Здавалка
Главная | Обратная связь

ОСНОВНЫЕ ТЕХНИКИ МОДЕРАЦИИ



«Clustem» — специальный термин модераторской практики, характеризующий процесс систематизации рабочего материала по принципу от частного к общему. Технологически этот процесс состоит из ряда последовательных операций.

1. На подготовительном этапе устанавливаются или «строятся» две «рабочие стены» (их могут заменить магнитные доски).

2. Определяется проблема, которая требует своего решения.

3. «Карточный опрос». Участники групповой работы на карточках выражают индивидуальное мнение по поводу той или иной стороны данной проблемы.

4. От участников групповой работы карточки поступают в модераторскую группу (обычно — двое). Карточки спонтанно развешиваются на первой «рабочей стене» или складываются и перемешиваются на столе.

5. «Систематизация». На второй «рабочей стене» происходит комбинация близких по смыслу карточек-идей. Критерием такой комбинации служат те или иные общие признаки явления, связанного с проблемой или ее решением. Модераторская группа систематизирует работу предварительного карточного опроса. Для этого один из модераторов берет карточку, показывает ее и зачитывает вслух, обращаясь к участникам группы.

6. Второй модератор крепит ее к «рабочей стене» в соответствии с мнением группы и обоснованными критериями. Карточка крепится к той или иной колонке карточек, либо формируется новая колонка (иногда целесообразно продублировать одну и ту же карточку и разнести их по разным колонкам). От повторяющихся карточек не следует избавляться. При разумной систематизации им тоже можно найти место. Карточки с двумя и более идеями могут быть либо разрезаны, либо каждая идея продублирована на отдельной карточке.

7. Когда все предоставленные для систематизации карточки нашли свое место, можно переходить к их объединению. Близкие по значению карточки объединяются в одно большое (или маленькое) семейство. В модераторской практике такое семейство называется «проблемное облако» [50; с. 32]. Такое название связано с тем, что объединенные карточки обводятся контуром и теперь имеют особое значение.

8. В дальнейшей работе «облака» можно пронумеровать и выстроить своеобразную сеть с ее элементами и взаимосвязями (рис. 18).

9. «Титулирование». После того как все карточки обсуждены, вывешены и систематизированы, группа вместе с модераторами определяет центральное понятие в каждой проблемной области. Эти понятия могут быть выявлены методом вызова. Окончательную формулировку той или иной проблемной области модераторы вывешивают над колонкой как заглавие. Таким образом, порядковые номера «облаков» заменяются названиями и выписываются на отдельные карточки определенных цветов.

 

Рис. 18. Последовательность систематизации рабочего материала: а — определение «проблемных облаков»; б — последовательная нумерация

10. «Пунктуация». Определение приоритетов важно для развития готовности участников к процессу кооперирования в дальнейшей работе. В модераторской практике известны два способа обозначения приоритетов: открытый, когда каждый участник подходит к «стене» и «липкой точкой» указывает предпочитаемые им идеи, темы, проблемы, и закрытый, когда каждый участник отмечает порядковый номер проблемного облака или заглавие темы «облака» на собственной карточке, в порядке их предпочтения. В качестве примера приводим таблицу ранжирования тем по проблеме «Подготовка к разработке программы развития в школе».

Таблица 11. Графическое средство «Ранжирование тем»

 

Темы Предпочтения Место
Ознакомление с особенностями процесса развития образовательного учреждения + + + +
Наблюдения за организацией образовательного процесса +++++
Изучение структуры управления и особенностей работы с персоналом в инновационной школе +++
Консультирование родителей учащихся по отдельным аспектам обучения и воспитания +++++++
Проведение диагностики процесса развития школы и его отдельных этапов +++

Другие техники и методы модерации представим в виде конспектов организации групповой работы, где пошагово отражены необходимые операции. Групповая работа проходила в течение одного дня и включала в себя 6 основных этапов, три коротких перерыва по 10 минут, большой перерыв в течение 40 минут между 4-м и 5-м этапами работы.

J. Введение: определение целей и задач семинара (20 минут).

2. Техника «Mind-mapping», «Clustem» (90 минут).

3. Техника «СВУС» (90 минут).

4. Техника «SOFT» (60 минут).

5. Метод «Мозговой штурм» (60 минут).

6. Рефлексия (40 минут).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.