Здавалка
Главная | Обратная связь

Структура дефиниции.



Ф КГМУ 4/3-08/02

ПП КГМУ 4/02

Карагандинский государственный медицинский университет

Кафедра русского языка

Методические рекомендации для семинарских занятий

Тема: Лексико-фразеологические особенности научного стиля речи.

Опорно-двигательный аппарат.

Дисциплина: «Профессиональный русский язык»

Специальность: 5В130100 - «Общая медицина»

Курс: 2

Составитель:Ускенбаева С.Т.

Караганда 2013г.

 

 

Обсуждены и утверждены

на заседании кафедры русского языка

Протокол № __ от 00.00. 20__г.

 

Зав. кафедрой _______ Р.А.Айкенова

Тема: Лексико-фразеологические особенности научного стиля речи.

Опорно-двигательный аппарат.

Цель: прививать студентам коммуникативные умения и навыки, способствующие пониманию, восприятию и продуцированию профессиональных текстов.

 

Задачи обучения:

- совершенствовать знания о научном стиле речи;

- учить определять жанры и подстили научного стиля речи; - учить определять структуру текста, делить его на микротемы; - учить определять последовательность изложения информации в научных текстах; - развивать речь посредством употребления в ней терминов по специальности; - прививать умение логично и последовательно излагать мысли;

- прививать навык постоянного самосовершенствования;

- совершенствовать навык работы в команде

 

· Основные вопросы темы

Лексические особенности научного стиля речи.

Термины и их применение

Специфическими чертами научного стиля речи являются:

а) точность, ясность, логичность;

б) обобщенность и безличность.

Исходя из данных качеств научного стиля отмечаются следующие языковые черты научных текстов:

1. Лексика:

а) преобладание слов с обобщенным, абстрактным значением (явление, применение, польза, предмет и т.д.);

б) наличие специального лексического аппарата – терминологии.

 

3. Синтаксис:

а) преобладание сложных предложений над простыми;

б) широкое употребление причастных и деепричастных оборотов;

в) широкое использование страдательных конструкций (в работе рассматривается, в монографии анализируется и т.д.).

Стандартное использование видов дефиниций:

1. Квалификационные:

а) первое упоминание термина в работе;

б) коррекция дефиниций, предложенных другими исследователями;

в) введение нового термина.

2. Ситуативные:

а) упоминание уже приведенного в работе термина;

б) упоминание общеизвестного термина, не являющегося центральным в рамках данной работы.

Структура дефиниции.

А. Квалификационная дефиниция имеет структуру перевернутого треугольника: идентификационные признаки приводятся по принципу «от наиболее общих, родовых, к более узким, видовым».

– основанием этого треугольника является самый общий родовой признак, а вершиной – наиболее частный, характерный только для данного предмета.

Например: Термин можно определить как слово или словосочетание, точно и однозначно называющее предмет, явление или понятие науки и раскрывающее его содержание; в основе термина лежит научно построенная дефиниция.

Б. Структура ситуативной дефиниции определяется контекстом. Например: Благодаря тому, что термин обозначает научное понятие, он входит в систему понятий той науки, к которой он принадлежит. И нередко системность терминов оформляется языковыми, словообразовательными средствами. Так, в медицинской терминологии с помощью суффикса –ит обозначают воспалительные процессы в органах человека: аппендицит– воспаление аппендикса; бронхит – воспаление бронхов.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.