Здавалка
Главная | Обратная связь

Физическое и когнитивное развитие



Наиболее очевидные изменения, связанные со средним возрастом, относятся к физической сфере. И если возможности и желания могут быть вполне молодыми и живыми, то обычно именно в период средней взрослости человек испытывает первые ощущения, говорящие о том, что его тело начинает стареть. Для многих людей среднего возраста наступает «момент истины», когда каждый взгляд в зеркало открывает новые морщины, утолщение талии, редеющие волосы или седину на висках, которая уже не является отличительным свойством, а лишь повергает в уныние. Такие предупреждающие сигналы одних людей беспокоят больше, а других меньше в зависимости от их отношения к старости и постепенному умиранию.[2]

Однако Д. Крайг в своей книге говорит о том, что у него есть две новости для тех, кто вступил на тропу пути средней взрослости, – хорошая и плохая. Давайте же начнём с хорошей:

«Данные Балтиморского лонгитюдного исследования процесса старения (в обзоре Nancy Shute, 1997) сообщают нам о следующих позитивных фактах.

• Многие нарушения функций организма, связанные со старением, можно остановить или замедлить.

• В возрасте старше 70 лет только у 20-30% людей отмечаются симптомы сердечной недостаточности.

• Многие ухудшения когнитивного функционирования у пожилых людей (что обсуждается в данной главе далее) обусловлены болезнями, которые поддаются лечению.

• Набор веса людьми среднего возраста около 0,5 кг в год, начиная с 40 лет, считается нормой. Следует избегать ожирения, но не стоит беспокоиться о потере 2-5 кг, что тоже является нормой.

• Необходимо знать, что с возрастом люди не становятся более больными. Болезненные пожилые люди были такими и в молодости». [2]

Более того, если человек предшествующие года вёл активный и здоровый образ жизни, то к возрасту средней взрослости можно говорить о кумулятивном эффекте полезных привычек, таких как: зарядка по утрам и умеренные физические нагрузки, правильное питание, регулирование цикла сон-бодрствование, отсутствие вредных привычек и избегание постоянного стресса. Всё это в совокупности с доступностью качественного медицинского обслуживания позволит сохранить здоровье и молодость организма до самого выхода на пенсию, то есть до 60 лет.

 

Однако далеко не всем удаётся избежать болезней, связанных с возрастом средней взрослости. Среди заболеваний этого периода встречаются такие, как: болезни сердца и кровеносной системы, инсульты, остеопороз, заболевания зубов и дёсен, болезни органов дыхания (например, эмфизема), ожирение, рак, деменция и некоторые виды потери памяти, сексуальная дисфункция. Большинство заболеваний, как правило, «достаются» мужчинам, потому что, во-первых, мужчин с детства воспитывают «быть сильными», а значит, ощущения лёгкого недомогания не должны быть поводом брать больничный и обследоваться у врача. К тому же именно мужскому полу свойственно злоупотребление алкоголем и курение. Однако и среди женщин встречаются пренебрегающие собственным здоровьем, что также ведёт к пагубным последствиям.

В когнитивной сфере в этот период также может происходить некоторый спад сенсомоторных и интеллектуальных функций. И если мышечную форму и состояние большинства органов можно поддерживать с помощью здорового образа жизни, то снижение функционирования процессов, связанных с центральной нервной системой, вряд ли можно замедлить и приостановить. Медленно, но верно снижается скорость реакции, моторные навыки могут ухудшаться, но исполнение рабочих функций остаётся на прежнем уровне до самого пенсионного возраста, что возможно благодаря длительной практике и опыту.

Уменьшается объём лёгких и сердца, снижается эластичность кожи, сжимается скелет – рост может стать ниже на 1-2 сантиметра по сравнению с молодостью. Ухудшается зрение, за исключением видения объектов, расположенных вдали (возрастная дальнозоркость), снижается слух, в особенности к восприятию высокочастотных звуков. Характерно снижение вкусовой и обонятельной, а также болевой чувствительности.

Происходят изменения, носящие гендерные различия. Для женщин – это наступление менопаузы (окончание менструации) и невозможность деторождения. Иногда это событие воспринимается с грустью и даже депрессией, особенно, если женщина на протяжении жизни так и не стала матерью. К тому же происходит снижение выработки эстрогена – серии стероидных женских гормонов, производимых, в основном, фолликулярным аппаратом яичников у женщин. Этот гормон также называют гормоном женской молодости, и снижение его выработки приводит к ухудшению структуры волос, ногтей, кожи и общего самочувствия. Однако в большинстве случаев климактерический синдром, характеризующийся ночным потоотделением, приливами жара и головной болью, переживается спокойно и безболезненно. Многие женщины даже радуются тому, что не стоит больше беспокоиться по поводу менструального цикла и возможной беременности. Сексуальная функция остаётся возможной и после менопаузы, а значит, близость между супругами сохраняется и даже получает некоторый оттенок лёгкости и беззаботности относительно возможности нежелательной беременности. Характерны и физиологические изменения гениталий - сжатие матки и уменьшение размера груди, вагинальная атрофия.

