Здавалка
Главная | Обратная связь

Список джерел для поглибленого вивчення



ФОРМАЛІЗОВАНИЙ МЕТОД ДОСЛІДЖЕННЯ ДОКУМЕНТІВ

Питання для обговорення

1. Общая характеристика контент-анализа.

2. История метода.

3. Сфера применения.

4. Этапы применения контент-анализа.

5. Количественный контент-анализ.

6. Метод Q-сортировки.

7. Шкалирование методом парного сравнения.

8. Качественный контент-анализ.

Список рекомендованих джерел

  1. Контент-анализ [электронный ресурс]. – Режим доступа : http://ru.wikipedia.org/wiki/
  2. Короткий тлумачний словник української мови. – К.: Рад. шк., 1988. – С. 264, 316.
  3. Лубкович І. М. Соціологія і журналістика : підручник. – Львів: ПАІС, 2005. – 176 с.
  4. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. – М.: Центр, 2000. – 244 с.
  5. Словарь иностранных слов. – М.: Рус. яз., 1990. – 624 с.

6. Соціологія: курс лекцій / За ред. В.М. Пічі. – Львів: Новий світ, 2002. – 302 с.

  1. Соціологія: Підручник / За ред. В.Г. Городяненка. – К.: Освіта, 2002. – 245 с.
  2. Соціологія: терміни, поняття, персоналії: Навчальний словник-довідник / Укл.: В.М. Піча, Ю.В. Піча, Н.М. Хома та ін. / За заг. ред. В.М. Пічі. – К.: Каравела, Львів: Новий світ-2000, 2002. – 480 с.
  3. Социология: Учебник для вузов / В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998. – 307-346.
  4. Баранов А.Н. Введение в прикладную лингвистику. М., 2000.

Список джерел для поглибленого вивчення

  1. Блинова О.Н. Опыт изучения экономических программ политических партий России 1990-х гг. // Круг идей: историческая информатика в информационном обществе. М., 2001.
  2. Бородкин Л.И., Григорьева Ю.Г., Петров А.Н., Селунская Н.Б. Становление российского парламентаризма начала ХХ века (материалы к изучению I Государственной Думы и методы их анализа). М., 1996.
  3. Брагина Л.М. Методика количественного анализа философских трактатов эпохи Возрождения // Математические методы в историко-экономических и историко-культурных исследованиях. М., 1977.
  4. Буховец О.Г. Математика в исследовании общественного сознания: крестьянские приговоры и наказы 1905-1907 гг. // Число и мысль. Вып. 9. М., 1986.
  5. Григорьев С.И., Растов Ю.Е.. Основы современной социологии. Учебное пособие. Барнаул: Издательство АГУ, 2001.
  6. Деопик Д.В. Опыт количественного анализа древней восточной летописи Чуньцю // Математические методы в историко-экономических и историко-культурных исследованиях. М., 1977.
  7. Дука А.В. Политический дискурс оппозиции в современной России // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Т. 1.
  8. Кобринский А.Л. Проблемы государственного строительства в Российской Федерации (по материалам стенограмм пленарных заседаний Государственной Думы 1993-1995 гг.). М., 2001.
  9. Ковальченко И.Д., Бородкин Л.И. Современные методы изучения исторических источников с использованием ЭВМ. М.: МГУ, 1987.
  10. Когнитивные исследования за рубежом. (Идеи и методы искусственного интеллекта в изучении политического мышления) / Под ред. В.М.Сергеева. М., 1990.
  11. Красильников С.А. Периодическая печать Сибири в период Октября в системе политической пропаганды: К постановке проблемы и методов исследования // Книжное дело Сибири и Дальнего Востока в годы строительства социализма. Новосибирск, 1984.
  12. Луков В.Б., Сергеев В.М. Опыт моделирования мышления исторических деятелей: Отто фон Бисмарк, 1866–1876 // Вопросы кибернетики. Логика рассуждений и ее моделирование. М., 1983.
  13. Маджаров А.С. К вопросу о применении контент-анализа к источникам личного происхождения // Проблемы источниковедения и историографии истории Восточной Сибири. Иркутск, 1982.
  14. Малькова В.К. Применение контент-анализа для изучения интернационального и национального в республиканской прессе // Статистика в этнографии. М., 1985.
  15. Мангейм Дж.Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования. М., 1997.
  16. Маркевич А.М. Солдатские письма во ВЦИК и Петросовет в 1917 г. К методике анализа // Круг идей: историческая информатика на пороге XXI века. М. – Чебоксары, 1999.
  17. Математика в изучении средневековых повествовательных источников. М.,1986.
  18. Методологические и методические проблемы контент-анализа. Вып. 1-2. М.–Л., 1973.
  19. Методы количественного анализа текстов нарративных источников. М., 1983.
  20. Поршнева О.С., Поршнев С.В. К характеристике менталитета народных масс России: революция 1917г. в фокусе массового сознания (опыт статистического анализа писем рабочих, крестьян и солдат в центральные органы Советов рабочих и солдатских депутатов) // Круг идей: историческая информатика на пороге XXI века. М.–Чебоксары, 1999.
  21. Почепцов Г.Г. Теория коммуникации. М., 2001.
  22. Сменцарев Г.В. О возможностях анализа исторических источников с помощью систем искусственного интеллекта // Информационный Бюллетень Ассоциации "История и компьютер". М., 2000. № 25.
  23. Тихонов В.И. Кто достоин избирательных прав? Типология и контент-анализ заявлений лишенцев // Круг идей: макро- и микроподходы в исторической информатике. Труды 5-й конференции Ассоциации "История и компьютер". М. – Минск, 1998.
  24. Хвостова К.В. Контент-анализ в исследованиях культуры // Одиссей. Человек в истории. Исследования по социальной истории и истории культуры. 1989. М., 1989.
  25. Хьетсо Г., Густавссон С., Бекман Б., Гил С. Кто написал "Тихий Дон"? (Проблема авторства "Тихого Дона"). М., Книга, 1989.
  26. Шалак В.И. Современный контент-анализ: Приложения в области: политологии, психологии, социологии, культурологии, экономики, рекламы. М., 2004.
  27. Шурер К. Искусственный интеллект и историк: перспективы и возможности // История и компьютер: новые информационные технологии в исторических исследованиях и образовании. St. Katharinen, 1993.
  28. Hawthorne M. The Computer in Literary Analysis: Using TACT with Students // Computers and Humanities. Vol.28. №1. 1994.
  29. Lancashire I. (ed.). The Humanities Computing Yearbook. 1989/90. A Comprehensive Guide to Software and Other Resources. Oxford. 1991.
  30. Laswell H.D., Pool I. de S. The Comparative Study of Symbols. Stanford, Calif., 1952.
  31. Weber R. Basic Content Analysis. Newbury Park. Calif., 1990.
  32. ТАСТ. User’s Guide. Version 1.2. University of Toronto, 1990.

