Здавалка
Главная | Обратная связь

Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru

Майкл Д. Япко

ВВЕДЕНИЕ В ГИПНОЗ

Москва

ИВЦ «Маркетинг» 2002

УДК 615.851 ББК 53.57 Я69

Я69 Майкл Д. Япко. Введение в гипноз. Практическое руководство. Методическое пособие для слушателей курса «Психотерапия». М.: Центр психологической культуры, 2002, 191 с.

УДК 615.851 ББК 53.57

ISBN 5-7856-0252-0

©Майкл Япко, 1988

© Центр психологической культуры, 2002

Памяти моей бабушки Молли Купер, которая всегда нам

помогала и моих дедушек Бетти и Сола Кемп, понимающих

чудесный мир сказок и лакомств. Благодаря всем им мне есть

что вспомнить

Выражаю признательность Меган Ли Горовитц, благодаря которой у меня есть к чему стремиться мыслями в будущем.

ВСТУПЛЕНИЕ

Когда Натали Гилман редактор издательства Брун-нер/Мазель Паблишере, рассказала мне о запланированной новой серии Basic Principles Into Practices (Основные принципы на прак­тике), описав ее как собрание материалов, знакомящих с различ­ными темами психотерапии, которые одинаково смогли бы стать источником знаний как для начинающих так и повтором для уже практикующих, я решил что это отличная идея. В настоящее время на любую тему можно получить такое множество информации, что обобщенный обзор кажется идеальным способом, для того чтобы представить основы данной области. Такая методика не перегрузит избыточной информацией.

Так возникла эта книга. В сжатой форме она ознакомит чи­тателя с темой, раскрывая множество разнообразных клинических проблем, приглашая их критически оценить, укажет подходящие методы и их применение.

При написании я в значительной степени использовал свою, более раннюю работу Trancework (Трансовая работа). В дан­ной книге добавлено несколько новых глав, однако я всегда имел в виду рекомендации издательства относительно компактности, ко­торая должна характеризовать общую серию Basic Principles Into Practices.

Гипноз — восхитительная тема. Если опустить таинствен­ность, какую ей приписывает большинство людей, и видеть в нем удобный инструмент для широкого клинического использования,

то эта тема как мне кажется получит большую привлекательность. Уже сама возможность оживить воспоминания или освободиться от чувствительности тела, так чтобы можно было проводить хирур­гические операции без использования анестетических средств, по­ражает. Гипноз это необыкновенно динамичная и разнородная об­ласть знаний, находящаяся в постоянном развитии. Я надеюсь, что благодаря этой книге вы поймете, какие серьезные и чудесные возможности предлагает она психотерапии.

Доктор Майкл Д. Япко Солана Бич, Калифорния

часть 1

ПРИНЦИПЫ

Глава 1

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ

В данной книге я не намерен представлять гипноз как сен­сацию , а также уверять что это панацея от всех болезней. Я хотел бы показать клинический гипноз в виде специфической системы коммуникации, которая учит, тому как слова могут лечить. Кли­нический гипноз позволяет проследить, как люди подстраивают реальность под собственные нужды, а также найти методы более эффективного сотрудничества с отдельными лицами. Обучиться гипнозу это один из способов повысить свои терапевтические спо­собности, которые повысят качество терапевтической работы. Од­нако прежде всего гипноз может стать мощным средством, служа­щим созданию у клиентов самодостаточности и независимости, уверенности в себе и повысить самооценку.

Клинический гипноз это умение, основанное на использо­вании соответствующих слов и жестов для достижения конкретных результатов. В книге мы заостряем внимание на применение про­цесса гипноза как основного фактора успешной коммуникации и изменений. Мы не акцентируем внимание на значении инициации и ритуалов в гипнозе, подчеркивая прежде всего необходимость быстрой оценки нужд отдельных клиентов, чтобы соответственно отреагировать на них.

Не многие отрасли могут похвастаться такой бурной исто­рией как гипноз. В различных формах он существовал тысячи лет тому назад. Некоторые люди частично принимают его, другие пол­ностью отрицают. Гипнотизеры всегда использовали определенные ритуалы (техники) и сильно перегибали с этим, но их понимание о том как влияют их действия на подопытных было относительно небольшим. При растущей сейчас акцептации гипноза и все более

широком его применении, необходимость в сознательном подходе к этой теме, кажется большей чем когда - либо.

Когда я говорю, что пользуюсь гипнозом как терапевтиче­ским методом в клинической практике, типичная реакция, с кото­рой я встречаюсь это одновременное восхищение и скептицизм. Почти все имели более или менее непосредственный опыт, связан­ный с гипнозом, предполагая, что мои занятия, в принципе ничем не отличаются от действий других людей, использующих техники гипноза. Немногие имели такую встречу с гипнозом, какая дала бы им возможность различать его типы и области применения. Кли­нический гипноз принципиально отличается от экспериментально­го, спортивного или эстрадного гипноза. Отдельные терапевты пользуются этой техникой по разному. Существует определенный недостаток в практике терапевтического гипноза — люди слишком часто убеждены что "гипноз это просто гипноз" и ищут предложе­ния обещающего больше за меньшую цену. А обещания иногда бывают просто скандальными!

Однако такой подход можно умело использовать. Сотруд­ничая с человеком, ищущим информацию о гипнозе вообще или касательно моей работы, я могу помочь получить знания необхо­димые для принятия обдуманных решений. Принципиальным во­просом для каждого профессионала должна быть уверенность в том, что его клиент полностью осознанно решился на конкретный способ лечения. Если кто-то не задает вопросов, это по крайней мере не означает что у него нет сомнений, обычно такой человек просто не знает о чем спрашивать.

Разговаривая с клиентом о его нуждах и природе клиниче­ского гипноза, как терапевтической техники, мы можем проин­формировать его. Такая информация поможет более реалистично оценить нужды; нам же это позволит получить ответ, каким обра­зом их лучше удовлетворить. Гипноз, опирающийся на чисто внешние формы, концентрируется лишь на борьбе с симптомами (как в газетных объявлениях уверяющих "Вы бросите курить после одной сессии!"), обычно не является верным способом лечения, и все же его применяют люди, ищущие магии и пытающиеся избе­жать лечения, требующего усилий со своей стороны или вызы­вающего страх. Иногда, впрочем методы подобного типа приносят обещанный результат. Почему? Я буду писать об этом.

Представление в средствах массовой информации гипноза как эстрадного искусства (особенно в программой прямой транс­ляции, также в кино и телевидении) привело к олицетворению его с магическим средством, благодаря которому, при помощи мощно­го внушения можно сейчас же решить все проблемы. Если бы я по­лучал по пять центов с каждого, кто утверждает что "быстрое вну­шение" поможет ему распрощаться с какой-нибудь привычкой, я давно стал бы миллионером! Когда я пытаюсь объяснять что все это может оказаться немного более сложным чем данный человек считает, я встречаю удивленный взгляд и вопрос: "А как это полу­чается что на сцене гипнотизер только щелкает пальцами, а загип­нотизированный делает все что ему приказывают?" Люди зачастую убеждены что всего одним простым жестом можно решить слож­ные проблемы; это ведет ко многим разочарованиям.

Выяснение целей и возможностей гипноза, как терапевти­ческого метода, почти всегда приносит отрицательные результаты. Однозначная постановка этого вопроса дает понять клиентам, что нельзя рассчитывать на чудесное выздоровление, поскольку оно не возможно. Это означает, что человек должен взять на себя ответст­венность за собственные проблемы и принять активную позицию при их решении. Формированию ошибочных представлений о гип­нозе в равной степени способствовали гипнотизеры, выступающие на сцене, как и те кто из за собственной глупости или жадности пользуется гипнозом как средством быстрого заработка. Такие лю­ди имеют ограниченные медицинские знания и немного или ничего не знают о гипнозе, отлично однако умея в водить с заблуждения клиентов, приписывая себе необыкновенную силу.

