Здавалка
Главная | Обратная связь

Конфликты и его функции.



Конфликт — наиболее острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, взглядах, возникающий в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия, и обычно сопровождающийся негативными эмоциями, выходящий за рамки правил и норм. Конфликты являются предметом изучения науки конфликтологии.

 

Классификация конфликтов:

1.Межличностные (столкновение взаимодействующих людей, чьи цели либо взаимно исключают друг друга и несовместимы в данной ситуации, противодействуют и мешают друг другу).

2. Межгрупповые (противоборство групп в коллективе, социуме).

3. Внутриличностные (столкновение противоположно-направленных мотивов, потребностей, интересов у 1-го человека).

 

Основными элементами конфликтного взаимодействия являются:

1) объект конфликта,

2) участники конфликта,

3) социальная среда, условия конфликта,

4) субъективное восприятие конфликта и его личностные элементы.

 

Функции конфликта:

явные и скрытые, продуктивные и деструктивные.

 

1.

· Явные:

последствия совпадают с целью конфликта;

· скрытые:

последствия не совпадают с целью конфликта и наступают с течением времени.

 

2. Конструктивные, общие:

· *Конфликт является способом обнаружения и фиксации противоречии и проблем.

· *Конфликт является формой разрешения противоречий.

· *Конфликт способствует снятию социальной напряженности и ликвидации стрессовой ситуации, помогает “выпустить пар”, разрядить обстановку и снять накопившуюся напряженность.

· *Конфликт может выполнять интегративную, объединительную функцию. Перед лицом внешней угрозы группа использует все свои ресурсы для сплочения и противоборства с внешним врагом.

· *Разрешение конфликта приводит к стабилизации социальной системы.

· *Конфликт интенсифицирует и стимулирует групповое творчество, способствует мобилизации энергии для решения стоящих перед субъектами задач.

· *Конфликт может служить средством выяснения соотношения сил социальных групп или общностей итем самым может предостеречь от последующих более разрушительных конфликтов.

· *Конфликт может служить средством для возникновения новых норм общения между людьми или помочь наполнить новым содержанием старые нормы.

 

Конструктивные, частные или личные:

· *Конфликт может выполнять познавательную функцию по отношению к людям, которые принимают в нем участие.

· *Конфликт может способствовать самопознанию и адекватной самооценке личности.

· *Конфликт может помочь избавиться от нежелательных свойств характера.

· *Конфликт является важнейшим фактором социализации человека

· *Конфликт является существенным фактором адаптации человека в группе

· *Конфликт может помочь снять психическую напряженность в группе

· *Конфликт может служить средством удовлетворения не только первичных, но и вторичных потребностей личности.

 

Деструктивные, общие:

· *Конфликт может быть связан с насильственными методами его разрешения

· *Конфликт может привести стороны противоборства (общество, социальную группу, индивида) в состояние дестабилизации и дезорганизации.

· *Конфликт может привести к замедлению темпов социального, экономического, политического и духовного развития общества.

· *Конфликт может способствовать расколу общества.

· *Конфликт может сопровождаться нарастанием в обществе настроений пессимизма и упадком нравов.

· *Конфликт может повлечь за собой новые, более деструктивные конфликты.

· *Конфликт в организациях часто приводит к снижению уровня организации системы, снижению дисциплины и эффективности деятельности.

 

 

Деструктивные, частные или личные:

· *Конфликт может оказывать негативное воздействие на социально-психологический климат в группе.

· *Конфликт может привести к разочарованию в своих возможностях и способностях.

· *Конфликт может вызвать чувство неуверенности в себе, потерю прежней мотивации и разрушение имеющихся ценностных ориентации и образцов поведения.

· *Конфликт может привести к отрицательной оценке человеком своих партнеров по совместной деятельности, разочарованию в своих коллегах и недавних друзьях.

· *В качестве реакции на конфликт человек может “включать” защитные механизмы, демонстрируя при этом негативные для общения виды поведения.

 

33. Структураи динамика конфликта.

