Структура СП технологий
ЛЕКЦИЯ 4 Алгоритм деятельности как элемент социально-педагогической технологии. Структура социально -педагогической технологии Источник: Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / М.В. Шакурова : 2-е изд., стереотип. — Москва : Издательский центр «Академия», 2004. — 272 с.
Вопросы и задания для самоконтроля 1. Что такое структура, компонентный состав технологии? 2. Представьте типовой алгоритм деятельности социального педагога. 3. Охарактеризуйте 5 взаимосвязанных этапов технологического процесса социально-педагогической деятельности, которые разработаны Л.В. Мардахаевым. 4. Охарактеризуйте 5 взаимосвязанных этапов технологического процесса социально-педагогической деятельности, которые разработаны научным коллективом под руководством И.Г. Зайнышева.
Структура СП технологий Чтобы более полно представить содержание социально-педагогической технологии, необходимо рассмотреть ее структуру и основные компоненты- структурные элементы. Структура (от лат. structura) — взаиморасположение и связь основных частей чего-либо; строение. Строение позволяет выявить компонентный состав изучаемого явления. Компонент (от лат. componens — составляющий) — составная часть чего-либо Общая СП технология – предназначена для решения общих СП проблем ребенка и обеспечение их полного или частичного разрешения. Частные СП технологиинацелены на оказание помощи конкретным категориям и социальным слоям, нуждающимся в поддержке (например, работа с подростками с девиантным поведением, с детьми-инвалидами и.т.д.). Некоторые специалисты выделяют из них специальные технологии,нацеленные на оптимизацию социальных процессов в условиях специализированныхучреждений, центров и т.д. Например, технология СП работы во внешкольных, досуговых учреждениях, технология работы соц. педагога в школе, в приюте, в местах лишения свободы. Структуру общей СПТ можно применять и к часным, однако в каждой частнойтехнологии имеются свои подэтапы, которые являются подэтапами общей технологии, когда в ее рамках идет реализация частной технологии. Основу технологического процесса составляет алгоритм действий (операций). В технологиях социального типа он не столь жестко задан, отдельные его этапы могут повторяться, дублироваться, взаимозаменяться либо опускаться. Алгоритм обеспечивает повторяемость, тиражируемость технологии. В работах отдельных специалистов предпринимаются попытки определить типовой алгоритм деятельности социального педагога. Представим обобщенный вариант типового алгоритма деятельности социального педагога: 1. Диагностический этап. А. Анализ исходной ситуации: а) определение степени трудности и опасности ситуации для ребенка; б) определение того, входит ли она в круг проблем, которые должен решать социальный педагог; в) выявление причин, ее породивших; г) постановка проблемы; д) определение степени переживания и осознания проблемы ребенком, т.е. ее актуальности для него; е) готовность или неготовность ребенка к решению проблемы. Б. Постановка задачи социально-педагогической защиты (проектирование). 2. Оказание помощи ребенку в выявлении и осознании проблемы и ее причин или создание условий для актуализации проблемы для ребенка. 3. Совместное проектирование решения трудной ситуации. 4. Определение способов социально-педагогической защиты (непосредственные, прямые, косвенные, опосредованные). 5. Помощь ребенку в нахождении способов разрешения проблемы или создание условий для поиска им этих способов. 6. Анализ результатов выхода из проблемы. 7. Оценка собственной деятельности. 8. Последствия – формирование установки ребенка на самостоятельное преодоление подобных проблем. 9. Осуществление контроля за состоянием ребенка и его развитием. Л.В. Мардахаевым, научным коллективом под руководством И.Г. Зайнышева были разработаны замкнутые циклы технологического процесса социально-педагогической и социальной деятельности, включающие определенные этапы и операции. Вариант Л.В. Мардахаева предполагает 5 взаимосвязанных этапов: 1) диагностико-прогностический; 2) этап выбора (разработки) оптимальной технологии; 3) этап непосредственной подготовки к реализации выбранной технологии; 4) реализационный; 5) экспертно-оценночный.
Основные подэтапы:
Основные подэтапы:
Основные подэтапы:
В разработке научного коллектива под руководством И.Г. Зайнышева также выделено 5 этапов технологической деятельности: 1. Предварительный этап. На этом этапе осуществляются операции выявления, оценки и ранжирования проблемы, выяснения факторов, обусловивших ее возникновение. Организатор социальной деятельности настраивается на ее решение, мобилизирует свой интеллектуальный, морально-психологический и профессиональный потенциал. Одновременно уточняются критерии действительности и эффективности деятельности социальных служб при решении обозначенной социальной проблемы. При этом критерии успеха действий социальных служб и специалистов могут отражаться в постановке и формулировании цели и конкретных задач социальной работы. 2. Этап целеполагания. На этом этапе происходит первичное формулирование целевой установки деятельности специалистов и организаторов социальной работы. Цель обусловливает выбор средств и способов ее достижения, определяет направления поиска дополнительных источников информации об условиях и социальной среде жизнедеятельности клиентов. 3. Этап обработки информации.На этом этапе технологического процесса идет поиск дополнительных источников информации, сбор и систематизация информации, ее анализ и обобщение. Выводы, вытекающие из результатов аналитической работы, составляют содержательную базу для уточнения цели и задач, для выработки программы действий, определения содержания, организационных форм и методов социальной работы. 4. Процедурно-организационный этап. На этом этапе осуществляется последовательная реализация намеченных программой мер социального воздействия конкретными исполнителями в обозначенное время и сроки, сопоставление и соизмерение результатов с критериями успешности социальной деятельности. 5. Контрольно-аналитический этап.Это завершающий этап технологического цикла, на котором анализируются итоги деятельности специалистов, выявляются факторы, способствующие положительному решению задач социальной деятельности, и намечаются пути устранения недостатков. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|