 

 

1. Общая характеристика контент-анализа

(джерело – http://ru.wikipedia.org/wiki/)

 

 

Контент-ана́лиз (от англ.: contents - содержание, содержимое) или анализ содержания — стандартная методика исследования в области общественных наук, предметом анализа которой является содержание текстовых массивов и продуктов коммуникативной корреспонденции. В отечественной исследовательской традиции контент-анализ определяется как количественный анализ текстов и текстовых массивов с целью последующей содержательной интерпретации выявленных числовых закономерностей. Контент-анализ применяется при изучении источников, инвариантных по структуре или существу содержания, но внешне бытующих, как не систематизированный, беспорядочно организованный текстовой материал. Философский смысл контент-анализа, как исследовательского метода, состоит в восхождении от многообразия текстового материала к абстрактной модели содержания текста. В указанном смысле, контент-анализ является одной из номотетических исследовательских процедур, используемых в сфере применения идиографических методов.

Выделяют два основных типа контент-анализа: количественный и качественный.

 

История метода

Методика контент-анализа нашла широкое применение в информационную эпоху, однако история метода не ограничивается эрой автоматической обработки текста. Так первые примеры использования контент-анализа датированы XVIII веком, когда в Швеции частота появления в тексте книги определенных тем служила критерием её еретичности. Однако, всерьёз говорить о применении контент-анализа как полноценной методики можно лишь начиная с 30-х годов XX века в США. Термин content-analysis впервые начали применять в конце XIX – нач. XX вв. американские журналисты Б.Мэттью, А.Тенни, Д.Спиид, Д.Уипкинс. У истоков становления методологии контент-анализа стоял также французский журналист Ж.Кайзер.

Использовался контент-анализ преимущественно в социологических исследованиях, в том числе при изучении рекламных и пропагандистских материалов.

Впервые Г. Лассуэлл использовал метод контент-анализа для изучения сообщений пропаганды периода первой мировой войны уже в середине 20-х гг. (например, в 1925 г. он проанализировал содержание немецких школьных учебников на предмет выявления в них ссылок на национальных военных героев, вклад Германии в науку, "неполноценность" иностранцев и т.д.), систематизировал свои исследования о сущности пропаганды, политических мифов и значении использования контент-анализа в своей докторской диссертации (1926) и в монографии "Техника пропаганды в мировой войне" (1927), а позже - в многочисленных публикациях по проблемам пропаганды и контент-анализа середины 40-х гг. В сотрудничестве с С.Пул и Д.Лернером он исследовал более 20.000 редакционных статей в наиболее престижных газетах американских и зарубежных газетах.