 

Структура конфликтов Конфликт как многомерное явление имеет свою структуру. Структура конфликта понимается как совокупность устойчивых связей конфликта, обеспечивающих его целостность, тождественность самому себе, отличие от других явлений социальной жизни, без которых он не может существовать. Основные компоненты структуры конфликта могут быть представлены следующим образом: Противоборствующие стороны – ключевое звено любого конфликта. Основные участники конфликта – это те люди, которые непосредственно совершают активные действия друг против друга. Часто в конфликте можно выделить сторону, которая первой начала конфликтные действия – инициатора конфликта (зачинщика). Практически всегда в любом конфликте за зачинщиками стоят силы, которые их поддерживают – группа поддержки. Существуют и другие участники, которые оказывают эпизодическое влияние на ход и результаты конфликта. Ядром любого конфликта является противоречие – предмет конфликта. Предмет конфликта – это объективно существующая или воображаемая проблема, лежащая в основе конфликта. Ещё одним непременным атрибутом конфликта является его объект. Объектом конфликта может быть материальная (ресурс), социальная (власть) или духовная (идея, норма, принцип) ценность, к обладанию или пользованию которой стремятся оба оппонента. При анализе конфликта необходимо выделять элемент, как условия, в которых находятся и действуют участники конфликта, т.е. микро и макросферу. Такой подход позволяет рассматривать конфликт не как изолированную систему, а как социальную ситуацию. При объяснении активности и направленности действий оппонентов в конфликте рассматриваются мотивы, интересы, ценности, потребности. Мотивыв конфликте – это побуждения к вступлению в конфликт, связанные с удовлетворением потребностей оппонента, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих конфликт. Выбор стратегииповедения в конфликте определяется многими факторами: личностными, самой ситуацией и др. Стратегия в конфликте реализуется через различные тактики. Тактика – это совокупность приёмов воздействия на оппонента, средство реализации стратегии: Существуют следующие виды тактик: • Тактика захвата и удержания объекта конфликта • Тактика физического насилия • Тактика психологического насилия • Тактика давления • Тактика демонстрации действий • Санкционирование • Тактика коалиций • Тактика фиксации своей позиции • Тактика дружелюбия • Тактика сделок   21.3 Динамика конфликтов   Конфликт имеет определённые периоды и этапы, в ходе которых он возникает, развивается и завершается. Динамика конфликта представляет собой ход развития, изменения конфликта под воздействием его внутренних механизмов и внешних факторов. Прежде чем рассматривать этапность развития конфликта, необходимо определить начало и окончание. Начало конфликта может быть зафиксировано в виде первых актов противодействия участников. Окончание конфликта может иметь различные формы и исходы. Однако в любом случае речь идёт о прекращении действий, направленных друг против друга. Динамику конфликта в организации можно проанализировать поэтапно.  
Напряжение Инцидент Конфликт Эскалация  
Накопление противоречий Стычка Действия Деиндивидуализация  
Понимание опасности Образ врага Противодействия Обезличивание  
Избегание   Работа с группой Дегуманизация  
Прохладность     Односторонние действия  
Претензии     От результата к ущербу  
Обвинения     Всё или ничего: война  
Угрозы      

 

Послеконфликтный период включает два этапа:

• частичную нормализацию отношений оппонентов;

• полную нормализацию их отношений.

Под эскалацией конфликта понимается прогрессирующее во времени развитие конфликта, обострение противоборства, при котором последующие разрушительные воздействия оппонентов друг на друга выше по интенсивности, чем предыдущие.

 

34. Формулы анализа конфликтов.

Конфликтогены– это слова, действия (или отсутствие действий), которые могут привести к конфликту.     Первая формула конфликта:     КФГ → КФГ→ КФГ→ …→ КФ,     Где КФГ - первый конфликтоген; КФГ - второй конфликтоген, ответный на первый; КФГ - третий конфликтоген, ответный на второй, и т.д.   Каждый ответный конфликтоген является более сильным, чем тот, на который он отвечает (Закон эскалации конфликтогенов).   Конфликты, возникающие по первой формуле, условно называются конфликтами типа А.     Вторая формула конфликта:     КС + И = КФ   Данная формула указывает способ разрешения таких конфликтов, которые условно называют конфликтами типа Б: устранить конфликтную ситуацию и исчерпать инцидент.     Третья формула конфликта:     КС + КС +… КС = КФ, при этом n 2     (Сумма двух или более конфликтных ситуаций приводит к конфликту).     Трансакция – это единица взаимодействия партнеров по общению, сопровождающаяся заданием их позиции.

 

35. Способы управления эмоциями в конфликте.

Конфликтология в схемах и комментариях - Анцупов А.Я. - Способы управления эмоциями (по Н. Н. Васильеву)







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.