Здавалка
Главная | Обратная связь

Вопрос 1. Совокупный спрос или агрегированный спрос и его факторы.



Тема 2. Совокупный спрос и совокупное предложение. Макроэкономическое равновесие: модель «AD-AS»

 

Вопрос 1. Совокупный спрос или агрегированный спрос и его факторы.

Совокупный спрос (aggregate demand – AD) – совокупный объем экономических благ (товаров и услуг), который готовы приобрести домохозяйства, бизнес и государство при различных уровнях цен (или общая сумма расходов на конечные товары и услуги, произведенные в стране).

Компоненты совокупного спроса были рассмотрены ранее (тема 1, вопрос 2). Уравнение совокупного спроса:

. (15)

 

График 2-1. Кривая совокупного спроса.

Внешне кривая совокупного спроса аналогична кривой рыночного спроса в микроэкономике. Однако между этими кривыми много различий. Во-первых, совокупный спрос – более сложная агрегированная категория, не может быть получена суммированием индивидуальных или рыночных кривых спроса.

Во-вторых, если в случае рыночного спроса по осям откладывались показатели количества и цены, то для совокупного спроса – показатели реального объема производства и уровня цен соответственно. Величина совокупного спроса – то количество конечных товаров и услуг, которые готовы приобрести при каждом данном уровне цен – зависит, прежде всего, от уровня цен. Реальный объем производства (Y – yield) – измеряется одним из совокупных количественных показателей (реальный ВВП – величина совокупного спроса); уровень цен (P – price) – измеряется одним из ценовых индексов (дефлятор ВВП).

В-третьих, при объяснении отрицательного наклона кривой рыночного спроса используют понятия «эффект дохода», «эффект замещения» и закон убывающей предельной полезности. Для объяснения наклона кривой совокупного спроса они не используются.

Отрицательный наклон кривой совокупного спроса объясняется действием трех макроэкономических эффектов:

‒ процентной ставки (эффект Кейнса);

‒ реального богатства (эффект Пигу);

‒ эффектом импортных закупок.

 

1. Эффект процентной ставки (эффект Кейнса) заключается в том, что при росте уровня цен и неизменных прочих условиях (денежная масса постоянна) увеличивается спрос на деньги (которых нужно больше для покупки подорожавших товаров и услуг) процентная ставка растет (рост цены кредита и сокращение реальных доходов), что вызывает сокращение инвестиций и потребительского спроса на товары длительного пользования, а, следовательно, и сокращение совокупного спроса.

2. Эффект реального богатства или реальных кассовых остатков (эффект Пигу) заключается в том, что при росте уровня цен происходит обесценение накопленного богатства (как самих денег, так и накопленных финансовых активов с фиксированной стоимостью: счета в банках, облигации, акции), что приводит к сокращению совокупного спроса (потребительских расходов).

Пример: покупательная способность финансовых активов – 50 тыс. долл. – планируется покупка автомобиля – инфляция – покупательная способность 30 тыс. долл. – отложенное решение.

Рост покупательской способности финансовых активов – ощущение увеличения богатства.

3. Эффект импортных закупок или эффект обменного курса (эффект чистого экспорта) заключается в том, что при росте уровня цен и прочих равных условиях (неизменном валютном курсе, неизменных ценах в других странах) отечественные товары становятся относительно дорогими на мировом рынке, а импортные товары – относительно дешевыми, и спрос на отечественные товары сокращается (уменьшается чистый экспорт (экспорт минус импорт), следовательно, уменьшается совокупный спрос).

Изменение уровня цен вызывает движение по кривой совокупного спроса.

Названные причины объясняют нисходящий характер кривой совокупного спроса, отражают обратную зависимость между уровнем цен и совокупным спросом.

Но есть и другие факторы (неценового характера), которые вызывают смещение самого графика совокупного спроса – вправо (увеличение совокупного спроса) или влево (снижение совокупного спроса).

Рассмотрим факторы, влияющие на каждый компонент совокупных расходов.

I. Факторы, влияющие (воздействующие) на совокупные потребительские расходы:

1) Уровень благосостояния или величина богатства (wealth). Чем выше уровень благосостояния, т.е. величина богатства (изменение которой в данном случае не (связ.) должно обуславливаться изменением уровня цен), тем больше потребительские расходы и тем больше совокупный спрос. Кривая спроса сдвигается вправо. В противоположном случае она сдвигается влево.

