Здавалка
Главная | Обратная связь

Процесс модернизации политической системы в РФ. Проблема образования мировой политической культуры в контексте глобализации.



 

Политическая культура современной России имеет свои особенности.

 

Особенности политической культуры в современной России:

- слаборазвитая индивидуальность, низкий статус личных притязаний на политическое участие;

 

- предрасположенность к конформизму, легковерность и подвижность политических принципов;

 

- подданническое отношение к любому центру реальной власти;

 

- заидеологизированность мышления, непримиримость к любым нетрадиционным взглядам;

 

- низкая компетентность в управлении делами общества и государства;

 

- правовой нигилизм;

 

- неразвитость гражданских позиций.

 

В России подданническая политическая культура была дополнена рядом специфических черт, что обусловлено влиянием цивилизационных, географических, исторических факторов на ее развитие. К таким чертам относятся:

 

1. Подданнический тип политических ориентации обычно характеризуется общепринятой приверженностью всего населения к таким ценностям, как привычка подчиняться власти, дисциплинированность, наличие социальных гарантий, равенство. В России политическая культура дуалистична и представляет собой неорганическое взаимодействие двух социокультурных потоков, ориентирующиеся на различные системы ценностей.

 

2. Разобщенность и неоднородность российской политической культуры обусловили конфронтационный характер отношений между ее носителями. Противоположные представления и образы желаемого справедливого общества, существующие у различных социальных групп, при низкой общей культуре российского населения, постоянно сталкивались, составляя основу острой, порой жестокой, политической борьбы. Это объясняет, почему Россию на протяжении всей ее истории сотрясали бесконечные бунты, гражданские войны, революции.

 

3. Доминирование подданнических политических ориентации было обусловлено концентрацией политического господства в руках правящего класса, начиная с раннего средневековья. Процесс концентрации политического могущества был вызван тем, что освоение громадных российских просторов при отсутствии развитой технологической, материальной и коммуникационной инфраструктуры можно было осуществлять лишь с помощью сильной власти князей и их дружин.

 

4. Отсутствие свободного индивида и зрелого гражданского общества всегда приводит к тому, что политическая жизнь концентрируется в руках правящего класса. Политически бесправному населению приходилось лишь выполнять предписания правящего класса.

 

Поэтому в 21 век, век информационного общества и глобализации стоит вопрос о модернизации всей политической системы России, формирования гражданского общества, свободного самостоятельного активного индивида.

 

Под политической модернизацией понимается возрастание способности политической системы адаптироваться к новый образцам социальных целей и создавать новые виды институтов для развития социально-политической системы в целом.

 

Политическая модернизация нынешней России представляет собой переход общества от советского конституционного строя к Демократическому. Этот переход был подготовлен демократическим движением конца 80-х — начала 90-х гг. и получил институциональное воплощение в принятии Конституции Российской Федерации в 1993 г. Процесс модернизации политической системы России еще не завершен. Однако можно обнаружить характерные черты этого процесса.

 

Начавшиеся в России в 90-х гг. рыночные реформы означали и разрушение советской системы. Нынешняя российская конституционная демократия не исключает легального введения иной экономической системы, что, однако, не требует разрушения существующего политического порядка.

 

Сущность конституционной демократии заключается в защите индивидуальных прав и гражданских свобод от их нарушения государственными властями. Советские конституции содержали критику индивидуальной свободы, они допускали ограничения и даже полный запрет этих свобод, если они были несовместимыми с социалистическими принципами. За краткий период политической модернизации понимание характера политических свобод в России изменилось. Сегодня свободы в либеральном (экономические свободы), демократическом (участие в государственных делах) и социальном (свобода от нищеты) смыслах являются высшей конституционной ценностью. В России стали возможными демократические по процедуре выборы в местные и центральные органы власти.

 

Политическая модернизация России означает переход к более сложному типу правления. Легальные процедуры конституционной демократии содержат систему сдержек и противовесов в отношениях между исполнительной, законодательной и судебной властями (двухпалатный парламент, право вето на законопроекты, принятие Думой бюджета, утверждение кандидатур высших правительственных чиновников, предлагаемых Президентом, многопартийная система, Конституционный Суд, импичмент). Эти и другие механизмы внешнего и взаимного контроля препятствуют образованию властной монополии. Хотя сегодня в России наблюдается тенденция к аккумуляции все большей власти у президентской администрации и местной бюрократии.

 

Модернизация политической системы России связана с отказом от однопартийной системы. Нынешний конституционализм основан на принципе конкурентной многопартийности, строгой формализации поведения политических партий, их взаимодействия. Актуальной стала проблема легализации политического лоббирования и усиления контроля за финансовыми пожертвованиями парламентским партиям.

 

Политическая модернизация России означала отмену цензуры и информационных привилегий (образовательные, контакты с зарубежными странами, эксклюзивная информация, закрытые фонды библиотек), что привело к плюрализации общественного мнения. Однако информатизация общества и концентрация СМИ привели к появлению в России информационных центров власти под олигархическим контролем.

 

Переходный характер политической системы РФ, влияние на ее модернизацию Западных ценностей порождают политические кризисы. Поэтому важность формирования политической культуры сегодня особенно велика.

 

Глобальная политическая интеграция порождает проблему мировой политической культуры. Создание универсальной политической культуры при мировом правительстве является спорным вопросом. Об этом мы поговорим на семинаре.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.