Этапы применения контент-анализа
Необходимым условием применения методики анализа содержания является наличие материального носителя информации. Во всех случаях, когда существует или может быть воссоздан такой носитель, допустимо использование методики контент-анализа. Первый этап Определение совокупности изучаемых источников или сообщений с помощью набора заданных критериев, которым должно отвечать каждое сообщение: · заданный тип источника (пресса, телевидение, радио, рекламные или пропагандистские материалы) · один тип сообщений (статьи, заметки, плакаты); · заданные стороны, участвующие в процессе коммуникации (отправитель, получатель (реципиент); · сопоставимый размер сообщений (минимальный объём или длина) · частота появления сообщений, · способ распространения сообщений; · место распространения сообщений; · время появления сообщений. При необходимости можно использовать и другие критерии, однако перечисленные выше встречаются чаще всего. Второй этап Формирование выборочной совокупности сообщений. В некоторых случаях можно изучать всю определенную на первом этапе совокупность источников, поскольку подлежащие анализу случаи (сообщения) часто ограничены по числу и хорошо доступны. Однако иногда контент-анализ должен опираться на ограниченную выборку, взятую из большего массива информации. Третий этап Выявление единиц анализа. Ими могут быть слова или темы. Правильный выбор единиц анализа — важная составляющая всей работы. Простейшим элементом сообщения является слово. Тема — это другая единица, представляющая собой отдельное высказывание о каком-либо предмете. Существуют достаточно четкие требования к выбору возможной единицы анализа: · она должна быть достаточно большой, чтобы выражать значение; · она должна быть достаточно малой, чтобы не выражать много значений; · она должна легко идентифицироваться; · число единиц должно быть настолько велико, чтобы из них можно было делать выборку. Если в качестве единицы анализа избирается тема, то она также выделяется в соответствии с некоторыми правилами: · Тема не может выходить за пределы абзаца. · Новая тема возникает, если происходит смена: o воспринимающего, o действующего, o цели, o категории. Существуют также и специальные методики контент-анализа, адаптированные к нуждам исторических и историко-философских исследований. Четвертый этап Выделение единиц счета, которые могут совпадать со смысловыми единицами или носить специфический характер. В первом случае процедура анализа сводится к подсчету частоты упоминания выделенной смысловой единицы, во втором — исследователь на основе анализируемого материала и целей исследования сам выдвигает единицы счета, которыми могут быть: · физическая протяженность текстов; · площадь текста, заполненная смысловыми единицами; · число строк (абзацев, знаков, колонок текста); · длительность трансляции по радио или ТВ; · метраж пленки при аудио- и видеозаписях, · количество рисунков с определенным содержанием, сюжетом и прочее. В некоторых случаях исследователи используют и другие элементы счета. Принципиальное значение на этом этапе контент-анализа имеет строгое дефинирование его операторов. Пятый этап Непосредственно процедура подсчета. Она в общем виде сходна со стандартными приемами классификации по выделенным группировкам. Применяется составление специальных таблиц, применение компьютерных программ, специальных формул, статистических расчетов. Шестой этап Интерпретация полученных результатов в соответствии с целями и задачами конкретного исследования. Обычно на этом этапе выявляются и оцениваются такие характеристики текстового материала, которые позволяют делать заключения о том, что хотел подчеркнуть или скрыть его автор. Возможно выявление процента распространенности в обществе субъективных смыслов объекта или явления.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|