Особенности русской культуры на пороге нового времениСтр 1 из 2Следующая ⇒
Тема. Русская культура в конце XV–XVI в. ПЛАН 1. Особенности русской культуры на пороге Нового времени. 2. Грамотность и образование. Начало книгопечатания. 2.1. Факторы роста потребности в грамотных людях. 2.2. Развитие образования: Обучение при монастырях. – Обучение в домашних условиях и в частных школах. – Основные предметы изучения. – «Учебные пособия». 2.3. Развитие письменности: Распространение бумаги. – Распространение «скорописи». 2.4. Начало книгопечатания. Иван Федоров и Петр Мстиславец. 3. Литература и общественно-политическая мысль. 3.1. Летописание. 3.2. Исторические повести. 3.3. Литература путешествий. 3.4. Возникновение и развитие публицистики: Концепция «Москва – Третий Рим». – Иван Пересветов и его произведения. – Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского. 3.5. «Домострой». 3.6. «Четьи-Минеи». 4. Архитектура. 4.1. Завершение строительства ансамбля Московского Кремля. 4.2. Храмовое строительство. 4.3. Возникновение нового стиля – шатрового строительства. 4.4. Строительство посадских храмов. 4.5. Подъем крепостного (фортификационного) строительства. 5. Изобразительное искусство. 5.1. Иконопись: Московская школа. Исторический портрет как основа общерусской национальной иконописной школы. – Отход от классических норм в иконописи. – «Бытийное письмо». Исторический портрет. – Дионисий. 5.2. Книжная миниатюра. 5.3. Регламентация искусства церковью и государством. 6. Декоративно-прикладное искусство. 7. Выводы. Особенности русской культуры на пороге нового времени Культурное развитие Руси в XVI в. определялось общими для всех европейских народов факторами: оформление национальных государств, языковая и этническая консолидация, формирование единых общенациональных стилей в искусстве. Духовную жизнь общества по-прежнему определяло христианское мировоззрение. 1.1. Активизировался процесс объединения местных культурных традиций и становления на основе их синтеза единой национальной русской культуры. 1.2. Формирование единого национального государства и начало его централизации явились мощным стимулом для развития культуры. Необходимость укрепления внутреннего и внешнеполитического положения государства обусловила невиданный прежде рост государственных потребностей в развитии самых различных областей материальной и духовной культуры. 1.3. Большую роль в укреплении определяющих позиций православной церкви сыграл Стоглавый собор 1551 г., регламентировавший церковное искусство. В качестве образца в живописи провозглашалась иконография Андрея Рублева (расположение фигур, использование определенных цветов и т. п.). В зодчестве за образец принимался Успенский собор Московского Кремля, в литературе – сочинения митрополита Макария и его кружка. Решения Стоглавого собора способствовали поддержанию высокого уровня мастерства. 1.4. Несмотря на сохранение господствующих позиций церкви, с XVI в. в русской культуре ощутимее, чем прежде, начинают проявляться светские и демократические элементы. 1.5. Формирование отечественной культуры в условиях борьбы с иноземными завоевателями предопределило высокую степень патриотизма, преобладание героической тематики. 1.6. Образование единого государства, языковая и этническая консолидация не привели к уничтожению культурной самобытности многочисленных народностей Руси. Синтез культур разных народов органично сочетался с сохранением многих особенностей местной материальной и духовной культуры. Культура нового государства носила явно выраженный многонациональный характер. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|