Здавалка
Главная | Обратная связь

БАЗОВЫЕ ПРОЦЕССЫ МОДЕРАЦИИ



Визуализация.

Визуализация — это процесс оптического представления мнений, идейс использованием графических схем, пин боадов и других средств наглядности. Визуализация поддерживает процесс коммуникации в группе, но не заменяет его. Все методы модерации сопровождаются визуализацией. Модератор всегда помнит о главном принципе визуализации: «Только те идеи станут основополагающими для групповой работы, которые будут переработаны в образы, символы и слова в ходе продолжительных разговоров!»

В практике отечественных и зарубежных моделей групповой работы разработан и обоснован такой вид визуализации, как схематизация. Схематизация («когнитивное картирование» — Д. Херадствейт, У. Ка-рвесен) — частный вид визуализации, он намечает общие контуры процедуры систематической репрезентации причинных утверждений; которые используются лицом, принимающим решение в связи с конкретной проблемой. Р. Аксельрод дал краткое описание общих принципов этого направления: «Основные направления предлагаемой системы довольно просты. Понятия, используемые человеком, представляются в виде узлов, а причинные связи между ними — в виде стрелок, связывающих эти узлы. Это позволяет изобразить причинные утверждения в виде графа, состоящего из узлов и стрелок. Такой тип графической репрезентации утверждений называется когнитивной картой».

Целивизуализации:

Ø визуализировать представление всех участников и сопровождать процесс группового взаимодействия;

Ø визуально выявить противоречия в позициях участников и документально оформить результаты их преодоления;

Ø помочь участникам идентифицировать себя с результатом или самим процессом групповой работы;

Ø прояснить сложное содержание обсуждаемой проблемы.

Принципы визуализации обычно формулируются следующим образом:

1. Доступность. Всем участникам должен быть обеспечен доступ к материалу.

2. Композиционность. Плакаты должны быть видны и не перегружены разнообразием цветовой гаммы и многообразием форм карточек. Символы и записи должны быть видны с 3—4 метров, кроме того, должны быть выдержаны композиционные правила в размещении текста и рисунков. Необходимо учитывать особенности чтения участников.

3. Анонимность. Для придания работе объективного характера и исключения авторитарного влияния отдельных людей на группу необходимо добиваться полной анонимности в представлении идей групповой работы. Сохранению анонимности способствуют следующие условия: печатные буквы текста на карточках, перемешивание карточек, спонтанное развешивание поступающих предложений и др.

Тактика модератора в процессе визуализации. Работа с карточками в ходe модерации вызывает у модератора значительные сложности. С одной стороны, когда появление карточек с идеями или решениями — это достояние (заслуга) группы, результат ее работы, в этом случае процесс обычно оказывается долгий, кропотливый и продолжительный. Модератор, увлекаясь этим процессом, не выдерживает рамки работы и губит намеченный результат. С другой стороны, если модератор пользуется заготовленными карточками (идеями, решениями), выдерживает рамки работы, он при этом не обеспечивает объективность процесса появления карточек в группе. Подобный результат не всегда является приемлемым в модерации групповой работы. Известно, что лучший вариант в выборе двух крайностей — это некая «золотая середина» .

Вербализация

Вербализация — это процесс вербального сопровождения коммуникации участников групповой работы. В коммуникативном процессе всегда активизируются межличностные взаимосвязи. И в этом смысле коммуникация — это всегда взаимный процесс.

Информация, представленная в виде письменной или устной речи; может быть воспринята и понята участниками групповой работы по-разному. Если к письменному тексту можно вернуться и еще раз попытаться вникнуть в смысл представленной информации, то в ситуации вербальной коммуникации это возможно не всегда. Лучшему пониманию сказанного способствуют образные выражения, афоризмы, метафоры, которые облегчают формирование образа у слушателей.

Вербальные тексты, так же как и письменные, имеют ряд параметров, по которым можно судить о степени их восприятия, — это простота, наглядность, краткость, побудительная сила. Представим их в виде полярных характеристик:

Таблица полярных характеристик «Параметры вербальных текстов»

Простота o короткие предложения o простые абзацы o конкретность o образность Сложность o длинные предложения; o глубокомысленные фразы и предложения; o абстрактность
Наглядность (открытость) o логика изложения o расчлененность порядка изложения идей o постепенная формулировка важных аспектов сообщения Закрытость o «поток информации» o беспорядочность o не выделяется важное и второстепенное  
Краткость o сжатость o сущность явления или идеи o «коротко и ясно» Многоречивость o подробно и обстоятельно o много сопутствующих объяснений o обширно и детально
Побудительно o интерес o жизненность o личностно ориентировано o вопросы к аудитории и цитаты Не побудительно o трезвость и рассудительность o деловитость o всеобщность o без вопросов

Техника постановки вопросов. Техника постановки вопросов является одной из важных составляющих модерации групповой работы; каждый участник, задавая вопросы, предполагает получить некоторый объем дополнительной информации. Народная мудрость гласит: «Кто спрашивает, тот руководит». Поэтому для модератора в ситуации постановки вопросов важным качеством является способность удерживать лидерские позиции.

Сохранение процесса вербализации требует от модератора знания различных форм постановки вопросов и умения применить их на практике.

Для формулировки вопросов модератору предлагается ряд советов:

o задавайте вопрос с ориентацией на того, кто может (или будет) на него отвечать;

o задавая вопрос, оставляйте интервьюеру «пространство» для размышления и ответа;

o формулируйте вопрос коротко и ясно;

o ставьте вопросительное слово в начало предложения;

o объединяйте свои вопросы в группы или устанавливайте их иерархию, ограничивайте количество вопросов; не спешите задавать сразу все вопросы.

