труда и оружие изготавливались из костей животных, кремня и камня, иногда из меди, существуют свидетельства торговли заготовками из кремня. Высокого уровня достигло гончарное ремесло. Трипольская керамика занимала одно из видных мест в Европе того времени по совершенству выделки и росписи.

 

Поселения

 

Для трипольской культуры характерны высокий уровень развития хозяйства и развитые общественные отношения. Во времена этой культуры произошло значительное увеличение плотности населения в ареале её распространения. Трипольские посёлки чаще всего располагались на пригодных для земледелия пологих склонах, возле воды. Их площадь достигала нескольких десятков, а в некоторых случаях — 200—450 гектаров. Они состояли из наземных глинобитных жилищ, разделённых иногда внутренними перегородками или двухэтажных. Часть помещений, служившая для жилья, отапливалась печами, открытыми очагами, имела круглые окна, часть использовалась под кладовые. В таких домах, вероятно, жила одна или несколько семей. Посёлок использовался около 50 лет, до истощения окружающей его земли (чернозёмы тогда ещё не образовались), потом обязательно сжигался по особому ритуалу, а племя переселялось на новое место. Племенами управляли вожди, существовали также и верховные вожди союзов племён.

 

Трипольцы, в бассейне Южного Буга, создали протогорода-гиганты размерами 250—400 га с населением до 20 тыс. человек и более (Майданецкое — 270 га, Доброводы — 250 га, Тальянки — 400 га), что сравнимо с Киевом в домонгольскую эпоху, когда он превосходил многие крупные центры средневековой Европы.

Религия — аграрные культы, почитание Великой Богини (см. Старая Европа), священным животным была собака, важным предметом культа были глиняные монокли, бинокли и тринокли.

 

Как бы там не говорилось в современных научных исследованиях, но до сих пор, происхождение данной исторической культуры, не определено, Хотя и известно, что в основе ее стоят неолитические племена, среди которых особая роль принадлежала носителям культур Боян, Криш, линейно-ленточной керамики, Винча, Тиса. Основные отрасли хозяйства данной культуры были земледелие и скотоводство. Свое название «Трипольская культура» получила в честь села Триполье Киевской губернии, где в 1897 году археолог Викентий Хвойка обнаружил материальные остатки неолитической культуры (сегодня село Триполье находится в составе Киевской области, а точнее, в Обуховском район, что в сорока километрах от Киева). Для данного типа культуры характерны высокий уровень развития хозяйства и развитые общественные отношения. Именно во времена этой культуры и произошло значительное увеличение плотности населения в днепровском ареале распространения, ведь трипольские поселения (поселки) чаще всего располагались на пригодных для земледелия пологих склонах, возле воды. Орудия труда и оружие изготавливались из костей животных, кремня и камня, иногда из меди. Трипольцы выращивали пленчатую пшеницу, овес, просо, горох, ячмень, бобы, виноград, алычу, абрикосы. Для обработки земли применяли подсечную или подсечно-огневую систему земледелия. Разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней, лошадей. Охотились при помощи лука и стрел. Использовали на охоте собак. Высокого уровня достигло гончарное ремесло. Трипольская керамика занимала одно из видных мест в Европе того времени по совершенству выделки и росписи. Современные историки определяют три этапа развития культуры Триполья: Ранний этап - вторая половина VI — начало первой половины V тысячелетия до н. э., основой жилища которой, составляли землянки и небольшие наземные глинобитные «площадки»; Средний этап - вторая половина V тысячелетия до н. э. 3200/3150 гг. до н. э., когда ряд поселений на мысах уже был укреплен валами и рвами, увеличилась площадь поселений, иногда жилища располагались по кругу, появились первые двухэтажные дома; И поздний этап от 3150 до 2650 гг. до н. э., когда расширилась территория трипольской культуры за счет продвижения племён на север и восток.

 

Можно ли говорить о том, что, в какой-то мере, трипольская культура стала прародительницей общеславянской культуры? Такой вопрос сегодня стоит перед большинством историков. Ответ однозначен. Конечно же, да. Свидетельством тому предметы культуры и востановленный облик жилищ. Пысанки, глечики, корытца, да и сама обстановка в доме периода трипольской культуры, напоминает нам о недавнем прошлом украинского села.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.