Известно, что основные процедуры контент-анализа связаны с переводом качественной информации (содержания сообщений массовой текстовой информации) в количественные показатели, на язык счета. В качестве смысловых, т.е. качественных единиц анализа Г.Лассуэлл предложил понятия, "изучение элит" (персоналий политических лидеров и деятельности правительств), достижения в экономике (это применялось им в контент-анализе советских газет для книги "Пропаганда мировой революции", 1939), символы, поскольку "символические отношения организуют отношения между людьми". Выделяя в качестве основных смысловых единиц понятия, термины и символы возможно, по его мнению, обнаружить не только некоторые закономерности в использовании пропагандистских стереотипов, но и главные мотивы и даже скрытые намерения коммуникаторов. Так, используя символ как важнейшую аналитическую единицу контент-анализа, Г.Лассуэл во время второй мировой войны применил этод метод для анализа текстов американской газеты "Истинный американец" и доказал, что она является профашистской, что послужило основанием для ее запрещения" [11, p.126-127].

Огромное значение в научных исследованиях Г.Лассуэлла имеют проблемы пропаганды, ее сущности, особенностей и структуры конструктов пропагандистских материалов. Уже в 1927 г. он определяет пропаганду как "управление коллективными аттитьюдами (установками) посредством манипулирования значимыми символами". Она не может быть "плохой" или "хорошей" и квалифицироваться в терминах этики. Пропаганда есть попытка изменить воззрения людей; она есть "массовое убеждение"; ее цель - насаждать политическую мифологию. Пропаганда для него - это политика и вид оружия - более "экономного", чем традиционные: это "инструмент тотальной политики вместе с дипломатией, экономическими мероприятиями и вооруженными силами. Ее цель заключается в экономии материальных затрат на мировое господство" [12, p. 213-214]. Действительно, во время второй мировой войны СМИ стали использоваться как технологии психологической войны. В наставлении вооруженным силам США - "Введении в психологическую войну" - появились понятия "белой" пропаганды (рассчитана на "своих", распространяется и признается источником или его официальными представителями), "серой" пропаганды (не идентифицирует специально свой источник) и "черной" пропаганды (направлена на "врага", выдается за исходящую из иного источника, чем подлинный) [13, c. 250].

Пропаганда как управление значимыми символами предполагает, по мнению Г.Лассуэлла, распространение прежде всего политических мифов и стереотипов. Политический миф он определяет как "совокупность социальных убеждений, включающих устойчивые представления об идеальном типе власти в рамках конкретного общественного устройства". Политический миф - это не только "иррациональное", принимаемое на веру, аксиоматически, бездоказательно. Г.Лассуэлл полагает, что политический миф реализуется в политических доктринах и идеологиях и отражается в структуре политического сознания через такие понятия, как "креденда" и "миранда", в связи с чем пропаганда всегда обращена как к разуму, так и к чувствам реципиентов. "Креденда" (доверие) - это сфера рационального сознания, более соответствующая политическим доктринам; это уставы, конституции, декларации, договоры, обращенные к разуму и обеспечивающие доверие к власти на когнитивном уровне. "Миранда" (мираж, сверхъестественное) - это нечто схожее с религией; это совокупность мифов, ритуалов, символов; она содержит такие коммуникативные средства, как лозунги, флаг, гимн, лидер (герой) движения, невербалику и рассчитана на эмоциональное восприятие, на пробуждение чувств лояльности индивида к власти. Посредством пропаганды, "креденды" и "миранды" осуществляется политическое управление обществом, политическая коммуникация, реализуется язык власти. При этом функция языка власти имеет рациональные цели (политическая семантика - т.е. содержание и стиль высказываний) и эмоциональные эффекты (политическая синтактика) [14, p. 84-99].

Сегодня результаты научно-исследовательской деятельности Г. Лассуэлла представляют собой классическое наследие не только для политологов, политических психологов, социологов, но и для специалистов по социологии и психологии массовой коммуникации, социологии и психологии пропаганды.

 

Сфера применения

Круг дисциплин, в которых применяется контент-анализ, довольно широк. Помимо социологии и политологии данная методика находит применение в антропологии, управлении персоналом, психологии, литературоведении, истории, истории философии. Оле Холсти приводит следующее распределение исследований в области контент-анализа по наукам: социология, антропология — 27,7 %, теория коммуникации — 25,9 %, политическая наука — 21,5 %. Следует также отметить применение контент-анализа в области исторических исследований[4] и связей с общественностью.

С помощью контент-анализа можно анализировать такие различные типы текстов, как сообщения СМИ, заявления политических деятелей, программы партий, правовые акты, рекламные и пропагандистские материалы, исторические источники, литературные произведения.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.