Здавалка
Главная | Обратная связь

Глава 2. Методические особенности подготовки учителя к уроку



Алгоритм подготовки учителя к уроку

Подготовка учителя к уроку - творческий индивидуальный процесс. Накануне учитель:

• еще раз просмотрит учебную программу и определит место данного урока в структуре учебного предмета;

• исследует материал в учебнике на соответствие требованиям программы, возможностям школьников, конкретным условиям. Изучит альтернативную и дополнительную литературу;

• ознакомится с новыми методическими идеями. Подумает, осторожно взвесит и подумает, применить ли новый прием, оригинальное технологическое решение, более целесообразную, чем у него, схему урока;

• позаботится о полноте дидактических средств будущего урока. Выбросит устаревшие или поблекшие таблицы, скрупулезно проверит комплекты раздаточных материалов, исправность технических средств обучения;

• проанализирует имеющиеся в его распоряжении методы и приемы работы, выберет оптимальные и в наилучшем сочетании;

• придирчиво распланирует свой урок по минутам в каждом классе, установит -где работа будет выполняться под руководством учителя, где и когда дети будут выполнять самостоятельные задания;

• мысленно представит себе свой класс во время завтрашнего урока: что будут делать дети, где они почувствуют затруднения, в какой момент наступит усталость и придется сделать физкультпаузу;

• подумает, как облегчить детям трудности познавательного труда;

• взвесит воспитательные возможности изучаемого материала, найдет возможность органично вплести в канву урока решение воспитательных задач;

• подумает, как осуществить личностно-ориентированное обучение и воспитание;

• составит обычный план или более широкий, с изложением содержания - план-конспект урока.

И так распишем сам алгоритм подготовки к уроку изходя из вышеперечисленных рекомендаций:

1. Учет особенностей учащихся класса:

- успеваемость (сильный, слабый, неоднородный, пассивный, активный и т.п.);

- отношение учащихся к предмету;

- темп работы;

- сформированность учебных умений;

- общая подготовленность учащихся;

- отношение к разным видам учебной деятельности;

- отношение к разным формам учебной работы, в том числе нестандартным;

- общая дисциплина учащихся.

2. Учет своих индивидуальных особенностей:

- тип нервной системы;

- коммуникативность;

- эмоциональность при организации учебной деятельности учащихся;

- управление восприятием нового учебного материала учащимися;

- умение преодолеть плохое настроение; уверенность в своих знаниях, умениях;

- наличие умений импровизации;

- умения пользоваться различными средствами обучения, в том числе ТСО и ЭВТ.

 

Соблюдение правил, обеспечивающих проведение урока.

Общие

1) Определить место урока в теме, а темы в годовом курсе, выделить общую задачу урока.

2) Отобрать три вида книг, относящихся к теме урока. Научные, научно-популярные, методические. Познакомиться с их содержанием.

3) Просмотреть учебную программу, перечитать объяснительную записку, выяснить, что требуется от учителя в программе к данному уроку.

4) Восстановить в памяти материал учебника, отобрать опорные знания, умения и навыки.

5) Конкретизировать задачи урока, выделить ведущую, сформировать и зафиксировать ее в плане.

6) Выделить главную идею урока. Определить, что должен понять, запомнить ученик на уроке, знать и уметь после урока.

7) Обозначить, какой учебный материал сообщить ученикам, в каком объеме, какими порциями, какие интересные факты, подтверждающие ведущую идею, узнают на уроке школьники.

8) Отобрать содержание урока в соответствии с его задачей, обдумать методы ведения урока, выбрать наиболее эффективные способы изучения нового материала, а также формирование новых знаний, умений и навыков.

9) Записать предусмотренный ход урока в план урока и представить его себе как целостное явление, как процесс, приводящий к осуществлению задуманного урока.

Частные

1) Быть собранным, четко и ясно ставить задачи перед учениками, последовательно вести их к намеченным целям.

2) Быть доброжелательным, не оскорблять учеников, не возмущаться их незнанием или непониманием. Помнить, что, если большинство учащихся чего-либо не знает, не понимает, ошибку надо искать в способах организации их деятельности.

3) Не перебивать ученика, дать ему договорить. Нечеткий ответ может быть следствием неясного вопроса.

4) Задания и инструктаж к ним должны даваться ясно, кратко, с обязательным выяснением, как поняли ученики требования.

5) Пристально следить за откликом учеников на рассказ, задание, требование. Потеря внимания -сигнал о необходимости изменить темп, повторить изложенное или включить в ход урока дополнительный материал.

6) Помнить, что показателем внимания могут быть активное слушание, сосредоточенность на задании.

7) Экономить время, вовремя начинать урок, заканчивать его со звонком, не допускать длинных сентенций, «проработок» отдельных учеников.

8) Предъявленное требование к ученикам обязательно реализовать. Ни одно требование на уроке не следует декларировать.

9) Темп урока поддерживать интенсивный, но посильным для большинства.

10) Стимулировать вопросы учащихся, поддерживать инициативу, одобрять их осведомленность.