Воздействие изменение уровня благосостояния как неценового фактора, сдвигающего кривую совокупного спроса, следует отличать от эффекта реального богатства, являющегося ценовым фактором, обуславливающим движение вдоль кривой совокупного спроса.

2) Уровень текущего дохода (yield, income – Y). Рост уровня дохода ведет к росту потребления и, следовательно, к увеличению совокупного спроса (сдвиг совокупного спроса вправо).

3) Адаптационные ожидания – два вида:

‒ ожидание изменения дохода в будущем (expected income – Yde ). Если человек ожидает увеличения дохода в будущем, то он увеличивает потребление уже в настоящем, что ведет к росту совокупного спроса (сдвиг кривой совокупного спроса вправо);

‒ ожидания изменения уровня цен (expected inflation – ?Pe). Если люди ожидают роста уровня цен, то они увеличивают текущий спрос на товары и услуги, стремясь купить их как можно больше по сравнительно низким ценам (так называемая инфляционная психология), следовательно, увеличение совокупного спроса.

4) Налоги (taxes – Tx). Рост налогов приводит к сокращению располагаемого дохода (Yd), частью которого является потребление, и, следовательно, к уменьшению совокупного спроса – сдвиг кривой совокупного спроса влево.

5) Трансферты (transfers – Tr). Увеличение трансфертов означает рост личного, а при неизменных налогах (т.е. при прочих равных условиях) рост располагаемого дохода, следовательно, приводит к росту потребительских расходов и, соответственно, к увеличению совокупного спроса – сдвиг кривой совокупного спроса вправо.

6) Уровень задолженности домохозяйств (debt – D). Чем выше уровень задолженности домохозяйств, тем большую долю дохода они вынуждены направлять на выплату долгов в настоящем или откладывать в виде сбережений для выплаты долгов в будущем, что ведет к сокращению потребления и, соответственно, совокупного спроса – сдвиг совокупного спроса влево.

7) Ставка процента по потребительскому кредиту (interest rate – R). Чем выше ставка процента по потребительскому кредиту (при этом изменение ставки не должно быть вызвано изменением уровня цен), который домохозяйства берут на покупку дорогостоящих товаров длительного пользования, тем меньше потребительские расходы – сдвиг кривой совокупного спроса влево.

II. Факторы, воздействующие на совокупные инвестиционные расходы:

1) ожидания инвесторов (фирм), с ожидаемой внутренней нормой отдачи от инвестиций (internal rate of return – IRR), т.е. ожидаемой нормой прибыли. Если инвесторы ожидают высокой нормы отдачи от инвестиций, они будут финансировать инвестиционные проекты. Инвестиционный спрос увеличивается , и кривая совокупного спроса сдвигается вправо. Если инвесторы настроены пессимистично в отношении своих будущих доходов, инвестиционные расходы сокращаются.

2) ставка процента (interest rate – R) – чем выше ставка процента, т.е. чем дороже кредитные ресурсы, тем меньше кредитов будут брать инвесторы и тем меньше инвестиционные расходы, кривая совокупного спроса сдвигается влево. И наоборот.

Влияние ставки процента как неценового фактора совокупного спроса, сдвигающего кривую совокупного спроса, следует отличать от эффекта процентной ставки, являющегося ценовым фактором и обуславливающим движение вдоль кривой совокупного спроса.

В первом случае причиной изменения ставки процента является любой фактор, кроме изменения общего уровня цен (например, изменение предложения денег; повышение процента регулятором; спроса на деньги, происходящее под влиянием изменения уровня цен). Во втором случае причиной изменения ставки процента является изменение спроса на деньги только в результате изменения общего уровня цен (ценового фактора).

3) величина дохода (yield – Y) – поскольку часть своего дохода фирмы могут использовать на покупку инвестиционных товаров с целью расширения производства, то чем выше уровень дохода фирм, тем больше совокупные инвестиционные расходы.

Инвестиции, которые зависят от величины совокупного дохода, называются индуцированными инвестициями (induced investment).

4) налоги (taxes – T) – рост налогов снижает доходы (прибыль) инвесторов, что является внутренним источником финансирования фирм и основной чистых инвестиций. Следовательно, инвестиционные доходы уменьшаются, сдвигая кривую совокупного спроса влево.

5) трансферты фирмам (transfers – Tr) – они выступают в виде субсидий, субвенций и льготного налогового кредита и стимулируют инвестиционный спрос.

6) технологии (technological progress – r) – появление более производительных технологий, обеспечивающих снижение издержек на единицу продукции и эффект масштаба, увеличивает прибыль фирм и ведет к росту инвестиционных расходов и сдвигу кривой совокупного спроса вправо.