Это лишь поверхностный обзор проблем, с которыми стал­кивается клинический гипноз; остальные мы рассмотрим в этой книге в дальнейшем. Если гипноз будет всерьез рассматриваться как способ лечения, то пропагандируя его, необходимо будет при­нять во внимание пользу как для клиентов так и для терапевтов. Интерес к гипнозу это хорошее начало, необходимо однако так им управлять чтобы он обратился в осознание того, что гипноз ис­пользуемый в клинической практике способен предложить много новых великолепных способов работы с людьми, нуждающимися в помощи.

ЛИТЕРАТУРА

Araoz, D. (1985). The new hypnosis. New York: Brunner/Mazel.

Barber, T. (1969). Hypnosis: A scientific approach. New York: Van Nostrand Reinhold.

Brown, D., Fromm, E. (1986). Hypnotherapy and hypnoanalysis. Hillsdale, NJ: Erlbaum.

Cheek, D., LeCron, L. (1968). Clinical hypnotherapy. New York: Grime Stratton.

Clark, J., Jackson, J. (1983). Hypnosis and behavior therapy. New York: Springer.

Fromm, E., Nash, M. (red.). (1992). Contemporary hypnosis research. New York: Guil-ford.

Gilligan, S. (1987). Therapeutic trances: The cooperation principle in Ericksonian hypnotherapy. New York: Brunner/Mazel.

Hammond, D. (red.). (1990). Handbook of hypnotic suggestions and metaphors. New York: Norton.

Hilgard, E. (1965). Hypnotic susceptibility. New York: Harcourt, Brace and World.

King, M., Citrenbaum, C, (1993). Existential hypnotherapy. New York: Guilford.

Kroger, W. (1977). Clinical and experimental hypnosis in medicine, den­tistry and psychology. Philadelphia: Lippincott.

O'Hanlon, W. (1987). Taproots: Underlying principles of Milton Erick-sons therapy and hypnosis. New York: Norton.

O'Hanlon, W., Martin M. (1992). Solution-oriented hypnosis. New York: Norton.

Sarbin, Т., Сое, W. (1972). Hypnosis: A social psychological analysis of influence communication. New York: Holt, Rinehart and Winston.

Spiegel, H., Spiegel, D. (1987). Trance and treatment: Clinical uses of hypnosis. Washington, DC: American Psychiatric Press.

Weitzenhoffer, A. (1989). The practice of hypnotism, t.1-2, New York: Wiley.

Wright, M., Wright, S. (1987). Clinical practice of hypnotherapy. New York: Guilford.

Yapko, M. (1990). Trancework: An introduction to the practice of clinical hypnosis. New York: Brunner/Mazel.

Zeig, J. (red.). (1982). Ericksonian approaches to hypnosis and psycho­therapy. New York: Brunner/Mazel.

Глава 2

С БОЛЕЕ ШИРОКОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ

Слово "гипноз" так часто использовалось, что почти лиши­лось всяческого значения. Если некий термин должен описывать такое множество понятий, то запутаться немудрено. Единого, об­щепринятого определения гипноза нет и по всей видимости мы еще не скоро дождемся такового. Также как не существует единой теории, которая была бы в состоянии описать все аспекты гипноза. Некоторые известные теоретики, ученые и практики, видя эту про­блему, рекомендуют посвятить больше внимания вопросам приро­ды явления гипноза (Hall, 1989; Hilgard, 1973, 1991; Lynn, Rhue, 1991; Rossi, 1993).

Тот факт что слово "гипноз" относиться к такому множест­ву видов разнородного опыта, убеждает среднего человека в том что "гипноз это гипноз", независимо от ситуации где он применя­ется. Часто также профессионалы, прошедшие необходимое обу­чение, не ознакомленные однако с гипнозом, скептически относят­ся к возможности использования его в клинических условиях. Они думают, есть ли какая - либо разница между клиническим гипно­зом и теми глупостями, какие им показывают с эстрады. Сторон­никам гипноза давно известны опасности, возникающие из такого положения вещей, однако термин "гипноз" все еще повсеместно используется. Однозначное определение гипноза на основе разно­родных понятий и гипнотических техник является, короче говоря, довольно сложной задачей. Пытаясь решить эту неблагодарную проблему можно воспользоваться уже существующими определе­ниями, обзор которых позволит нам понять разнообразие взглядов, существующих на эту тему. Более часто встречающиеся определе­ния можно представить так:

1.Гипноз это направленное воображение. Гипнотизер, или другой человек (в случае гетерогипноза) или сам заинтересо­ванный (в случае аутогипноза), действует таким образом, чтобы управлять чувствами, имеющими характер фанта­зии (Barber, 1979; Barber, Spanos, Chaves, 1974).

2.Гипноз это естественно измененное состояние сознания. Человек входит в гипнотическое состояние, значительно отличающееся от "нормального" состояния, в результате естественного процесса, не связанного с принятием каких либо субстанций или иного рода физического вмешательст­ва (Ludwig, 1966; Ludwig, Levine, 1965, Tart, 1969).

3.Гипноз это состояние расслабления и особой восприимчиво­сти к внушению. Личность достигая состояния расслабле­ния сознания и тела, легче реагирует на предлагаемое вну­шение (Edmonston, 1991; Miller, 1979).

4.Гипноз это состояние интенсивной концентрации внимания на определенной идее или сенсорном раздражителе (Spigel, Spigel, 1987).

Процесс клинического вмешательства можно описать как серию контактов терапевта и клиента (Araoz, 1985; Watzlawick, 1978). Независимо от терапевтической ориентации, контакт с кли­ентом используется для соответствующей оценки его ситуации и как средство терапии. Терапевтический контакт воздействует на человека, который попал в трудное положение, таким образом что его чувства и поведение меняются в сторону способствующую адаптации или приносящую пользу (Zeig, Rennick, 1991)

Для меня важнейшим вопросом в отношениях с клиентом является установление контакта и взаимное влияние. Именно в этот момент вступает в действие гипноз. Если отбросить статиче­ский образ гипноза, как субъективного внутреннего состояния дан­ного человека, сфокусировавшись на динамике интерперсонально­го контакта, применяемого терапевтом для воздействия на клиента так чтобы заставить его пережить внушаемый терапевтический опыт, то нам откроются совершенно новые и богатые возможно­сти. В контактах клиента с терапевтом, или гипнотизером, есть особенные элементы позволяющие изменить субъективный опыт клиента, давая возможность возникнуть терапевтическому влия­нию (Watzlawik 1985). Понимание гипноза в категориях интерак­ции делает ставку на успешную коммуникацию, что означает спо­собность определять способ мышления людей, и далее вступать с ними в контакт, таким образом, чтобы увеличить шансы к дости­жению договоренности на одном или на многих уровнях, а в ре­зультате добиться интеграции с выразительным позитивным зна­чением (Gilligen, 1987).

Когда в понимании гипноза (и терапии с его участием) мы сконцентрируемся в основном на его коммуникативном аспекте, увеличивающем силу влияния на ощущения другого человека, то видно что ритуалы и достижения отдельных уровней гипноза те­ряют свое значение в противовес уделению большего внимания специфическому использованию слов и жестов (Haley, 1973). Бла­годаря этому элементы каждого процесса коммуникации могут иметь черты гипноза, формально не являющиеся гипнозом (Watzlawik, 1985). Такой подход увеличивает потенциальную цен­ность изучения гипноза, для всех работающих с людьми. Даже ес­ли вы не хотите стать специалистом в гипнозе, то сможете полу­чить пользу познавая различные аспекты успешной коммуникации. Одно неверно использованное слово (или предложение) может за­труднить или сделать невозможным достижение позитивного ре­зультата лечения. В свою очередь точно использованное выраже­ние (или фраза) может способствовать созданию атмосферы дове­рия, которая значительно увеличит шансы успеха.

Распознание природы интерперсонального влияния я счи­таю весьма важным делом. Свой курс по социальной психологии я начинаю словами: "Когда вы одни, вы можете делать то, что не­возможно представить в присутствии хотя бы одного человека". (Само присутствие другого человека влияет на наше поведение. Вопрос не в том: "Влияете ли вы на людей?" — конечно влияете — а в том: "Как вы повлияете на них?". Научиться ответственно при­менять паттерны поведения, на других людях, одновременно ува­жая интеграцию тех с кем мы работаем, является настоящим вызо­вом. Эти паттерны касаются не только терапии или гипноза. Их можно увидеть везде где имеют место социальные контакты.) Рас­познание гипнотических элементов в обычной жизни это способ­ность, позволяющая более гибко и успешно использовать гипноз (Erickson, 1958).

