Здавалка
Главная | Обратная связь

Последствия изменения совокупного спроса



a) 1-й участок:

 

Рисунок 2.8a Последствия изменения совокупного спроса на кейнсианском участке.

На горизонтальном участке возможно решить задачу роста реального объема производства (перемещение из Y1 в положение Y2) при сохранении равновесного состояния за счет стимулирования совокупного спроса. Именно поэтому кейнсианцев еще называют сторонниками теории спроса.

На данном участке, отличающимся высоким уровнем безработицы и большим количеством неиспользуемых производственных мощностей, расширение совокупного спроса (от AD1 до AD2) приведет к увеличению реального объема производства (от Y1 до Y2) и занятости без повышения уровня цен Pe.

b) 2-й участок:

 

Рисунок 2.8b Последствия изменения совокупного спроса на промежуточном участке.

На промежуточном участке также можно увеличивать совокупный спрос, что приведет к росту реального объема производства (с Y1 до Y2), но и росту уровня цен (с P1 до P2).

c) 3-й участок:

 

Рисунок 2.8с Последствия изменения совокупного спроса на вертикальном участке.

На вертикальном (классическом) участке совокупного предложения любые попытки простимулировать совокупный спрос приведут исключительно к росту цен (от P1 до P2).

На данном участке рабочая сила, капитал задействованы полностью, рост совокупного спроса оставит реальный объем производства без изменения (на уровне полной занятости – F) и окажет воздействие только на повышение уровня цен.

Увеличение совокупного спроса на 2-ом и 3-м участках демонстрируют инфляцию спроса.

На 3-м участке наращивание совокупного спроса вообще бессмысленно, если невозможно преодолеть уровень полной занятости, т.к. это приводит к инфляции вообще без роста продукта.

Анализ трех вариантов макроэкономического равновесия – выбор типа экономической политики требует четкого представления о том, на каком участке кривой совокупного предложения находится экономика страны, а, следовательно, рекомендации какой школы будут использованы.

Кроме того, необходимо учитывать возможность возникновения эффекта храповика.

Эффект храповика

Рассматривается кейнсианской школой. Он базируется на представлении о неэластичности цен в сторону понижения.

Смотри графики 2.8a, 2.8b и 2.8c – противоположное изменение совокупного спроса – сокращение.

(1) на кейнсианском отрезке – реальный объем производства уменьшится (с Y2 до Y1), а уровень цен останется неизменным;

(2) на промежуточном участке – модель предполагает, что уменьшится и реальный объем производства (с Y2 до Y1) и уровень цен (с P2 до P1);

(3) на классическом отрезке – цены упадут (с P2 до P1), а реальный объем производства останется на уровне полной занятости – Y1(F).

Но такой осложняющий фактор, как неэластичность цен в сторону понижения может не позволить на классическом и промежуточном участках восстановить первоначальное равновесие (по крайней мере, за короткий период времени).

Экономические показатели (цены), раз возросшие, не обязательно снижаются, по крайней мере, до первоначального уровня.

Подобно храповому колесу, которое может вращаться только в одном направлении (храповик – это механизм, который позволяет крутить колесо вперед, но не назад), цены также могут изменяться только в сторону повышения, а вот понизить цены достаточно сложно (отсюда название эффекта).

Проиллюстрируем этот эффект графически:

 

Рисунок 2.9 Эффект храповика.

Начальное макроэкономическое равновесие в точке Е1, при уровне цен Р1 и реальном объеме производства Y1. Несмотря на то, что это равновесное состояние, оно может находиться далеко от уровня полной занятости. Предположим, что в этой ситуации правительство ставит задачу достичь макроэкономического равновесия на уровне Y2 и успешно справляется с поставленной задачей, например, осуществляя необходимые государственные расходы и, тем самым, стимулируя спрос до AD2. Новое макроэкономическое равновесие Е2 возникает при более высоком уровне цен Р2, но и при более высоком уровне реального объема производства Y2.

Однако возможно, что правительству не удается поддерживать совокупный спрос на новом уровне (нет возможности осуществлять большие государственные расходы, а других стимулов для поддержания совокупного спроса не возникает). Тогда совокупный спрос возвращается на уровень AD1.

Однако проблема заключается в том, что из-за неэластичности цен в обратную сторону (в сторону понижения) экономика приходит не в точке Е1, а в точку Е3, что ухудшает исходную ситуацию, т.к. возросший уровень цен Р2 сочетается теперь с низким уровнем реального объема производства Y3.

Эффект храповика демонстрирует опасность непродуманного экономического роста: в случае, если не удастся его поддерживать на заданном уровне, откат назад может привести к ухудшению исходной ситуации.

 

 

Последствия изменения совокупного предложения

Последствия одинаковы во всех временных периодах и не зависят от вида кривой AS. рост совокупного предложения всегда ведет к росту равновесного выпуска и снижению равновесного уровня цен.

 

Рисунок 2.10 Последствия изменения совокупного предложения.

 

Отличие состоит лишь в том, что в краткосрочном и среднесрочном периодах при росте совокупного предложения растет фактический выпуск (от Y1 до Y2) – рис.2, а в долговременном периоде увеличивается потенциальный выпуск, т.е. производственные возможности экономики (от Y1(F) до Y2(F)).

 

Сокращение совокупного предложения всегда ведет к сокращению равновесного объема выпуска и росту уровня цен.

В данной теме была рассмотрена одна из основных моделей макроэкономического равновесия и две проблемы, которые она позволяет проанализировать:

1. Проблема достижения макроэкономического равновесия;

2. Проблема повышения уровня реального объема производства при сохранении макроэкономического равновесия.

Ситуация, обратная макроэкономическому равновесию, называется макроэкономической нестабильностью, и далее необходимо остановиться на рассмотрении именно этой, противоположной ситуации.

 

 


[1] Величина совокупного предложения не зависит от общего уровня цен.

[2] Таким образом, ставка процента является фактором изменения и совокупного спроса и совокупного предложения.

[3] А также воздействует как на совокупное предложение, так и на совокупный спрос.

[4] При каждом данном уровне цен.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.