Здавалка
Главная | Обратная связь

Структура СП технологий

ЛЕКЦИЯ 4

Алгоритм деятельности как элемент социально-педагогической технологии. Структура социально -педагогической технологии

Источник: Шакурова, М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / М.В. Шакурова : 2-е изд., стерео­тип. — Москва : Издательский центр «Академия», 2004. — 272 с.

 

Вопросы и задания для самоконтроля

1. Что такое структура, компонентный состав технологии?

2. Представьте типовой алгоритм деятельности социального педагога.

3. Охарактеризуйте 5 взаимосвязанных этапов технологического процесса социально-педагогической деятельности, которые разработаны Л.В. Мардахаевым.

4. Охарактеризуйте 5 взаимосвязанных этапов технологического процесса социально-педагогической деятельности, которые разработаны научным коллективом под руководством И.Г. Зайнышева.

 

Структура СП технологий

Чтобы более полно представить содержание социально-педагогической технологии, необходимо рассмотреть ее структуру и основные компоненты- структурные элементы.

Структура (от лат. structura) — взаиморасположение и связь основных частей чего-либо; строение. Строение позволяет выявить компонентный состав изучаемого явления. Компонент (от лат. componens — составляющий) — составная часть чего-либо

Общая СП технология – предназначена для решения общих СП проблем ребенка и обеспечение их полного или частичного разрешения.

Частные СП технологиинацелены на оказание помощи конкретным категориям и социальным слоям, нуждающимся в поддержке (например, работа с подростками с девиантным поведением, с детьми-инвалидами и.т.д.).

Некоторые специалисты выделяют из них специальные технологии,нацеленные на оптимизацию социальных процессов в условиях специализированныхучреждений, центров и т.д. Например, технология СП работы во внешкольных, досуговых учреждениях, технология работы соц. педагога в школе, в приюте, в местах лишения свободы.

Структуру общей СПТ можно применять и к часным, однако в каждой частнойтехнологии имеются свои подэтапы, которые являются подэтапами общей технологии, когда в ее рамках идет реализация частной технологии.

Основу технологического процесса составляет алгоритм действий (операций). В технологиях социального типа он не столь жестко задан, отдельные его этапы могут повторяться, дублироваться, взаимозаменяться либо опускаться. Алгоритм обеспечивает повторяемость, тиражируемость технологии.

В работах отдельных специалистов предпринимаются попытки определить типовой алгоритм деятельности социального педагога.

Представим обобщенный вариант типового алгоритма деятельности социального педагога:

1. Диагностический этап.

А. Анализ исходной ситуации:

а) определение степени трудности и опасности ситуации для ребенка;

б) определение того, входит ли она в круг проблем, которые должен решать социальный педагог;

в) выявление причин, ее породивших;

г) постановка проблемы;

д) определение степени переживания и осознания проблемы ребенком, т.е. ее актуальности для него;

е) готовность или неготовность ребенка к решению проблемы.

Б. Постановка задачи социально-педагогической защиты (проектирование).

2. Оказание помощи ребенку в выявлении и осознании проблемы и ее причин или создание условий для актуализации проблемы для ребенка.

3. Совместное проектирование решения трудной ситуации.

4. Определение способов социально-педагогической защиты (непосредственные, прямые, косвенные, опосредованные).

5. Помощь ребенку в нахождении способов разрешения проблемы или создание условий для поиска им этих способов.

6. Анализ результатов выхода из проблемы.

7. Оценка собственной деятельности.

8. Последствия – формирование установки ребенка на самостоятельное преодоление подобных проблем.

9. Осуществление контроля за состоянием ребенка и его развитием.

Л.В. Мардахаевым, научным коллективом под руководством И.Г. Зайнышева были разработаны замкнутые циклы технологического процесса социально-педагогической и социальной деятельности, включающие определенные этапы и операции.

Вариант Л.В. Мардахаева предполагает 5 взаимосвязанных этапов:

1) диагностико-прогностический;

2) этап выбора (разработки) оптимальной технологии;

3) этап непосредственной подготовки к реализации выбранной технологии;

4) реализационный;

5) экспертно-оценночный.

