Здавалка
Главная | Обратная связь

Этика лидера: понятие, определение этичности, социальная ответственность лидера и его организации.




14 Этика управления.

Этика управления – второе по объему понятие после служебной этики. Это
совокупность норм, правил, принципов, идеалов, определяющих поведение людей
в сфере осуществления властно – распорядительных полномочий, т.е. в сфере
управления.
Все нормы этики управления можно разделить на две группы: нормы,
связанные с процессом принятия решения и нормы, регулирующие процесс
общения с подчинёнными и другими руководителями (по горизонтали и
вертикали).
Нормы, регулирующие процесс принятия решения условно можно разбить на
три подгруппы:
A. Нормы, регулирующие процесс выдвижения проблемы и подготовку
решения.
Все решения руководителя должна пронизывать ответственность.
Требования этики управления распространяются на все уровни управления, от
низового до самых высоких, и варьируются в зависимости от уровня
управления. Объём этических требований изменяется в зависимости от уровня
управления, на верхних уровнях он выше. На низовых уровнях требования не
очень существенно различаются в различных видах деятельности, а на верхних
– специфика вида деятельности накладывает существенные различия на
нравственные требования. Управленец не всегда отдаёт себе отчёт в сложности
тех механизмов, которые мешают принятию решения.
Следующее необходимое качество руководителя – умение предвидеть
последствия принимаемых решений и прогнозировать получаемые результаты.
Наличие воображения помогает в принятии решения. Особенностью предвидения и
прогнозирования является необходимость просчитывать нравственные
последствия принимаемых решений. Решений, которые бы не имели нравственных
последствий, нет вообще, только последствия эти могут быть более или менее
глубокими. Особенность нравственных последствий и в том, что они могут
сменить значение с положительного первоначального результата на
отрицательный впоследствии и наоборот.
В широком смысле руководителю необходимы такие качества как
профессионализм, компетентность, уверенность в своей компетентности, воля,
организаторские способности и общий набор качеств лидера: уверенность в
себе, умение увлечь людей, умение «зажечь» интерес к делу и т.д. Но любое
из этих качеств, представленное в избытке, способно превратится в свою
противоположность. Так воля к достижению цели превращается в навязывание
своих желаний, уверенность в своей компетентности – в веру в свою
непогрешимость.
Вера в непогрешимость, соединённая с избыточной волей, порождает
специфический тип руководителя, который ощущает себя всегда правым и
стремится при любых условиях и, не взирая на возможные последствия,
настоять на своём во что бы то ни стало.
Противоположный тип людей среди управленцев получает характеристику
«обучаемых», «внушаемых» и т.д.
На первом этапе подготовки управленческих решений часто возникает
противоречие между знанием о необходимости конкретных изменений и незнанием
конкретных путей, методов и средств этих изменений, незнание механизма
функционирования объекта, которым надо управлять. Необходимо чёткое
осознание того факта, что любая возникающая управленческая проблема имеет
как минимум два, а чаще – множество возможных решений. Решения различаются:
. Продолжительностью достижения желаемого результата;
. Материальными затратами;
. Количеством привлекаемых средств и структур;
. Особенностью удовлетворения палитры интересов различных людей,
социальных групп, организаций, политических сил, заинтересованных в
данном решении.
Общество становится всё более раздробленным. Это касается и конкретной
организации, в которой отражаются процессы, происходящие в обществе. Из-за
наличия большого числа различных групп появляется раздробленность
интересов, что меняет само понятие профессионализма. Под профессионализмом
управленца (в особенности в сфере государственной службы) всё чаще
понимается умение в процессе подготовки и принятия решения общаться с
представителями различных групп интересов, и в процессе этого общения
стремиться осознать природу интересов, специфику их возможного учёта в
управленческих решениях, возможность достижения согласия интересов в
различных вариантах решения. Чем больше разрастается общество, тем сложнее
становится процесс принятия решения (нужно стремится удовлетворить как
можно больше групп населения, а вместе с тем возрастает количество
вариантов в принятии решения).
B. Нормы, регулирующие процесс обсуждения и принятия решения.
На этапе обсуждения и принятия решения руководитель должен стремиться,
чтобы в обсуждении принимали участие, по возможности, представители всех
групп, слоёв населения, все те, чьи интересы могут быть затронуты
принимаемым решением. Необходимо, чтобы на обсуждение были представлены
возможно более полные данные экспертизы и статистические данные по
возможным вариантам решения.
При подготовке экспертиз и обзоров каждого из вариантов решения,
необходимо, чтобы были представлены аргументированные позиции «за» и
«против» каждого варианта решения во всём, что касается материальных
затрат, необходимых ресурсов, вовлечённости различных структур и специфики
возможных позитивных и негативных следствий.
Если в процессе обсуждения становится очевидно, что предпочитаемый
руководителем вариант решения менее удовлетворяет интересам различных
групп, чем какой – либо другой, руководитель, ведущий обсуждение, должен
иметь мужество отказаться от своего мнения в пользу большинства, а не
настаивать на неправильном варианте решения, который выбрал именно он.
C. Исполнение и контроль за исполнением решения.
Существует точка зрения, что исполнение решения – чисто
административный процесс, в который входят оформление решения, определение
исполнителей, доведение до их сведения поставленных задач, составление
плана выполнения решения и т.д. На самом деле главное в исполнении решения
то, что в момент своего исполнения решение, принятое в отношении какой либо
организации (системы) может ввести эту систему в состояние нестабильности.
Главная обязанность управленца в процессе контроля за исполнением решения –
контролировать состояние системы для обнаружения признаков нестабильности.
В случае появления таких признаков необходимо либо прекращать процесс
исполнения решения, либо проводить какие-либо корректирующие действия.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.