 

Этапы планирования урока и подготовки к нему учителя

1 - разработка системы уроков по теме или разделу;

2 - определение образовательно - воспитательно - развивающих задач урока на основе программы, методических пособий, школьного учебника и дополнительной литературы;

3 - отбор оптимального содержания материала урока, расчленение его на ряд опорных знаний, дидактическая обработка;

4 - выделение главного материала, который должен ученик понять и запомнить на уроке;

5 - формирование учебных задач урока;

6 - разработка структуры урока, определение его типа и наиболее целесообразных методов и приемов обучения на нем;

7 - нахождение связей при изучении нового материала с другими предметами и использование

этих связей при изучении нового материала и при формировании новых знаний и умений учащихся;

8 - планирование всех действий учителя и учащихся на всех этапах урока, и прежде всего при овладении новыми знаниями и умениями, а также при применении их в нестандартных ситуациях;

9 - подбор дидактических средств урока (кино-и диафильмов, картин, плакатов, карточек, схем, вспомогательной литературы и др.);

10 - проверка оборудования и технических средств обучения;

11- планирование записей и зарисовок на доске учителем и выполнение аналогичной работы учащимися на доске и в тетрадях;

12 - предусмотрение объема и форм самостоятельной работы учащихся на уроке и ее направленности на развитие их самостоятельности;

13 - приобретение форм и приемов закрепления полученных знаний и приобретенных умений на уроке и дома, приемов обобщения и систематизации знаний;

14 - составление списка учеников, знания и умения которых будут проверяться соответствующими формами и методами с учетом уровней их сформированности; определение содержания, объема и форм домашнего задания, продумывание методики домашнего задания;

15 - продумывание форм подведения итогов урока;

16 - планирование внеклассной работы по данной теме;

17 - запись плана и хода урока в соответствии с требованиями.

 

 


Заключение

Проведя теоретические исследования, мы пришли к выводу, что тема работы актуальна. Изучив и проанализировав научную, педагогическую и методическую литературу, мы пришли к следующим выводам:

1. Урок требует постоянного совершенствования и модернизации. Только творческий подход к уроку с учетом новых достижений в области педагогики, психологии и передового опыта обеспечит высокий уровень преподавания. Поэтому дать качественный урок- это дело непростое даже для опытного учителя.

2. Качественный урок характеризуется совместно - активной работой и тесным творческим взаимодействием учителя и учащихся, на основе чего может быть достигнута триединая цель: обучить, воспитать, развить.

3. Каждый урок имеет свою структуру. Традиционно преобладает в обучении комбинированный урок.

Многообразие форм из условий развития урока - одно из условий развития у учащихся интереса к истории как к предмету, повышения качества обучения.

Главными признаками урока являются высокий научно-теоретический и методический уровни, сочетание ведущей роли учителя и активной учебной деятельности учащихся.

Урок был, есть и в обозримом будущем останется основной формой организации обучения и воспитания учащихся.

Таким образом, можно сказать, что выдвинутая гипотеза подтвердилась. Если правильно и грамотно подготовится к уроку граммотно выбрать тип структуры урока, то это повлияет на повышение работоспособности ученика.


 

Список литературы

1. Амонашвили, Ш. А. В школу – с шести лет / Ш. А. Амонашвили. – М.: Педагогика, 2000. – 176 с.

2. Ананьев, Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. – 384 с.

3. Бабанский, Ю. К. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических институтов / Ю. К. Бабанский. – М.: Просвещение, 2000. – 479 с.

4. Васильева, М. С., Оморокова, М. И. Актуальные проблемы методики обучения чтению в начальных классах / М. С. Васильева, М. И. Оморокова. – М.: Педагогика, 2003. – 216 с.

5. Вершловский, С. Г. Учитель о себе и профессии / С. Г. Вершловский. – СПб.: Питер, 2000. – 32 с.

6. Волков, И. П. Цель одна – дорог много: Проектирование процессов обучения / И. П. Волков. – М.: Просвещение, 2001. – 159 с.

7. Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский. - М.: Школа - Пресс, 2002. – 397 с.

8. Зотов, Б. Ю. Организация современного урока / Б. Ю. Зотов. – М.: ЭКСМО, 2000. – 223 с.

9. Ильина, Т. Н. Педагогика / Т. Н. Ильина. – М.: Просвещение, 2003. – 447 с.

10. Кан-Калик, В. А. Учителю о педагогическом общении: Книга для учителя / В. А. Кан-Калик. – М.: Просвещение, 2000. – 190 с.

11. Кузнецова, Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: Книга для учителя / Л. В. Кузнецова. – М.: Школа – Пресс, 2001. – 224 с.

12. Лишин, О. В. Педагогическая психология воспитания / О. В. Лишин. – М.: Институт практической психологии, 2000. – 388 с.

13. Махмутов, М. И. Современный урок / М. И. Махмутов. – М.: Знание, 2000. – С. 147.

14. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: учебник для студ. Пед. Вузов. в 2-х книгах / И.П. Подласый – М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2000

15. Скульский, Р. П. Учиться быть учителем/ Переизд/ Р. П. Скульский. – М.: Педагогика, 2005. – 144 с.

16. Сухомлинский, В. А. Разговор с молодым директором школы / В. А. Сухомлинский. – М.: Просвещение, 2001. – С. 164.

17. Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. - М.: Просвещение, 2000. – 421 с.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.