‒ избыточность производственных мощностей;

‒ величина запаса капитала фирмы.

III. Факторы, воздействующие на государственные закупки товаров и услуг:

Величина государственных закупок товаров и услуг (G) – является (как правило экзогенной переменной) параметром управления и определяется государственными законодательными органами (Государственной думой, Парламентом, Конгрессом и т.п.) при разработке государственного бюджета на очередной финансовый год.

Рост государственных закупок увеличивает совокупный спрос (сдвиг совокупного спроса вправо), а снижение – сокращает.

Изменение величины государственных закупок выступает важным инструментом стабилизации экономики (инструментом фискальной политики), который используется для воздействия на совокупный спрос с целью поддержания полной занятости и стабильного уровня цен.

Изменения в государственных расходах приведут к изменению совокупного спроса при условии неизменности процентных ставок и налоговых сборов (при прочих равных условиях).

IV. Факторы, воздействующие на чистый экспорт:

1) Величина валового внутреннего продукта и национального дохода в других странах (Yf). Рост ВВП и НД в иностранном секторе ведет к росту спроса на товары и услуги данной страны, и, следовательно, к увеличению ее экспорта и, в результате, к росту чистого экспорта, что увеличивает совокупный спрос.

2) Валютный курс национальной денежной единицы (exchange rate – e). Валютный курс – это цена национальной денежной единицы, выраженная в определенном количстве денежных единиц другой страны, т.е. это количество иностранной валюты, которое можно получить за одну денежную единицу данной страны (1 ф.ст. = 2 долл. США, 1 ф.ст. = 3 долл. США, американские товары станут для англичан относительно более дешевыми, импорт американских товаров в Англии возрастет; английские товары станут относительно более дорогими для американцев, экспорт английских товаров в Америку сократится; импорт Великобритании возрастет, а экспорт сократится).

Чем выше валютный курс национальной денежной единицы, тем меньше чистый экспорт и совокупный спрос.

Изменение чистого экспорта в результате изменения валютного курса как неценового фактора совокупного спроса, сдвигающего кривую совокупного спроса, следует отличать от эффекта импортных закупок, при котором изменение чистого экспорта происходит в результате действия ценового фактора (т.е. изменения уровня цен), что обуславливает движение вдоль кривой совокупного спроса.

 

Неценовыми факторами, влияющими на совокупный спрос и объясняющими сдвиг кривой совокупного спроса, являются денежные факторы.

Кривая совокупного спроса может быть получена из уравнения количественной теории денег (предложена представителями классического направления).

, (16)

где:

M – масса (количество) денег в обращении;

V – скорость обращения денег – количество оборотов, которое делает в среднем за год одна денежная единица, или количество сделок, которое в среднем обслуживает в год одна денежная единица;

P – общий уровень цен в экономике;

Y – реальный ВВП.

Из уравнения количественной теории денег при заданных M и V (т.е. при прочих равных условиях) получили обратную зависимость между величиной ВВП и уровнем цен:

. (17)

Это означает, что ценовой фактор (изменение уровня цен) влияет на величину совокупного спроса, обуславливая движение вдоль кривой совокупного спроса.

Уравнение не только демонстрирует обратную зависимость между Y и P, но и два неценовых фактора совокупного спроса, изменение которых меняет сам совокупный спрос, т.е. величину совокупного спроса при каждом уровне цен, сдвигая кривую совокупного спроса.

1) масса денег в обращении (предложение денег – M). Рост предложения денег в экономике снижает ставку процента (цену денег), делая кредиты более дешевыми, что увеличивает потребительские и инвестиционные расходы и, соответственно, увеличивает совокупный спрос. И наоборот, уменьшение денежного предложения в экономике снижает совокупный спрос, сдвигая кривую совокупного спроса влево.

Регулирование денежной массы осуществляет ЦБ страны, что лежит в основе монетарной политики: воздействуя на совокупный спрос может проводится стабилизационная политика.

2) скорость обращения денег (V). Если увеличивается скорость обращения денег, совокупный спрос растет. Это объясняется тем, что если каждая денежная единица при неизменном их количестве в обращении будет делать больше оборотов и обслуживать больше сделок, то это эквивалентно росту величины денежной массы, что ведет к увеличению совокупного спроса.

Выделение неценовых факторов изменения совокупного спроса в соответствии с кейнсианским подходом.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.