Я определяю клинический гипноз как процесс коммуника­ции который вызывает влияние, уделяя большое внимание испол­нению установленных ритуалов, с целью достижения состояния, которое я называю "формальный гипноз". Растущая популярность близких к гипнозу техник, как дополнение непосредственных ме­тодов, является последствием открытия того, что человеческими ощущениями можно управлять, а гипнотические реакции возмож­ны без применения формальной индукции (Wagstaff, 1991;

Watzlawick, 1985) Если гипноз в определенном смысле является ощущением, возникающем в нормальной обстановке, то роль доб­рого гипнотизера сводится к целенаправленному развитию гипноза вместо того чтобы ожидать его случайного возникновения. Ведь ни один гипнотизер не вызывает ощущений не входящих в сферу ес­тественного опыта данного человека Когда я опишу явление гип­ноза это утверждение станет более ясным

Определение гипноза как процесса коммуникации, оказы­вающего влияние явно слишком обобщенно. Более точное опреде­ление — как это часто случается при попытках определить абст­рактные понятия — может быть сформулировано лишь тогда когда примутся во внимание определенные переменные, появляющиеся в данном контексте Я предлагаю менее жесткое, соответствующее ситуации, определение, принимающее во внимание субъективные ощущения гипнотизируемых. Этим ощущениям будет посвящено много места в этой книге

ЛИТЕРАТУРА

Araoz, D , (1985) The new hypnosis New York Brunner/Mazei

Barber T (1972) Suggested „hypnotic' behavior The trance paradigm vs an alternative paradigm W E Fromm, R Shor (red ), Hypnosis Research de velopments and peispectives (s 115-182) Chicago, IL Aldine Atherton

Barber, T Spanos, N , Chaves J (1974) Hypnotism Imagination and human potentialities Elmstord, NY Pergamon

Edmonston, W (1991), Anesis W S Lynn, J Rhue (red), Theories of hypnosis Current models and pei spectives (s 197-237) New York Guilford

Enckson, M (1958) Naturalistic techniques of hypnosis American Jour­nal of Clinical Hypnosis, 1, 38

Gilligan, S (1987) Therapeutic trances The cooperation principle in Ericksoman hypnotherapy New York Brunner/Mazel

Haley, J (1973) Uncommon therapy The psychiatric techniques of Mil­ton H Enckson, M D New York Norton

Hall, J (1989) Hypnosis A Jungian perspective New York Guilford

Hilgard, E (1973) The domain of hypnosis, with some comments on al­ternative paradigms, American Psychologist 28, 972-982

Hilgard, E (1991) A neodissociation interpretation of hypnosis W Lynn, S , Rhue, J (red ), Theories of hypnosis Current models and perspective (s 83-104) New York Guilford

Ludwig, A (1966) Altered states of consciousness Archives of General Psychiatry, 15, 225-234

Ludwig, A , Levine, J (1965) Alterations in consciousness produced by hypnosis Journal of Nei vous and Mental Diseases, 140, 146-153

Lynn, S , Rhue, J (1991) An integrative model of hypnosis W S Lynn, J Rhue (red ), Theories of hypnosis Current models and perspectives (s 397-438) New York Guilford

Miller, M (1979) Therapeutic hypnosis New York Human Sciences Press

Rossi, E (1983) The psychobiology of mind-body healing New York Norton

Spiegel, H , Spiegel, D (1987) Trance and treatment Clinical uses of hypnosis Washington, DC American Psychiatric Press

Tart, С (red) (1969) Altered states of consciousness A book of read­ings New York Wiley

Wagstaff, G (1991) Compliance, belief, and semantics in hypnosis A nonstate, socio cognitive perspective W S Lynn, J Rhue (red), Theories of hyp­nosis Current models and perspectives (s 362-396) New York Guilford

Watzlawick, P (1978) The language of change New York Basic Books

Watzlawick, P (1985) Hypnotherapy without trance W J Zeig (red), Encksonian psychothei ару, t 1, Structures (s 514) New York Brunner/Mazel

Zeig, J , Rennick, P (1991) Encksonian hypnotherapy A communica­tions approach to hypnosis W S Lynn, J Rhue (red ), Theories of hypnosis Cur­rent models and perspectives (s 275-302) New York Guilford

Глава 3

ВОЗНИКНОВЕНИЕ МИФА

Клинический гипноз постоянно встречается с проблемой не­верной информации. Большинство такой информации легко предви­деть, что облегчает ее распознание и коррекцию. Гипноз обычно пред­ставляется как мощная форма контроля сознания и большинство недо­разумений основано на таком представлении (Levitan, Jevne, 1986, Mann, 1986;Udolf, 1981; Wester, 1984).

Разговор с клиентом о его убеждениях и о том, что он ожидает от гипнотического и психотерапевтического опыта, необходим чтобы получить уверенность в том что он обладает знаниями, дающими воз­можность принять сознательные решения, касающиеся процесса лече­ния. Когда же существует опасность того, что знания клиента в данной области недостаточны, придерживающийся принципов этики компе­тентный профессионал может дать такому человеку столько информа­ции, сколько будет необходимо для того чтобы он мог позитивным образом участвовать в лечении. Предполагаю, что существуют случаи в которых клиентам необходима лишь минимальная часть информа­ции, но есть и такие, где необходимо дать множество данных. Отдель­ные люди имеют различные нужды, которые можно выяснить лишь благодаря беседе. Необходимо всегда помнить, что хорошо информи­рованный клиент имеет намного больше шансов на то чтобы его тера­пия завершилась удачей (Kirsch, Council, 1992).

Вовлекая ищущих помощи в дискуссию о их ожиданиях и убеждениях о гипнозе, можно узнать в какой степени их знание полез­но. В моей практике для этой цели я пользуются обычно тремя вопро­сами:

Встречались ли вы ранее с гипнозом?

Испытали ли вы его на себе или же ваша информация пришла из

вторых рук?

Какое впечатление это произвело на вас?

Если клиент лично не сталкивался с гипнозом, то полезными бывают дальнейшие вопросы:

При каких обстоятельствах вы встретились с гипнозом?

Кем был гипнотизер и какая у него (у неё) была квалификация?

Как вам объяснили происшедшее?

Какие техники к вам применили?

Удался ли этот опыт? Почему?

Как вы себя после этого чувствовали?

Почему вы снова хотите обратиться к гипнозу?

От собранной таким образом информации зависит в значи­тельной степени подход к клиенту. Необходимо при этом помнить, что множество вопросов зачастую утомляют и могут восприниматься как допрос, поэтому нужно быть деликатным (Erikson, Rossi, 1979; Moor, 1982).

Если у клиента не было непосредственного контакта с гипно­зом, то необходимыми могут оказаться следующие вопросы:

Приходилось ли вам наблюдать демонстрацию гипноза? Слышали

ли вы ранее о гипнозе?

В каком контексте?

Знаете ли вы о применении гипноза?

Знакомы ли вы с человеком, непосредственно на себе ощутившим

гипноз?

Если да, то как он описывал это переживание?

Если клиент ответит на все эти вопросы, мы сможем многое узнать о его отношении к гипнозу. Станет возможным использовать его ошибочные представления, уменьшение его нереальных страхов или укрепление его позитивных убеждений (Weitzenhoffer, 1957; Zilbergeld, 1986).

Особое значение имеет вопрос о конкретной технике гипноза, с какой мог столкнуться клиент. В случае когда такой опыт не удался или оставил неприятные воспоминания, использование такой техники гарантирует неудачу. Если мы не спросили клиента о его предыдущем опыте, то рискуем случайно повторить его негативный опыт прошло­го.

Если клиент сам не встречался с гипнозом то узнать его убеж­дения еще более существенно. Истории, которые рассказаны посто­ронними людьми, услышанные от тех кто "в этом разбирается", часто являются сильно преувеличенными. Многие клиенты боятся возмож­ности того что их сознание будет "контролироваться", однако ожидая, что это как с помощью волшебной палочки приведет к достижению быстрых эффектов (Tompson, 1988).

