Здавалка
Главная | Обратная связь

Теории происхождения лидерства.

Лидерство в малых группах.

Лидерство – это отношения доминирования и подчинения, отношения влияния и следования этому влиянию в системе межличностных отношений в группе.

Для лидерства характерны следующие признаки: 1) лидер призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе; 2) лидерство можно констатировать в условиях микросреды (малая группа); 3) лидерство возникает стихийно; 4) явление лидерства нестабильно, выдвижение лидера в большой степени зависит от настроения группы; 5) у лидеранет санкций,чтобы воздействовать на членов группы;

И лидер призван стимулировать группу, нацеливать ее на решение определенных задач, заботиться о средствах, при помощи которых эти задачи могут быть решены.

Лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи. Лидер выдвигается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Остальные члены группы принимают лидерство, т.е. строят с лидером такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут ведомыми. Лидерство это групповое явление: лидер немыслим в одиночку. Поэтому феномен лидерства относится к динамическим процессам малой группы.

Притязания лидера могут быть велики, а готовность идти за ним у других членов низкая или наоборот, возможности лидера имеют меру, они не постоянны, мера влияния лидера непостоянна.

Иногда понятие лидера отождествляется с понятием «авторитет», что не вполне корректно: конечно, лидер выступает как авторитет для группы, но не всякий авторитет обязательно является лидером. Лидер должен организовать решение какой-то задачи, авторитет такой функции не выполняет, он просто может выступать как пример, как идеал, но вовсе не брать на себя решение задачи.

Типы лидерства:

конструктивное лидерство (функциональное) – лидер работает на осуществление целей организации;

деструктивное лидерство (дисфункциональное) – лидер не заинтересован в достижении поставленных целей. Чаще всего данный тип лидерства формируется в коррумпированной среде;

нейтральное лидерство – лидер и его действия не влияют на эффективность производственной деятельности.

Теории происхождения лидерства.

Существует 3 основных теоретических подхода в понимании происхождения лидерства. «Теория черт» (иногда называется «харизматической теорией», от слова «харизма», т.е. «благодать», которая в различных системах религии интерпретировалась как нечто, снизошедшее на человека) исходит из положений немецкой психологии конца XIX — начала XX в. и концентрирует свое внимание на врожденных качествах лидера.

Лидером, согласно этой теории, может быть лишь такой человек, который обладает определенным набором личностных качеств или совокупностью определенных психологических черт. Различные авторы пытались выделить эти необходимые лидеру черты или характеристики. Однако очень быстро выяснилось, что это невозможно. инициативность, общительность, чувство юмора, энтузиазм, уверенность, дружелюбие, бдительность, популярность, красноречие, сила воли и ум.

В рамках теории черт возникла теория научения (бихевиоризм)- лидер тот, кого воспитали. Родители давали пример, видели положительный пример лидерского поведения, было усвоено как подражание. Если родители проявляют лидерские качества или направлено научают – задания. (игры с дошкольниками)

Возникла новая «ситуационная теория лидерства». Теория черт в данной концептуальной схеме не отбрасывается полностью, но утверждается, что в основном лидерство — продукт ситуации. В различных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других по крайней мере в каком-то одном качестве, но поскольку именно это качество и оказывается необходимым в данной ситуации, человек, им обладающий, становится лидером. Таким образом, идея о врожденности качеств была отброшена, и вместо нее принята идея о том, что лидер просто лучше других может актуализировать в конкретной ситуации присущую ему черту (наличие которой в принципе не отрицается и у других лиц).

Пиаже критиковал эту теорию, говорил, что по ней лидер становился флюгером.

В одном из вариантов ситуационной теории предлагалось считать главным моментом появления лидера выдвижение его группой, потому что именно она испытывает по отношению к данному человеку определенные экспектации, ожидает от него проявления необходимой в данной ситуации черты (этот подход называют еще и функциональным).

Хартли предложил 4 «модели», позволяющие дать особую интерпретацию тому факту, почему все-таки определенные люди становятся лидерами и почему не только ситуация определяет их выдвижение. Во-первых, если кто-то стал лидером в одной ситуации, не исключено, что он же станет таковым и в другой ситуации. Во-вторых, вследствие воздействия стереотипов лидеры в одной ситуации иногда рассматриваются группой как лидеры «вообще». И в-третьих, человек, став лидером в одной ситуации, приобретает авторитет, и этот авторитет работает в дальнейшем на то, что данного человека изберут лидером и в другой раз. В-четвертых, отдельным людям свойственно «искать посты», вследствие чего они ведут себя именно так, что им «дают посты». Ситуационная теория оказалась достаточно популярной.

Системная теория лидерства, согласно ей лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер — как субъект управления этим процессом. При таком подходе лидерство интерпретируется как функция группы, и изучать его следует поэтому с точки зрения целей и задач группы, хотя и структура личности лидеров при этом не должна сбрасываться со счетов. Р.Л. Кричевский концепция ценностного обмена как механизма выдвижения лидера. Лидером рассматривается тот, в ком в наиболее полном виде представлены такие качества, которые особенно значимы для групповой деятельности. Следовательно лидер приобретает большее влияние.

Стиль лидерства.«авторитарный», «демократический» и «попустительский». «директивный», «коллегиальный» и «разрешительный» (либеральный) стиль Стили разнятся в основном по 2 позициям: содержание решенийи способы осуществления этих решений.

Формальная сторона Содержательная сторона

Авторитарный стиль

Лидер принимает решения единолично, определяя всю деятельность подчиненных и не давая им возможности проявить инициативу (из-за этого возможно появление фрустраций у членов группы), решения принимаются быстро и реализуются быстро, но высока степень субъективности и ошибочности принятого решения, а также нужно постоянно контролировать выполнение задач. Удовлетворенность у подчиненных от их деятельности низкая, потому что действуют по принуждению, а не по собственной инициативе. Позиция лидера – вне группы.





©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.