Здавалка
Главная | Обратная связь

Социальная ситуация и психическое развитие



В среднем возрасте мы вступаем в стадию исполнения социальных обязанностей (стадию ответственности) (стадии взрослого мышления по Шейо). Теперь при принятии каких-либо решений мы должны учитывать интересы своего супруга, детей, коллег по работе и общества в целом. Для некоторых людей среднего возраста эта стадия принимает несколько иной характер и становится стадией управления. Это относится к тем, кто работает на административных, управленческих должностях, от чьих решений зависят жизни множества людей.[2]

В этом возрасте меняется структура мотивации, так как у человека появляется желание действовать без промедления и тут же получать результат, т. е. он стремится сразу удовлетворить свои потребности. Основными потребностями являются реализация своего творческого потенциала, необходимость передать свой опыт другому поколению, корректировка деятельности, забота о сохранении близких отношений с родными и друзьями, подготовка к спокойной и обеспеченной жизни в старости.

«Я-концепция» обогащается новыми «Я-образами» с учетом постоянно меняющихся ситуационных отношений и вариации самооценки. Суть «Я– концепции» – самоактуализация в пределах нравственных правил и личностных самооценок. Для самооценки характерна тенденция усиления когнитивного (познавательного) компонента. Осознанное, взвешенное, реалистичное отношение к себе ведет к тому, что знания о себе начинают регулировать и вести за собой эмоции, адресующиеся к собственному «Я». Самооценки приобретают обобщенный характер.

«Я-образ» развивающейся личности превращается в «Я-образ», связанный с развитием других людей (детей, учеников, сослуживцев).

Очень важно в этом возрасте не гнаться за молодым поколением, но дружить с ним, делиться собственным опытом, собственными мыслями и рассуждениями, накопленными за долгие годы. Случается, что к сорока-пятидесяти годам человек начинает искать себе «учеников жизни», которым можно было бы оставить накопленный багаж. Такими учениками могут быть не только собственные дети, но и друзья детей, подростки, молодые люди, которые, в свою очередь, тянутся к знаниям и стремятся узнать, каков вкус взрослой жизни. Возникает желание стать наставником, быть полезным молодым и в то же время черпать в их интересе энергию и вдохновение. Ощущение того, что к тебе тянутся молодые и заводные, позволяет долгое время продолжать свой личностный рост, познавать что-то новое и делиться своими знаниями с теми, кто в них нуждается.

В среднем возрасте в семейной и общественной сферах наступает некоторая стабильность, которую вряд ли стоит ставить в один ряд со стагнацией. В середине жизни взрослые пытаются осмыслить непрерывно изменяющиеся требования, предъявляемые к ним как к родителям, меняющиеся роли в близких отношениях и перемены в профессиональной сфере, а также мировые проблемы в целом, такие как расизм, сексизм и появление новых технологий, а также бесконечный калейдоскоп повседневных забот. В период от 40 до 65 лет мы мысленно неоднократно переписываем свои биографии. Каждый раз, когда происходят важные события и перемены (смерть родителей, серьезная болезнь спутника жизни, новая работа, рождение позднего ребенка, переход младшего из детей в старшие классы или поступление в университет), мы пересматриваем свой жизненный сценарий. Человек подводит предварительные итоги, думает о собственной смертности (особенно когда умирает или серьезно заболевает родственник или друг) и пересматривает ценности, снова и снова пытаясь найти смысл жизни. Размышляя, он все меньше думает о прошлом, а больше задумывается о том, сколько времени у него осталось впереди.

Эти размышления и процессы переоценки происходят в контексте трех связанных между собой миров: личного, мира семьи и профессионального. [2]

*Эриксон, Пек и… Петровский!

«В зрелые годы каждый человек встречается с большим количеством разных проблем. Роджер Пек (Peck, 1968) счел своей главной задачей расширение нарисованной Эриксоном картины второй половины жизни.»

«Пек критиковал Эриксона за то, что в своем описании восьми возрастов жизни он уделял слишком много внимания детству, подростковому возрасту и ранней взрослости. Шесть проблем развития — базальное доверие против недоверия, автономия против стыда и сомнения, инициатива против чувства вины, трудолюбие против чувства неполноценности, идентичность против смешения ролей и близость против изоляции — несут в себе серьезные противоречия, которые каждый человек должен разрешить в ранние периоды жизни. Пек считает, что в средние годы и в пожилом возрасте появляется слишком много новых проблем и задач, которые невозможно уместить в рамках двух стадий: генеративности против стагнации и наступающей позднее стадии целостности эго против отчаяния (когда пожилые люди мысленно оглядываются назад, вспоминают события своей жизни и критически оценивают их. Внезапная болезнь, например инфаркт, может привести к тому, что человеку вновь придется решать проблему автономии и зависимости, теперь уже в 45-летнем возрасте. Смерть спутника жизни может вновь сделать актуальной для оставшегося в живых супруга потребность в близости. На самом деле, любая серьезная адаптация в жизни вызывает необходимость пересмотра и некоторой переоценки старых решений проблем. Эриксон считал, что когда такое важное жизненное обстоятельство, как смерть супруги или супруга, вносит коренные изменения в образ жизни человека, он сначала возвращается к проблемам базального доверия, автономии, инициативы, идентичности и близости и лишь после этого может достигнуть зрелой генеративности.» [2]

Подобное можно проследить в концепции развития в стабильных и изменяющихся общностях А.В. Петровского. Стадии адаптации, индивидуализации, интеграции, которые человек проходит в момент вхождения в новую общность, можно соотнести с теми же стадиями Эриксона, которые необходимо пройти человеку, пережившему потерю близкого или смерть супруга, чтобы заново освоиться в обществе.

Семейные отношения

В возрасте средней взрослости человек находится между двумя поколениями. Они как бы сжимают его с обеих сторон – молодые и старики, от которых человек этого возраста чувствует отдалённость. Люди среднего возраста выступают в роли моста между младшими и старшими поколениями, являются хранителями семейных ценностей, ритуалов, достижений и историй. В семье заново выстраиваются отношения: повзрослевшие дети становятся друзьями родителей, очень часто переезжают от них и начинают свою новую взрослую жизнь. Матери очень часто переживают по этому поводу, чувствуют разорвавшийся контакт, возникает синдром опустевшего гнезда. Отцы также могут испытывать беспокойство по поводу отдельной жизни детей, если, к примеру, не уделяли им должного внимания в процессе воспитания.

Если родители придерживаются авторитарного стиля воспитания, их роли и обязанности обычно являются формальными, жесткими и с трудом поддаются изменениям. Родители среднего возраста и их дети, являющиеся молодыми взрослыми, могут испытывать необходимость в течение нескольких лет бороться за создание отношений понимания, если у них когда-либо возникала такая потребность.

Взрослые дети часто испытывают потребность в дистанцировании, хотя бы временном, от своих родителей, от их суждений прежде, чем они смогут реалистично воспринимать их. Однако во время жизненных трудностей, семейного кризиса или финансового неблагополучия дети снова сближаются с родителями, гораздо лучше понимая друг друга. [2]







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.