Основной проблемой большинства клиентов, имели ли они контакт с гипнозом или нет, является вопрос "контроля". Страх данно-

го человека перед потерей контроля обычно является самой большой преградой, с какой может встретиться терапевт Вообще любое из рас­пространенных ошибочных убеждений о гипнозе так или иначе связа­но со страхом Если его существование не учитывается и с ним не бу­дет деликатно проведена работа, то он осложнит или сделает невоз­можным достижение терапевтических успехов Убеждение в том что гипноз имеет силу отобрать самоконтроль у человека, укреплялось всевозможными, уже описанными способами Если кто-то не имел де­ла с терапевтическим гипнозом, который вел профессионал в друже­любной атмосфере заботы о клиенте, то страх перед ним может ему показаться полностью оправданным (Murray-Jobsis, 1986)

ЛИТЕРАТУРА

Enckson, M , Rossi, E (1979) Hypnotherapy An exploratory casebook New York Irvington

Kirsch 1, Council, J (1992) Situational and personality correlates ot hypnotic respon-siveness W E Fromm, M Nash (red), Contemporary hypnosis research (s 267-291) New York Guiltord

Levitan, A Jevne R (1986) Patients fearful ot hypnosis W В Zilbergeld, M Edel-stein D Araoz (red) Hypnosis Questions and answers (s 81-86) New York Norton

Mann H (1986) Describing hypnosis to patients W В Zilbergeld, M Edel-stein, D Araoz (red ), Hypnosis Questions and answers (s 76-80) New York Norton

Moore, M (1982) Principles of Encksoman induction of hypnosis W J Zeig (red) Encksonian approaches to hypnosis and psychotherapy (s 101-112) New York Brunner/Mazel

Murray-Jobsis, J (1986) Patients who claim they are not hypnotizable W В Zdbeigeld M Edelstem D Araoz (red), Hypnosis Questions and answers (s 91-94) New York Norton

Thompson, К (1988) Motivation and the multiple states of trance W J Zieg, S Lang-ton (red), Developing Ei iccksoman therapy Stale of the art (s 149-163) New York Brunner/Mazel

Udolt, R (1981) Handbook of hypnosis foi piofessionals New York Van Nostrand Rhemhold

Weitzenhoffer, A (1957) General teclmiques of hypnotism (s 18-28) New Yoik Grune & Stratton

Wester, W (1984) Preparing the patient W W Wester, A Smith (red) Clini­cal hypnosis A multidisciphnary approach Philadelphia Lippincott

Zilbergeld, В (1986) Choosing inductions W В Zilbergeld, M Edelstein, D Araoz (red), Hypnosis Questions and answers (s 103-109) New York Norton

Глава 4

ИСПРАВЛЕНИЕ ОШИБОЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Определение и исправление ошибочных представлений клиента о гипнозе поможет избежать вопроса контроля, особенно если мы сфокусируем внимание на естественности гипноза, указы­вая примеры из обычной жизни, собственного опыта клиента (Enckson, Rossi, 1979, Golden, 1986) Стоит также подчеркнуть что у человека, которого гипнотизируют, остается определенный кон­троль Терапевты должны осторожно подходить к этой проблеме Замалчивание нами этой темы может усилить напряжение у ощу­щающего себя неуверенно клиента и создать сопротивление, раз­рушающее лечение Если клиент чувствует что ему угрожает поте­ря самоконтроля, то он обычно начинает бороться с терапевтом Желали ли бы вы быть загипнотизированными если бы считали что потеряете самоконтроль1? Поэтому необходимо приложить всяче­ские старания, чтобы рассеять беспокойства клиента, а контакт с ним основать на сотрудничестве (Gilhgan 1982, Grinder, Bandler, 1981), потому что нельзя выиграть с ним битву, поскольку он на­ходится в выигрыше уже тогда, когда ничего не будет делать1

В гипнозе и психотерапии существует определенный пара­докс Джей Хейли описывает его с точки зрения гипнотизера, про­тиворечивым выражением "Я могу вас загипнотизировать только если вы сами себя загипнотизируете я смогу вам помочь только если вы сами себе поможете" Эта идея подчеркивает ответствен­ность самого клиента и его контроль, которым он может поделить­ся с терапевтом Когда я говорю "Пожалуйста, я даю вам контроль над собой", то кто на самом деле кого контролирует^ Если это я, то единственное чем я занимаюсь это воздерживаюсь от принятия решений, подстраиваясь к вашим выборам Я однако оставляю свободу возвращения к выбору, всегда когда мне приходится или я хочу решать

Исправление ошибочных представлений о гипнозе рассеи­вают страх и неуверенность клиента, поддерживая создание реали-

стических ожиданий. Нереальные ожидания, как связанные с аб­сурдными желаниями о том чтобы гипноз по мановению волшеб­ной палочки моментально решил сложнейшие проблемы, так и противоположные им, опирающиеся на убеждении о безнадежно­сти этого дела, могут существенно понизить успешность терапии. Препятствий такого рода можно избегнуть, снабжая клиента соот­ветствующей информацией и получая его сознательное согласие на лечение (Kroger, 1977; Spiegel, Spiegel, 1987).

Далее в этой главе описаны чаще всего встречающиеся ошибочные взгляды на клинический гипноз. Когда вы ближе по­знакомитесь с гипнозом, у вас почти автоматически начнется ис­правление этих фальшивых взглядов. Вас удивит то, как много лю­дей, а также и гипнотизеров, находятся под их влиянием.

ОШИБОЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ: ГИПНОЗ ВЫЗЫВАЕТСЯ СИЛОЙ ГИПНОТИЗЕРА

В клинической практике гипнотизер может использовать способность входить в контакт, чтобы оправдать принятие внуше­ния клиентом, но у него нет над ним контроля, выходящего за рам­ки того, на какой позволяет сам гипнотизируемый. Если вы позво­ляете кому - либо провести себя по внушаемым переживаниям, то кто в этом случае кого контролирует? Гипнотизер может управлять ощущениями клиента, но лишь в той степени в какой последний, позволит это делать. Ясно видно что контакт терапевта и клиента опирается на взаимном доверии (Gilligan, 1987; Stanton, 1985).

ОШИБОЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:

ЗАГИПНОТИЗИРОВАТЬ МОЖНО ЛИШЬ ЛЮДЕЙ

ОПРЕДЕЛЕННОГО ТИПА

Некоторых людей труднее ввести в гипнотическое состоя­ние нежели других, однако не столько из за их меньшей податли­вости индукции, сколько из за того что они боятся потерять кон­троль, трудностей распознания неясных внутренних состояний ти­па напряжения или расслабления, боязни грядущих перемен, соз­нания наличия не сопутствующих факторов и т.д. Определение и

решение конкретной проблемы обычно приводит к тому, что лич­ность "трудная" для введения в гипноз, превращается в человека которого можно ввести в это состояние относительно легко (Araoz, 1985; Barber 1980).

ОШИБОЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ: ГИПНОЗУ ПОДВЕРЖЕНЫ ЛИШЬ СЛАБОВОЛЬНЫЕ ЛЮДИ

Если практически все регулярно и спонтанно входят в со­стояние гипноза, то не существует правдоподобных оснований ут­верждать, что податливость гипнозу связана с конкретными черта­ми характера. Этот ошибочный взгляд связан, с созданным Свен-гали образом всесильного гипнотизера: он основан на убеждении, что если гипнотизер контролирует кого-то, то такой человек час­тично или полностью теряет свою волю (Weitzenhoffer, 1989).

ОШИБОЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ: ЕСЛИ КТО-ТО

ОДНАЖДЫ ПОДВЕРГСЯ ГИПНОЗУ, ТО БОЛЬШЕ

НЕ В СОСТОЯНИИ УСТОЯТЬ ПЕРЕД НИМ

Эта точка зрения опирается на убеждении о том, что гипно­тизер контролирует волю гипнотизируемого. И поэтому если раз "вы поддались власти гипнотизера", то теперь всегда будете в его власти. Конечно это весьма далеко от правды, поскольку процесс гипноза является интеракцией, в которой два человека сотрудни­чают, с целью достижения желаемого терапевтического эффекта. Если клиент по каким-то причинам не пожелает поддаться гипнозу, то его невозможно ввести в гипнотическое состояние. Гипнотиче­ский процесс полностью зависим от конкретных обстоятельств. Даже более всего податливые гипнозу клиенты могут отказаться принять внушение гипнотизера, если захотят этого. Прежний опыт гипноза, хороший или плохой, сам по себе не является опреде­ляющим фактором для вхождения в гипноз. Основные переменные влияющие на результат индукции, это связанный с конкретной си­туацией вопрос коммуникации и взаимной зависимости (Barber 1991; Diamond, 1987).

ОШИБОЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ:

ЗАГИПНОТИЗИРОВАННЫЙ МОЖЕТ ГОВОРИТЬ

ИЛИ ДЕЛАТЬ НЕЧТО ПРОТИВ СВОЕЙ ВОЛИ

Это одна из наиболее оспариваемых проблем в гипнозе. Влиять на людей помимо их воли возможно. Безусловно людьми можно манипулировать, так что они будут делать вещи, кажущиеся противоречивыми их убеждениям и позициям. Короче говоря: промывание мозгов и другие подобного рода, достойные сожале­ния способы воздействия на других, возможны. Однако во время терапевтических сессий, обычно не возникают условия, необходи­мые для возникновения столь мощного воздействия. Другими сло­вами, контроль над кем-то возможен лишь в определенных услови­ях, которыми не являются элементы гипноза и они далеки от при­менения, согласно этике, пропагандируемой в этой книге (Weitzenhoffer, 1989).

ОШИБОЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ: ГИПНОЗ МОЖЕТ БЫТЬ ОПАСНЫМ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ

Это представление значительным образом поддерживает опа­сения, связанные с гипнозом. Действительно, страх связанный с при­менением гипноза имеет причину, но беспокоиться нужно о другом аспекте. Нас должен волновать вопрос, кто практикует такой вид тера­пии и как он это делает. Гипноз сам по себе не опасен, но некомпе­тентный или неэтичный терапевт способен навредить своим незнани­ем человеческого сознания или отсутствием уважения к интегрально-сти личности (Frauman, Lynn, Brentar, 1983; Kleinhauz, Eli, MacHovec, 1986).

Если мы говорим о потенциальном эмоциональном вреде, то гипноз сам по себе его не вызывает. Проблемы этого типа возникают из тем, поднимаемых во время терапевтических сессий или же это ре­зультат неудачного ведения клиента терапевтом. Те же самые обстоя­тельства могут возникнуть в любом союзе, целью которого является помощь, когда одна из сторон, находящаяся в трудной ситуации ищет утешения. Не осознающий или недоученный терапевт может по не­досмотру (редко, если вообще это возможно, намеренно) сделать ошибку, давая обещания, которые невозможно выполнить, неверно

диагностировать проблему или ее причины, или не делать вообще ни­чего, растрачивая лишь время и деньги клиента.

Другая сторона медали и аргумент в пользу того, чтобы под­нимать квалификацию использования гипнотических техник, это зна­чительная эмоциональная польза, которую может дать успешный гип­ноз. Благодаря возможности усиления самоконтроля и того что из это­го следует, укрепления уверенности в себе, гипноз может стать мощ­ным средством, служащим решению эмоциональных проблем и улуч­шению психического самочувствия. Ключевое значение имеют соот­ветствующие навыки терапевта и его знания, поскольку нет сомнений в том, что все то что помогает, может и навредить.

ОШИБОЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ: ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ГИПНОТИЗЕРА НЕИЗБЕЖНА

Гипноз как терапевтический инструмент благоприятствует созданию разного рода зависимостей, по уровню не больших, нежели другие клинические средства, такие как бихевиоральный контракт, психоаналитические свободные ассоциации или тестирование уровня интеллекта. Каждый из нас, до определенной степени, нуждается в за­висимости. В большей или меньшей степени мы все зависим от дру­гих, в вопросах, которые мы признаем важными для своего благопо­лучия. Люди ищут помощи терапевта, прежде всего когда страдают и становятся податливыми к травмам. Они рассчитывают в этом случае на его помощь и опеку, надеясь получить утешение. Терапевт знает, что основной целью лечения должна быть помощь, данному человеку вернуть доверие к себе и обрести независимость. Гипноз абсолютно не должен углублять чувство зависимости от других, заставляя клиента видеть в терапевте источник решения всех своих жизненных трудно­стей. Правильное применение гипноза помогает клиентам в трудной ситуации обратиться внутрь себя, используя приобретенный в течении жизни опыт в терапевтических целях. Согласно этим целям (обретение независимости и использование внутренней силы) построено обучение клиента самогипнозу (Alman, Lambrou, 1992; Fromm, Kahn, 1990; Sanders, 1991; Simpkins, Simpkins, 1991).

Согласно пословице: "Если вы даете человеку рыбу, вы пред­лагаете ему обед, если вы учите его ловить рыбу, то обеспечите его средством к существованию", обучение самогипнозу позволяет соз-

дать механизм аутокоррекции, убеждающий клиентов в том, что они на самом деле обрели больший контроль над своей жизнью. А это убеждает терапевта в том что он хорошо справился со своей работой.

ОШИБОЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ: ИЗ СОСТОЯНИЯ ГИПНОЗА МОЖНО НЕ ВЫЙТИ

Гипноз это состояние концентрации внимания, направлен­ное внутрь или наружу. Его контролирует клиент, который может инициировать или прервать этот опыт в любой момент (Kirsch, Lynn, Rhue, 1993; Watkins, 1986).

ОШИБОЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ: ВО ВРЕМЯ

ГИПНОТИЧЕСКОГО ТРАНСА ЧЕЛОВЕК СПИТ

ИЛИ НАХОДИТСЯ БЕЗ СОЗНАНИЯ

Гипноз не является сном! Введение в состояние гипноза на­поминает сон с физической стороны (понижается активность, расслаб­ляется мышечное напряжение, дыхание успокаивается и т.д.), но с психической стороны клиент, несмотря на расслабление, остается бодрствующим. Даже в глубоких стадиях гипноза остается определен­ное понимание происходящего (Weitzenhoffer, 1989). В случае спон­танных гипнотических состояний, факт наличия недремлющего созна­ния еще более заметен, поскольку физическое расслабление в этом случае может совершенно не наступить.

Поскольку гипноз не является сном и клиент даже в глубоком гипнозе сохраняет, до определенной степени ориентацию в окружаю­щей реальности, терапевт не должен пользоваться такими оборотами, как: "Засните глубже".

ОШИБОЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ: ГИПНОЗ

ВСЕГДА ТРЕБУЕТ МОНОТОННОГО РИТУАЛА

ИНДУКЦИИ

Рассматривая коммуникационные аспекты гипноза, вы поймете что определенный его тип возникает всегда, когда клиент концентрирует внимание на идеях и чувствах, стимулируемых кон-

тактом с терапевтом. Пока ваше внимание направлено внутрь и аб­сорбировано неким субъективным опытом, или наружу и сконцен­трировано на внешних раздражителях (которые в свою очередь ве­дут к внутренним переживаниям), вы находитесь в определенной степени в состоянии гипноза.

Формальная индукция не является необходимым условием возникновения гипнотического состояния. Различные классиче­ские гипнотические явления возникают обычно вне формального гипнотического переживания, в нормальных условиях (Kirsch, Council, 1992). Коммуникация вызывает условные реакции и ис­пользуется, будь это в форме монотонной ритуальной индукции или спонтанной фразы, способна влиять на переживания людей, и вследствие вызывает гипнотический эффект.

ОШИБОЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ: ЧТОБЫ ВОЙТИ

В ГИПНОТИЧЕСКИЙ ТРАНС НЕОБХОДИМО

РАССЛАБИТЬСЯ

Гипноз был описан как состояние концентрации внимания, сила которого колеблется в зависимости от индивидуальных черт данного человека и других условий. Ранее я уже упоминал концеп­цию того, что гипнотическое состояние может возникнуть спон­танно в период беседы, чтения и в других неисчислимых ситуаци­ях, связанных с концентрацией внимания. Таким образом, можно находиться в состоянии напряжения и даже глубокой неуверенно­сти, все же оставаясь сконцентрированным, с вниманием, просто прикованным к чему-то. Физическое расслабление не является по­этому обязательным условием для гипноза (Banyai, Zseni, Tury, 1993; Mallot, 1984).

ОШИБОЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ: ГИПНОЗ ЭТО

ТЕРАПИЯ

Гипноз это не терапия. Это скорее терапевтический инст­румент, который можно использовать бесконечно большим числом способов. Гипноз нельзя ставить в один ряд ни с одной из облас­тей, практической или теоретической. В широком понимании это

часть любого вида терапии и в этом смысле это составляющая ка­ждого воздействия, в рамках которого один человек входит в кон­такт с другим и влияет на него (Kirsch, Lynn, Rhue, 1993, Lankton, 1982)

ОШИБОЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ: БЛАГОДАРЯ

ГИПНОЗУ ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ВСПОМНИТЬ ВСЕ,

ЧТО С НИМ КОГДА-ЛИБО СЛУЧАЛОСЬ

Терапевт должен понимать, как работает память, чтобы ус­пешно применять этот важнейший аспект функционирования лич­ности Сознание часто сравнивают с компьютером, где каждое воспоминание старательно сохраняется и в случае необходимости его можно извлечь Такая компьютерная метафора не кажется мне верной Мозг не работает по принципу простого поглощения ощущений и хранения их в неизмененной форме, готовых к позд­нейшему извлечению. Собственно, информация в памяти хранится так, как она была воспринята, поэтому она подвержена такой же деформации, что и восприятия Люди могут "помнить" события, которые никогда не происходили, сохраняя в памяти лишь отдель­ные фрагменты переживаний, или же различные части и обломки многих воспоминаний объединить в одно фальшивое (McCokey, 1992, Orne, 1984, Yapko, 1994) Эта тема сейчас находится в центре внимания горячей дискуссии, разделившей среду психиатров и психологов Я опишу ее в одной из дальнейших глав

ИТОГ

Ваши представления о гипнозе и сознании определяют ва­ши ограничения в применении гипнотических техник и в результа­те переносятся на клиентов Поэтому, чтобы упорядочить свои взгляды на гипноз, необходимо старательно обдумать подход к не­му, как к инструменту лечения и прочесть доступную литературу

ЛИТЕРАТУРА

Alman, В , Lambrou, P (1992) Self hypnosis The complete manual for health an self-change New York Brunner/Mazel

Araoz, D (1985) The new hypnosis, New York Brunner/Mazel

Banyai, E , Zseni, A , Tury, F (1983) Active alert hypnosis in psycho­therapy W J Rhue, S Lynn, I Kirsch (red ), Handbook of clinical hypnosis, (s 271-290) Washington, DC American Psychological Association

Barber, J (1980) Hypnosis and the unhypnotizable American Journal of Clinical Hypnosis, 23, 49

Baber, J (1991) The locksmith model Accessing hypnotic responsive­ness W S Lynn, J Rhue (red ) Theories of hypnosis Current models and per­spectives, (s 241-274) New York Guillford

Diamond, M (1987) The interactional basis of hypnotic experience On the relational dimensions of hypnosis Internation Journal of Clinical and Experi­mental Hypnosis, 35 95-115

Enckson, M , Rossi, E (1979) Hypnotherapy An exploratory casebook New York Irvington

Fraumann, D , Lynn S , Brentar, J (1983) Prevention and therapeutic management of „negative effects in hypnotherapy W J Rhue, S Lynn, I Kirsch (red ), Handbook of clinical hypnosis Washington, DC American Psychological Association

Fromm, E , Kahn, S (1990) Self-hypnosis The Chicago paradigm New Yoik Guilford

Gilhgan, S (1982) Encksonian approaches to clinical hypnosis W J Zeig (red), Encksonian approaches to hypnosis and psychotherapy, (s 87-103) New Yoik Brunner/Mazel

Gilhgan S (1987) Theiapeutic trances The cooperation principle in Encksonian hypnotherapy New York Brunner/Mazel

Golden W (1986) Another view of choosing inductions W В Zilber-geld, M Enckson, D Araoz (red ), Hypnosis Questions and answers (s 110-117) New York Norton

Grinder, J, Bandler, R (1981) Trance-formations Neuro-Linguistic Programming and the structure of hypnosis, Moab, UT Real People Press

Haley, J (1963) Strategies of psychotherapy New York Grune & Strat-ton

Kirch, I, Council, J (1992) Situational and personality correlates of hyp­notic responsi-veness W E Fromm, M Nash (red), Contemporary hypnosis re-seaich(s 267-291) New York Guilrord

Kirsch I, Lynn, S , Rhue, J (1993) Introduction to clinical hypnosis, handbook of clinical hypnosis W J Rhue, S, Lynn, I Kirsch (red ), Handbook of clinical hypnosis (s 322) Washington, DC American Psychological Association

Kleinhaus, M , Eli, I (1987) Potential deleterious effects of hypnosis in the clinical setting Amencan Journal of Clinical Hypnosis 29, 3,155-159

Kroger, W (1977) Clinical and experimental hypnosis Philadelphia Lippnincott

Langton, S (1982) The occurence and use of trance phenomena in non-hypnotic therapies W J Zeig (red ), Encksonian approaches to hypnosis and psy­chotherapy (s 101-112) New York Brunner/Mazel

MacHovec, F (1986) Hypnosis complications Prevention and risk man­agement Springfield, IL С С Thomas

Malott, J (1984) Active-alert hypnosis Replication and extension of pre­vious research Journal of Abnormal Psychology, 93, 246-249

McConkey, К (1992) The effects of hypnotic procedures on remember­ing The experimental findings and their implication for forensic hypnosis W E Fromm, M Nash (red ), Contemporary hypnosis research (s 405-426) New York Guilford

Orne, M (1984) The use and misuse of hypnosis in court W W Wester, A Smith (red) Clinical hypnosis A mulndisciplinary approach (s 497-524) Philadelphia Lippin-cott

Sanders, S (1991) Clinical self-hypnosis The power of words and im­ages New York Guilford

Simpkins, С , Simpkins, A (1991) Principles of self-hypnosis Pathways to the unconscious New York Irvington

Spiegel, H , Spiegel, D (1987) Trance and treatment Clinical uses of hypnosis Washington, DC American Psychiatric Press

Stanton, H (1985) Permissive vs authontatnan approaches in clinical and experimental settings W J Zeig (red), Encksonian psychotherapy, t 1, Structures (■& 293-304) New York Brunner/Mazel

Watkins, H (1986) Handling a patient who doesnt come of trance W В Zilbergeld, M

Edelstein, D Araoz (red ), Hypnosis Questions and answers (s 445— 447) New York Norton

Weitzenhorfer, A (1989) The practice of hypnotism (t 12) New York Wiley Yapko, M (1994) Suggestions of abuse True and false memories of child­hood sexual tiauma New York Simon and Schuster

Глава 5

ГИПНОЗ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ

То, какая концепция гипноза принимается, принципиаль­ным образом влияет на ее позднейшее использование. В течении последних десятилетий появилось множество объяснений, проти­воречивой и таинственной силы, именуемой гипнозом.

Каждая из совершенствуемых годами теорий, может быть применена для описания одного или большего числа аспектов это­го явления, но ни одна из них не в состоянии представить его во всей полноте Ниже я представлю наиболее известные попытки описать процессы и ощущения во время гипнотического пережи­вания.

1. Гипноз как диссоциация личности. Принципом этой теории яв­ляется наличие множества когнитивных подсистем, которыми в нормальных условиях управляет центральная структура контро­ля Во время гипноза эти, обычно объединенные подсистемы разделяются в различной степени, что приводит к тому что они становятся способными к независимой, многоуровневой реак­ции на внушение гипнотизера (Bowers, Dawidson, 1991; Ewans, 1991, Hilgard, 1977, 1979, 1986, 1991)

2. Гипноз как психологическая регрессия. Такой взгляд на гипноз характеризует его как специфическую форму психологической регрессии, состоящей в задействовании более примитивного процесса первичного мышления и усиления явления переноса относительно гипнотизера, как практически архетипического — то есть родительского авторитета (Fromm, 1992; Nash, 1987).

