Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 3. Информационное обеспечение процессов разработки управленческих решений. Моделирование процессов разработки управленческих решений



1. Понятие и характеристики информации

2. Информационные системы

3. Коммуникационные системы в процессах разработки управленческих решений

4. Моделирование управленческих процессов

 

Большое значение при разработке управленческих решений имеет информация. Под информацией понимается отражение в сознании человека характеристик окружающего мира, зафиксированное впоследствии на материальных и иных носителях.

Информация может описываться двумя взаимосвязанными показателями - количеством и неопределенностью, выраженной через энтропию.

Информация обладает двумя свойствами, делающими ее незаменимой в процессе управления:

· способностью отображать события, процессы, явления;

· возможностью преобразовываться, обрабатываться, храниться, многократно использоваться, обеспечивая тем самым возможность получения сведений о прошлом, настоящем и будущем.

Источники информации условно можно разделить на две большие группы: внешние и внутренние.

Содержание и степень полноты информации зависят от того, на каком этапе принятия решения эта информация используется. Информация, используемая при принятии организационного решения, требуется на всех этапах, однако ее содержание на каждом этапе совершенно различно.

Требования, предъявляемые к информации, могут касаться ее количества и качества. Количественные характеристики информации, т. е. ее объем, необходимый для принятия решения, зависят от сложности рассматриваемой задачи, времени, которым располагает лицо, принимающее решение, его квалификации и опыта.

Если информация носит четко определенный количественный характер, то, как правило, она используется в принятии решения алгоритмическим методом, который предполагает формализацию операций с информацией на основе правил, формул, алгоритмов.

Качественные характеристики информации достаточно многообразны, но основными из них являются: своевременность информации; достоверность; достаточность; надежность информации.

Стоимость информации.

Важную роль играют способы фиксирования информации. Наиболее распространенными являются различного рода документы, т. е. материальные объекты, закрепляющие информацию в письменной форме.

Управление организацией носит циклический характер.

Время, необходимое для принятия соответствующего управленческого решения, характеризует минимальный управленческий цикл для данного типа решений.

При принятии управленческих решений всегда важно учитывать риск. Риск скорее относится к уровню определенности, с которой можно прогнозировать результат. По сути дела, решения принимаются в разных обстоятельствах по отношению к риску.

Решение принимается в условиях определенности, когда руководитель в точности знает результат каждого из альтернативных вариантов выбора. Ситуации с наличием определенности называются детерминистскими.

К решениям, принимаемым в условиях риска, относятся такие, результаты которых не являются определенными, но вероятность каждого результата известна.

Решение принимается в условиях неопределенности, когда невозможно оценить вероятность потенциальных результатов.

Информационные системы могут быть построены по функциональному или системному принципу. Функциональный принцип более прост, ибо он предусматривает сбор и обработку информации каждым функциональным подразделением, исходя из существующих форм документов и своих потребностей. При системном (интегрированном) принципе информация подбирается под определенный круг вопросов (рубрику) по единой системе, что устраняет дублирование, присущее функциональному принципу, и значительно повышает каче­ство информации.

Информационный процесс осуществляется с помощью межличностной коммуникации (коммуникация – процесс обмена информацией в системе), являющейся основой построения коммуникационных систем, т. е. цепочки связей между участниками определенного процесса, в результате которого перемещается информация, необходимая для принятия решения. Коммуникационный процесс включает следующие этапы: отправитель информации; кодирование информации, или формирование сообщения; канал связи; получатель информации; обратная связь.

Сама связь между источником и получателем, оформленная в виде определенных фиксированных связей, носит название коммуникационной сети. Коммуникационные сети предполагают наличие разнообразных способов связей между участниками информационного процесса.

Коммуникационные сети включают вертикальные, горизонтальные и диагональные связи. Вертикальные связи делятся на два вида: нисходящие (движение информации от руководителей к подчиненным) и восходящие (отчет подчиненных перед руководством). Горизонтальные коммуникации используются для обмена информацией между участниками производства, находящимися на одном уровне иерархии, и выступают обычно в форме консультативной информации.

Модель — это представление объекта, системы или идеи в некоторой форме, отличной от самой целостности. Главной характеристикой модели можно считать упрощение реальной жизненной ситуации, к которой она применяется.

Обычно выделяют три базовых типа моделей: физические, аналоговые и экономико-математические.

Построение модели, как и управление, является процессом. Основные этапы этого процесса — постановка задачи, постро­ение, проверка на достоверность, применение и обновление модели.

Модель решения проблем в организации — это, прежде всего представление ее механизма управления проблемами. Модель менее сложна, чем моделируемый объект, и позволяет руководителю лучше разобраться в конкретной ситуации и принять правильное решение.

При моделировании процесса принятия решений надо иметь четкое представление о базисных элементах таких моделей, которыми являются: ситуация принятия решения, время для принятия решения, ресурсы, необходимые для реализации решения, ресурсы, которыми располагают организация, система управляемых факторов, система неуправляемых факторов, система связей между управляемыми и неуправляемыми факторами, альтернативные варианты решений, система критериев (оценочная система) для оценки результатов принимаемых решений.

Используемая в процессе принятия управленческого решения модель должна быть адекватна ситуации принятия решения.

Один и тот же объект управления может быть представлен с помощью различных моделей в зависимости от того, какого аспекта объекта управления касается принимаемое решение.

Никакая модель не может учесть абсолютно все факторы. Но использование моделирования процесса принятия управленческих решений позволяет поднять его на качественно новый уровень, разработать и внедрить в практику принятия управленческих решений современные технологии.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.