Здавалка
Главная | Обратная связь

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ЭТАП



Проведение модерации. Непосредственная подготовка к работе в первую очередь связана с фазой ориентации в ситуации. Основными задачами данной фазы являются:

1) установление эмоционально благоприятного микроклимата,

2) выяснение потребностей группы,

3) установление проблемного поля,

4) определение цели мероприятия.

На этом этапе люди знакомятся друг с другом и, как правило, не стремятся сразу же личностно раскрыть себя.

Фазаопределения проблемы. Проблема, которой посвящен процесс групповой работы, уточняется и формулируется в конкретную тему. Тему заседания «создают» на «рабочей стене». «Рабочая стена» представляет собой открытое поле различных аспектов, которые группа хотела бы обсудить. При этом используются методы вызова, карточного опроса, «Clustem» и др.

Фаза группообразования. Первичное формирование группы имеет едва ли не самое большое значение для успеха всей дальнейшей работы. Здесь закладываются первичные основы специализации действий членов группы, намечаются способы и формы координации и интеграций действий разных участников. На этой фазе своего развития группа делает первые шаги по превращению в коллективного субъекта деятельности. Здесь определяется, сможет ли в дальнейшем группа дать синергетический эффект, либо останется конгломератом просто общающихся между собой людей.

Расположение малых группв помещении также требует особого внимания со стороны модератора. Классической модерации соответствуют те условия, когда группа, находясь одна в помещении, создает свою атмосферу общения. Работа двух и более групп в одном помещении дестабилизирует обстановку и быстро приводит к снижению работоспособности участников. В свою очередь, деление помещений на пленарные и секционные способствует повышению работоспособности, обеспечивает двигательную разрядку участников и увлекает своей новизной.

Организация позиционной динамики. Специфику групповой работы составляют межпозиционные взаимодействия и позиционная динамика. Для организации позиционной динамики в процессе модерации групповой работы необходимо исходить из выбора и приоритетов трех видов позиций: функциональных, ролевых, личностных.

Организация сотрудничества.Сотрудничество понимается как позитивное взаимодействие для достижения желаемого результата. Сотрудничество участников группы реализуется во взаимной поддержке, развитии идей друг друга, помощи, взаимовыручке, взаимной ответственности и сопровождается положительными эмоциями. В основе группового сотрудничества лежит процесс кооперации, суть которого заключается в особом способе соединения индивидуальных действий для выполнения совместной работы.

Организация соревнования. Соревнование между участниками значительно повышает продуктивность работы группы за счет мобилизации усилий, концентрации сил в ходе реализации соревновательного напряжения.

Организация конфликта. Конфликт понимается как такое взаимодействие участников совместной работы, в котором противоречивые стремления приводят к какому-либо ущербу для одной из сторон. Ущерб может носить либо социально-психологический характер (снижение престижа, осуждение со стороны другой группы), либо содержательный (отвергнутая точка зрения, несостоятельность доводов). Ущерб социальный, моральный, физический недопустим. Конфликт используется для активизации участников групповой работы, выявления иуточнения позиций, точек зрения, для мобилизации усилий и концентрации сил. Это — самое сильное средство и самая острая форма организации групповой работы, поэтому использовать его нужно с величайшей осторожностью.

Фаза разработки темы начинается с определения системы общего руководства в малых группах (формальных и неформальных лидеров, ответственных исполнителей, секретаря и тому подобное), методов разработки темы, формы представления результатов на пленарном заседании.

Тема формулируется на видном для всех участников групповой работы месте (стенде, листе ватмана, доске), и к ней подбираются все ранее разработанные карточки. Разработка темы в малой группе происходит в режиме обсуждения, для которого, как правило, требуется достаточное количество времени. Основные требования к разработке темы таковы:

§ точное отображение темы;

§ выделение отдельных аспектов (задач) и определение их последовательности;

§ определение возможных решений (использование метода мозговой атаки и других методов модерации);

§ выбор лучшего решения;

§ определение критериев для воплощения лучшего решения

(Что должно быть сделано? С какой целью должно быть сделано? "Кто должен делать? Кто партнеры? Каков выигрыш? Когда должно быть сделано?).

Презентация(пленарное обсуждение) — одна из главных частей процесса модерации групповой работы. Проведение данной фазы всегда сложно с точки зрения модераторских подходов, так как существует определенное противоречие, связанное с абстрактными и частно-конкретными результатами. С одной стороны, презентация не должна превращаться в доклады и конференцию; с другой — не должна тезисно дублировать содержание уже состоявшихся методов и техник модерации.

Любая групповая работа должна завершаться понятным, конкретным результатом. Одним из таких результатов может быть планирование дальнейших мероприятий или перспективных направлений деятельности группы. В качестве возможного варианта планирования может быть использована план-сетка (табл. 1). По окончании групповой работы план-сетка должна висеть на обозримом месте для всех участников и не вызывать вопросов по своему содержанию.

Табл.1. Графическое средство «План-сетка»

Тема мероприятия Что? Кто? Когда? Зачем?
         

«Что?» - конкретные виды деятельности, которые предпринимаются для осуществления мероприятия в целом.

«Кто?» - желательно человек из рабочей группы или приглашенный человек, твердо давший свое согласие на выполнение задания.

«Когда?» — реальные сроки исполнения.

«Зачем?» — тезисное обозначение смысла мероприятия.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЭТАП

После решения групповых задач заседание завершается рефлексивной фазой и подведением итогов. Модератора ждет еще одно испытание: удержать внимание участников групповой работы после принятия решения, отразить мнения на «рабочей стене», расставить точки над «i». Организация групповой рефлексии — одно из самых важных и сложных явлений групповой работы.

Оценка заседания. Один из важных вопросов, который должен задать модератор группе, покидающей рабочую аудиторию: «Как участники оценивают прошедшее заседание?» Ответы должны быть очень краткими и представлены в визуализированном виде. На этой фазе групповой работы могут быть использованы как уже знакомые шкалы «барометры», применявшиеся на фазе ориентации в ситуации, так и новые. Кроме того, для получения информации о процессе групповой работы могут быть использованы методы опроса — устные и письменные. Большое преимущество имеют анкеты, благодаря анонимности, объективности, конкретности, простоте обработки.

Протоколирование и документирование процесса групповой работы позволяет шаг за шагом восстановить ход заседания, найти ошибки и трудности, вычислить причины их возникновения и внести коррективы в дальнейшие планы модератора. Долгое время в модераторской практике использовались лишь текстовые протоколы хода заседания. Сегодня для этой цели с успехом применяются аудио-, видеозаписи, фотоснимки, рабочие материалы заседания.

На практике фазы технологического этапа модерации групповой работы отражаются в своеобразном плане-конспекте модератора. План-конспект- это текстовый вариант прогнозируемого события, который может быть как развернутым, так и кратким. …







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.