3. Гипноз как расслабление. Расслабление принимается за источ­ник, из которого происходят все гипнотические явления, такие как регрессия и диссоциация (Edmonston, 1977, 1981, 1991).

4. Гипноз как явление социально-познавательное. В этом подходе гипноз не является специфическим или исключительным опы­том Его определяют лишь через социальный контекст, в кото-

ром он возникает, и поведение людей, проявляющих реакции, принимаемые за гипнотические и ими самими так определяе­мые (Kirsch, 1991; Spanos, 1991a, 1991b, Wagstaff, 1991).

5. Гипноз как пассивное состояние. Здесь позиция клиента при­нимается как пассивная. Такая теория является основой автори­тарного подхода большинства традиционных терапевтов. Кли­ентом, принимающим пассивную позицию считается тот, кото­рый позволяет терапевту управлять своим опытом, лишь незна­чительно проявляя собственную волю или не проявляя ее вооб­ще. От клиента требуется наиболее полно поддаться терапевту, и тем самым играть роль второго плана. Он, в принципе, счита­ется пассивным приемником авторитарного внушения терапев­та. Неспособность клиента удовлетворить желания терапевта, относительно реакции на непосредственное внушение, прини­мается в данной модели за "сопротивление" (Weitzenhoffer, 1989).

6. Гипноз как исполнение роли. Неуверенность, в существовании состояния, именуемого гипнозом, провоцирует различные со­мнения и спекуляции. Записи мозговых волн, анализы биохи­мических изменений, происходящих в организме и объективная регистрация активности нервной системы оказываются, в луч­шем случае, мало практичными, при попытках определить это явление. Гипноз — состояние, по своей природе, крайне субъ­ективное и до данного момента противостоит объективным из­мерениям. Поэтому некоторые теоретики (Сое, Sarbin, 1991; Sarbin, Сое, 1972) создали подробную, социально-когнитивную точку зрения, приняв, что гипноза — как специфического и из­мененного состояния сознания — не существует. По их мнению оно имеет место лишь тогда, когда кто-нибудь соглашается сыграть соответствующую роль. Другими словами, клиент не входит в состояние сознания, существенно отличающееся от обычного, а всего лишь играет роль, ведя себя так, как должна себя вести и выглядеть загипнотизированная личность и на этом основании исполняет внушения гипнотизера. (Япко деформиро­вал здесь идею Сарбина и Кое. Они интерпретируют гипноз, не как role playing (играть роль), а как role taking (войти в роль). Играть роль напоминает притворство, но здесь не это имеется в виду. Прим. переводчика). Эта концепция была подкреплена ре­зультатами исследований, в которых участвовала группа людей,

проинструктированых вести себя так, как будто они загипноти­зированы. Далее этих людей смешали с группой, действительно загипнотизированных.

7. Гипноз как измененное состояние сознания. Состояние гипноза иногда также признается измененным состоянием сознания (Fromm, 1992; Tart, 1969). С такой перспективы гипноз прини­мается за состояние исключительное и отличное от "нормального" состояния сознания, искусственным путем соз­даваемое при помощи индукции, которая концентрирует вни­мание гипнотизируемого на внушениях, изменяя его феномено­логический опыт. Такая позиция обрела популярность благода­ря признанию того, что во время гипноза человек может испы­тать состояние, остающееся вне области его обычных возмож­ностей. Идея измененного состояния сознания допускает такую возможность, учитывая также изменяемость результатов, полу­чаемых в экспериментах на гипнотическую податливость. Та­ким образом, ключевой вопрос таков: если гипноз это изменен­ное состояние сознания, то измененным по отношению к чему оно является? Состояние возникающее из формальной гипноти­ческой интеракции, когда загипнотизированный воспринимает свое тело одеревеневшим, не является обычным. Конечно что-то изменилось но что и как — остается секретом. Мы уже отме­тили, что попытки объективно утверждать, на химическом и электрическом уровнях, о существовании гипнотического со­стояния оказались полной неудачей, в связи с этим отдельные исследователи начали говорить о естественном, бытовом, по­вседневном измерении гипнотических явлений (Erickson, Rossi, 1979; Zeig, 1991).

8. Взгляд на гипноз с точки зрения анализа реальности. Исполь­зование обратной связи между чувствами и нашим контактом с внешним миром это процесс, обычно называемый "тестированием реальности". В основном он настолько неосоз­нан, что принимается нами как обычная вещь. Сторонники этой теории считают, что когда вы входите в состояние гипноза и ос­таетесь в нем, проходящий непрерывно процесс тестирования реальности, существенно ограничивается. Переставая на опре­деленное время пользоваться обратной связью с миром, человек остается ориентированным лишь на свои внутренние пережива­ния. Характерным для большинства видов гипнотического опы-

та является переживание его, концентрируясь внутри себя (хотя возможна также концентрация и на внешних раздражителях), сдерживая объективное тестирование реальности, мы находим­ся в состоянии принять любую реальность. Внушаемая реаль­ность, как и каждая другая реальность, в какую мы верим, неза­висимо от того является ли она реальной или фальшивой, опре­деляет количество и качество бихевиоральных и эмоциональ­ных реакций (Lynn, Rhue, 1991; Shor, 1959).

9. Слова и опыт, как раздражители вызывающие условную реак­цию. Перед вами книга, состоящая из страниц, заполненных черными печатными знаками в различных конфигурациях. Об­разцы конфигураций формируют то, что распознается вами (по­сле многих лет обучения) как слова. Читая слова в постоянном порядке, слева направо, вы придаете им значения, опираясь на собственный опыт. Выражения, напечатанные на этой странице, абсолютно ничего не будут означать для вас, пока вы не прида­дите им значения, а они могут возникнуть лишь из вашего опы­та добывания знаний о том, что эти слова означают. Здесь ос­новным является факт того, что придавая словам значения, вы используете свой индивидуальный опыт. Таким образом, одно и то же слово неизбежно будет означать различные вещи для раз­ных людей. Эти различия сильнее заметны на примере абст­рактных слов. Слова это условные раздражители, представ­ляющие внутренние переживания. Жесты также условные раз­дражители, приобретающие значения в процессе учебы. Слова и жесты имеют те значения, которые выучил данный человек. Та­ким образом, носителем значения является человек, не слово. Каждая личность это индивидуальность, контактирующая лишь ей свойственным образом. Поэтому успешная гипнотическая коммуникация позволяет интерпретировать то, что внушает те­рапевт и собственным неповторимым образом реагировать на это (Bandler, Grinder, 1975, 1979; Grinder, Bandler, 1976; Lankton, 1979).

10. Гипноз как результат взаимного воздействия. В традиционных методах гипноза индукция была чем-то что гипнотизер "применял" к гипнотизируемому. В стандартном, неиндивидуа-лизированном подходе клиент вводил себя в гипноз, реагируя на безличностный характер внушений гипнотизера. Однако в подходе, ориентированном на сотрудничество, терапевт и кли-

ент совместно несут ответственность за гипнотический опыт, в том смысле, что оба должны внимательно реагировать друг на друга. Терапевт должен быть чувствительным к нуждам клиен­та, подстраивая свой подход под него, так чтобы клиент реаги­ровал на внушаемую возможность перемен. В связи с этим обе стороны взаимозависимы. Одна подчинена другой, и в то же время парадоксально является еще и проводником (Erickson, Rossi, 1979; Erickson, Rossi, Rossi 1976; Zeig, 1991). В концеп­ции интеракции подчеркивается, что терапевт должен подстро­иться к клиенту и уважать его. Эти факторы, однако не являют­ся необходимыми, для возникновения гипноза. Эстрадного гип­нотизера ничего не объединяет с участниками спектакля. На­верняка здесь также нельзя говорить о его деликатности и осо­бой чувствительности к их неповторимым чертам характера и личности.