 


 

Этап 1 диагностико-прогностический(диагностика проблемы) Это этап диагностики объекта, определения его со­циально-педагогических проблем (основной проблемы) и построения прогноза вероятного развития, воспитания, изменения. Прогноз направлен на выявление потенциала объекта как основы разрешения его социально-педагогических проблем. Данный этап - начальный. Он предназначен для получения информации, необходимой для последующей деятельности специалиста - социального педагога
Основные подэтапы:
1. анализ первичной информации 2.выбор диагностики   3. подготовка к диагностике 4. диагностика 5.анализ результатов и выводы  

 

1. анализ результатов диагностики 2. выводы для прогноза 3.подготовка к прогнозу 4. прогнозирование 5.Анализ результатов и выводы
Этап 2 выбора (разработки) оптимальной технологии(поиск решения) Данный этап предусматривает: выбор одной из имеющихся технологий социально-педагогической работы с клиентом; индивидуализацию имеющейся технологии с учетом ситуации, индивидуальности клиента, его проблем, возможностей специалистов; разработку новой, индивидуальной технологии, соответствующей потребностям клиента, возможностям специалиста и ситуации практической реализации. Пример, технология индивидуального развития, педагогической коррекции, педагогической реабилитации, исправления и пр.

Основные подэтапы:

1. анализ необходимой информации 2. определение цели и задач 3. моделирование 4. выбор технологии 5. анализ и принятие решения
Этап 3 подготовки к реализации выбранной технологии Необходим для выявления материальных, технических, организационных и методических аспектов, возникающих в связи с необходимостью обеспечения эффективности реализации выбранной (разработанной) социально-педагогической технологии. Он позволяет предупредить возможные сложности реализации и обеспечить эффективность и качество всей социально-педагогической работы с клиентом.

Основные подэтапы:

1. анализ необходимой информации 2. опред. мат.-х, технич., организац., методич. проблем 3. решение выявленных проблем 4. апробация элементов технологии 5. планирование реализации
Этап 4 реализационный(решение проблемы) Основной этап, ради которого предусматривался и проводился весь комплекс предшествующих мер. Эффективность и качество реализации технологии во многом зависят также и от личности специалиста (социального педагога), осуществляющего его, и от ситуации (места) практической работы.

Основные подэтапы:

1. индивидуализация СПТ 2. постепенное включение объекта в работу над собой, превращение его в работу в субъекта самосовершенствования
Этап 5 экспертно-оценочный(оценка решения проблемы) Это этап, позволяющий оценить результат реализации социально-педагогической технологии и всей выполненной работы.
1. предварительная оценка 2. анализ результатов 3. общие выводы деятельности

В разработке научного коллектива под руководством И.Г. Зайнышева также выделено 5 этапов технологической деятельности:

1. Предварительный этап. На этом этапе осуществляются операции выявления, оценки и ранжирования проблемы, выяснения факторов, обусловивших ее возникновение. Организатор социальной деятельности настраивается на ее решение, мобилизирует свой интеллектуальный, морально-психологический и профессиональный потенциал. Одновременно уточняются критерии действительности и эффективности деятельности социальных служб при решении обозначенной социальной проблемы. При этом критерии успеха действий социальных служб и специалистов могут отражаться в постановке и формулировании цели и конкретных задач социальной работы.

2. Этап целеполагания. На этом этапе происходит первичное формулирование целевой установки деятельности специалистов и организаторов социальной работы. Цель обусловливает выбор средств и способов ее достижения, определяет направления поиска дополнительных источников информации об условиях и социальной среде жизнедеятельности клиентов.

3. Этап обработки информации.На этом этапе технологического процесса идет поиск дополнительных источников информации, сбор и систематизация информации, ее анализ и обобщение. Выводы, вытекающие из результатов аналитической работы, составляют содержательную базу для уточнения цели и задач, для выработки программы действий, определения содержания, организационных форм и методов социальной работы.

4. Процедурно-организационный этап. На этом этапе осуществляется последовательная реализация намеченных программой мер социального воздействия конкретными исполнителями в обозначенное время и сроки, сопоставление и соизмерение результатов с критериями успешности социальной деятельности.

5. Контрольно-аналитический этап.Это завершающий этап технологического цикла, на котором анализируются итоги деятельности специалистов, выявляются факторы, способствующие положительному решению задач социальной деятельности, и намечаются пути устранения недостатков.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.