Способы «вопрос-ответной» модерации имеют определенный алгоритм -последовательность действий участников:

1. Постановка вопроса

2. Ожидание

3. Выслушивание и анализ ответа

4. Реакция: принять ответ, переспросить и ответить, продолжать переспрашивать.

Презентация

Презентация — это один из базовых процессов модерации, представляющий собой невербальное сопровождение коммуникации участников групповой работы. Название данного процесса во многом условно, поэтому в описаниях некоторых исследователей встречается определение данного процесса как позиционирования.

Вербальная коммуникация — это только один из способов социального взаимодействия, влияющих на формирование внутреннего впечатления любого участника групповой работы. На творческий процесс группового взаимодействия сильное влияние оказывают и невербальные сигналы. «Если вы действительно хотите, чтобы во время совместной групповой работы коммуникация участников проходила без затруднений, то вам следует договориться о двигательных сигналах вашей интеракции. Если же такая договоренность будет достигнута, то это свидетельствует о желании участников начать взаимное сотрудничество» (20).

Процесс презентации протекает при соблюдении следующих условий:

o наличие презентатора;

o наличие публики (в том числе модератора);

o содержания (информации);

o контекста ситуации (культурных и коммуникативных рамок).

Сущность процесса презентации заключается в отправке вербального и невербального послания с учетом того, что всякий человек может получать информацию и составлять карту когнитивных представлений с помощью пяти органов чувств. Эти чувства всем хорошо известны: зрение, слух, вкус, тактильно-кинестетические ощущение, обоняние. В теории презентации все они составляют «репрезентативную систему человека» [20]. В этой связи выделяется группа репрезентативных каналов, которая играет определенную роль в ходе проведения презентации (таблица )

Таблица Репрезентативная система человека.

Репрезентативный канал Преимущество Основание
Аудиальный Способствует развитию идей в их повторении Логика и критическое мышление
Визуальный Помогает организовать идеи в единое целое Воображение и образное мышление
Кинестетический Обеспечивает условия для принятия конкретного решения Двигательная активность

В процессе своей профессиональной деятельности модератор сталкивается с проблемой организации интеракции в группе, где присутствуют участники с разными доминирующими репрезентативными каналами. Эта трудность преодолима, если:

1. в качестве основных каналов презентации рассматриваются те, которым в группе отдается предпочтение, либо они до этого уже использовались в групповой работе;

2. у большинства участников совпадают каналы презентации и репрезентации

3. отдается предпочтение тем каналам, которые лучше всего обеспечивают ту или иную фазу групповой работы;

4. отдается предпочтение тем каналам, которые могут по-новому стимулировать мыслительную деятельность и ощущения участников групповой работы;

5. презентативные каналы объединяются для усиления эффекта интеракции.

Очевидно, что в таком случае наиболее важные идеи пройдут презентацию благодаря включению всех возможных каналов и органов чувств. В целом для формирования эффективных стратегий презентации необходимо учитывать и другие факторы: область познания в решении конкретной проблемы участников групповой работы; творческие возможности участников; особенности групповой динамики; профессиональные, личностные, возрастные, половые различия группы; особенности технического, материального сопровождения групповой работы.

Обратная связь

Обратная связь — один из базовых процессов модерации, представляющий собой взаимообмен информацией (содержательного и эмоционального плана) между участниками групповой работы. Цель формирования обратной связи в ходе групповой работы в основном связана с корректировкой дальнейших действий участников и улучшения эмоционального фона групповой работы. В современном понятийном аппарате социально-педагогических наук все чаще используется заимствованный термин «фидбэк» (от англ. feedback).

В модерации обратная связь необходима для того, чтобы в групповой работе наладить интеграцию трех информативных областей:

o область личностно значимой информации (информация, необходимая для отдельно взятого участника групповой работы);

o область социально значимой информации (информация, необходимая для развития группы в целом);

o область содержательно значимой информации (информация, необходимая группе для выполнения конкретной задачи).

Способы выражения обратной связи могут быть разными:

o невербальное выражение — жестикуляция, покачивание головой, мимика, позы и т. п.;

o вербальное выражение — в виде замечаний, реплик (например, «Мне это не нравится»), провокационных вопросов к докладчику или группе с явным намерением раскритиковать выступление (например, «Разве вы сами не видите, что это полная ерунда?»).

В практике модерации групповой работы известны две основные формы выражения обратной связи: позитивная(согласие, положительная характеристика, поддержка) и негативная (отклонение мнения, негативная оценка, критика по отношению к конкретному человеку). И модератор должен учитывать обстоятельства как самой ситуации, так и особенности отправителей и получателей обратной связи. Иногда чрезмерная похвала участника либо приносит ему разочарование, либо воспринимается как ирония. Этого можно избежать, если использовать:

o понятныe и короткие одобрительные высказывания;

o краткие основания в качестве подтверждения своего положительного отношения.

Позитивная обратная связь не только способствует улучшению климата группы или индивидуальной удовлетворенности участников, но стимулирует их активную роль в групповом взаимодействии, повышает работоспособность. Можно как угодно часто использовать в групповой работе обратную связь, но всегда нужно помнить о соразмерности масштабов критики и поощрения, чтобы у участников возник правильная ориентация на самовыражение.

В идеальном случае обратная связь модератора должна служить своеобразной моделью обратной связи для участников групповой работы.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.