11. Биологический подход к гипнозу. Тесный контакт между соз­нанием и телом хорошо заметный во взаимоотношениях, осно­ванных на гипнозе, привел к возникновению теории о биологи­ческой основе гипноза. Шпигель и Шпигель (1987) за основу гипнотической податливости приняли качество контакта между полушариями мозга. Росси (1982, 1991) пришел к выводу, что естественный биологический цикл попеременной концентрации внимания и его спада (ультрасуточный ритм), физиологически наступающий каждые от 90 до 150 минут, входит в состав су­точного цикла функционирования организма (известного под названием околосуточного ритма). Ультрасуточный ритм был признан, здесь, биологической основой гипнотического состоя­ния. Вацлавик (1978) описал гипноз как результат асимметрии полушарий мозга, имея в виду, что гипнотическая индукция ве­дет к ослаблению левого полушария мозга (ответственного за рациональное мышление), заставляя исполнять доминирующую роль правое полушарие (ответственное за впечатления и интуи­тивные процессы).

ЛИТЕРАТУРА

Bandler, R., Grinder, J. (1975). The structure of magic (t. 1). Palo Alto. CA: Science and Behavior Books.

Bandler, R , Grinder, J (1979) Frogs into princes, Moab, UT Real Peo pie Press

Bowers, K, Davidson, T (1991) A neodissociative critique of Spanos so cial-psychological model of hypnosis W S Lynn, J Rhue (red ), Theories of hyp­nosis Cur tent models and perspectives (s 105-143) New York Guilford

Сое W , Sarbin, T (1991) Role theory Hypnosis from a dramaturgical and narrational perspective W S Lynn, J Rhue (red ), Theories of hypnosis Cur rent models and prospechves (s 303-323) New York Guilford

Edmonston, W (1977) Neutral hypnosis as relaxation, American Journal of Clinical Hypnosis, 20, 69-75

Edmonston, W (1981) Hypnosis and relaxation Modern verification о fan old equation New York Wiley

Edmonston, W (1991) Anesis W S Lynn, J Rhue (red), Theories of hypnosis Cut rent models and perspectives (s 197-237) New York Guilford

Enckson, M , Rossi, E (1979) Hypnotherapy An exploratory casebook New York Irvington

Enckson, M , Rossi, E , Rossi S (1976) Hypnotic realities The induction of clinical hypnosis and forms of indirect suggestion New York Irvington

Evans, F (1991) Hypnotizabihtv Indyvidual differences in dissociation and the flexible control of psychological processes W S Lynn, J Rhue (red) Theories of hypnosis Cunent models and perspectives (s 144-168) New York Guiltord

Fiomm, E (1992) An ego-psychological theory of hypnosis W E Fro mm, M Nash (red ), Contemporary hypnosis research (s 132-148) New York Guiltord

Grinder, J , Bandler, R (1976) The structure of magic (t 2) Palo Alto CA Science and Behavior Books

Hilgard, E (1977) Divided consciousness New York John Wiley & Sons

Hilgard, E (1979) Divided consciousness in hypnosis The implications of the hidden observer W E Fromm, R Shor (red ), Hypnosis Development? in research and new perspectives (s 45-79) Chicago Aldine Atherton

Hilgard, E (1986) Divided consciousness Multiple controls in human thought and action New York John Wiley & Sons

Hilgard, E (1991) A neodissociation interpretation of hypnosis W S Lynn, J Rhue (red ), Theories of hypnosis Current models and perspectives (s 83-104) New York Guilford

Kirsch, I (1991) The social learning theory of hypnosis W S Lynn, J Rhue (red ), Theories of hypnosis Current models and perspectives (s 439—465) New York Guilford

Lankton, S (1979) Practical magic The clinical application of Neuro Linguistic Programming Cupertino, CA Meta Publications

Lynn, S , Rhue, J (1991) An integrative model of hypnosis W S Lynn, J Rhue (red ), Theories of hypnosis Current models and perspectives (s 379-438) New York Guiltord

Nash, M (1987) What, if anything, is regressed about hypnotic age re­gression7 A review of the empirical literature, Psychological Bulletin, 102, 42-52

Rossi, E (1982) Hypnosis and ultradian cycles A new state(s) theory of hypnosis9 Amencan Journal of Clinical Hypnosis, I, 21-32

Rossi, E (1991) The 20-mmute break Using the new science of ultradian i In tins Los Angeles Tardier

Sarbin, T , Сое, W (1972) Hypnosis A social psychological analysis of influence communication New York Holt, Rinehart & Winston

Shor, R (1959) Hypnosis and the concept of generalized reality orienta­tion American Journal of Psychotherapy, 13 583-602

Spanos, N (1991a) Hypnosis, hypnotizabihty and hypnotherapy W С Snyder (red ), Handbook of social and clinical psychology New York Elmsford Pergamon

Spanos, N (1991b) A sociocogmtive approach to hypnosis W S Lynn, J Rhue (red ), Theories of hypnosis Cunent models and perspectives (s 324-361) New York Guilford

Spiegel, H , Spiegel, D (1987) Trance and treatment Clinical uses of hypnosis Washington, DC Amencan Psychiatric Press

Tart, С (red) 1969 Altered states of consciousness A book of readings New York John Wiley & Sons

Wagstatt, G (1991) Compliance, belief and semantics in hypnosis A nonstate sociocogmtive perspective W S Lynn, J Rhue (red ), Theories of hypno­sis Curt ent models and perspectives (s 362-369) New York Guilford

Watzlawick, P (1978) The language of change New York Basic Books Weitzenhotfei, A (1989) The practice of hypnotism (t 12) New York John Wiley & Sons

Zeig, J (1991) Encksoman hypnotherapy A communications approach to hypnosis W S Lynn, J Rhue (red ), Theories of hypnosis Current models and pei spectives (s 275-300) New York Guilford

Глава 6

КОНТЕКСТ ГИПНОЗА

В своей практике мне часто приходится встречаться с во­просом: "Можно ли применять гипноз в случае...?" Гипноз может быть использован в лечении любого состояния, существенным элементом которого являются жесткие позиции.

В каждом вопросе, где принимает участие человеческое сознание, то есть практически везде, существует возможность по­лучить позитивные результаты, благодаря применению гипноза. Помня об этом, рассмотрим определенные контексты, где гипноз может быть использован для того, чтобы легче прийти к желаемым результатам.

МЕДИЦИНСКИЙ ГИПНОЗ

Гипноз по многим причинам может стать полезным до­бавлением к традиционным методам лечения. Во первых, потому что он восходит к отношениям сознание - тело и роли сознания (позиции и связанные с ними эмоции) в возникновении нарушений (Barber, 1984; Cohen, Williamson, 1991; Levenson, Bemis, 1991).

Во вторых гипноз это метод, который по своей природе фокусируется на ответственности каждого человека за его хорошее самочувствие и здоровье. Применение гипноза позволяет людям почувствовать, что они способны контролировать свои внутренние ощущения (Brown, 1992; Brown, Fromm, 1987).

Отдельные случаи использования гипноза в медицинском контексте могут существенно отличаться, однако их все можно описать как способ достижения значительного контроля над физи­ческими процессами, например уменьшением или полным исклю­чением боли без помощи медикаментов (Chaves, 1993; Spanos, 1989).

Методы гипнотического усмирения боли в основном до­вольно сложны и прежде чем начать работу с подобными случаями я рекомендую приобрести солидные знания и опыт. Работу со

страдающими клиентами может вести лишь человек, имеющий со­ответствующую профессиональную квалификацию или тот, кто по крайней мере, постоянно может пользоваться медицинским на­блюдением.

Гипноз повсеместно применяется, также как необыкно­венно успешный метод лечения психических нарушений, связан­ных со стрессами. Обучение техникам профилактики негативного стресса, способам его распознавания, техникам релаксации а также борьбы со стрессом, входит в область воздействия, имеющей своей целью указать сверхчувствительному клиенту, как ответственно управлять своим психическим состоянием (Hammond, 1990).

Применение гипноза в лечении серьезных болезней, как воспомогательного средства, а не заменяющего, в подходах более традиционных показало необходимость учитывать эмоциональные нужды клиента, при одновременном использовании разнородных возможностей его психики, как интегральной части терапии. Это оправдывает себя даже в случаях болезней, возникающих полно­стью на органической основе. Точный механизм, с помощью кото­рого терапевт, произнося несколько фраз, может вызвать органиче­ские изменения у клиента остается




©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.