Для мужчин – это импотенция, неполная эрекция, сомнения по поводу своих сексуальных возможностей, снижение выработки андрогенов. Однако чаще всего мужчины до 55 лет, ведущие здоровый образ жизни, в состоянии продолжать сексуальную жизнь с возможностью репродукции. Иногда и в 50-55 мужчина может стать отцом ребёнка.

В когнитивной сфере также происходят изменения. В частности это можно проследить на примере текучего и кристаллизованного интеллекта. Текучий интеллект включает способности, с помощью которых мы научаемся чему-либо новому; к ним относятся запоминание, индуктивное мышление и восприятие новых связей и отношений между объектами и явлениями. Термин «текучий интеллект» — метафора. Он подразумевает, что эти базисные процессы «вливаются» во множество иных видов интеллектуальной деятельности, включая восприятие, узнавание, анализ и решение различных задач. В отличие от текучего интеллекта кристаллизованный интеллект — способность, которая приходит с опытом и образованием; это общая осведомленность и объем знаний, накопленных в течение длительного времени. Как и текучий интеллект, он используется для установления новых отношений, формулировки суждений, анализа проблем. Однако он отличается от текучего интеллекта тем, что здесь в большей степени используются усвоенные ранее стратегии поведения и решения задач.[2]

Уже, исходя из определений, можно сделать соответствующие выводы. Да, текучий интеллект как освоение новых навыков с возрастом снижается – людям среднего возраста с трудом даётся освоение новых технологий или изучение теории. Однако те же взрослые прекрасно справляются с задачами, где требуются их накопленные знания и опыт. Таким образом, на смену практическому быстрому освоению приходит опыт и мастерство.

Однако трудно говорить о снижении умственных способностей как таковых. Практика показывает, что именно в возрасте средней взрослости делается большинство научно значимых открытий, пишутся монографии, выдвигаются смелые гипотезы и доказываются теоремы. Л.Н. Толстой закончил «Войну и мир», когда ему было уже за 40. Всё это говорит о том, что человек в этом возрасте достигает пика своего умственного развития – ранее ему не хватало опытности, а затем будет не хватать живости и непредвзятости (имеется в виду характерная особенность для пожилых людей сравнивать своё и нынешнее время, считая, что в их время было лучше).

Интересную особенность исследовала Н. Подгорецкая. «По данным её исследования, как и маленькие испытуемые Ж.Пиаже, ее взрослые испытуемые в трудных для них ситуациях выдавали глобальную, нерасчлененную оценку явлений.

Второй существенный дефект, тесно связанный с первым, это ориентировка взрослых испытуемых на случайные признаки, несущественные отношения. В ходе экспериментов у них была выявлена большая связанность предметным материалом. (Одна и та же задача при изменении материала уже решалась неправильно. – Галина Абрамова).

Тут бы и перевести в изумлении дух, но Н. Подгорецкая пишет дальше о том, что у обследованных взрослых испытуемых не было в полной мере обобщения, осознания приемов мышления. Недостаточная обобщенность логической структуры приемов сказалась и в том, что взрослые легко поддавались различным «сбивающим соблазнам». Огромную роль при этом сыграл личный опыт испытуемых, степень их знакомства с предъявленным материалом.

Совсем уже потрясающее заключение, хотя и выраженное в весьма мягкой форме: в условиях стихийного усвоения логических приемов мышления взрослые обнаруживают явления, аналогичные «феноменам Пиаже», то есть у них так же нет чувства реальности, как и у маленьких детей, они эгоцентричны и не умеют видеть существования других позиций, то есть не обладают диалогичностью сознания.

Это не приговор, это один из научных фактов в ряду других, показывающий, что вырасти – еще не значит быть взрослым, зрелым.» [1] Так пишет Г.С. Абрамова.

«У большинства людей среднего возраста средой, способствующей дальнейшему развитию когнитивных навыков, является работа. Их когнитивные способности тесно связаны с предъявляемыми к ним профессиональными требованиями. Люди, чья трудовая деятельность отличается большой сложностью, разнообразием рабочих функций, показывают в тестах на интеллектуальную гибкость более высокие результаты, чем те, кто занят рутинной работой (Kohn, 1980; Schooler, 1990). Люди среднего и старшего возраста, которым в процессе работы часто приходится принимать самостоятельные решения, проявлять инициативу, решать сложные задачи, также демонстрируют высокие интеллектуальные показатели (Schooler, 1987)».[2]







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.