Текст взят с психологического сайта http://www.myword.ru
Майкл Д. Япко ВВЕДЕНИЕ В ГИПНОЗ Москва ИВЦ «Маркетинг» 2002 УДК 615.851 ББК 53.57 Я69 Я69 Майкл Д. Япко. Введение в гипноз. Практическое руководство. Методическое пособие для слушателей курса «Психотерапия». М.: Центр психологической культуры, 2002, 191 с. УДК 615.851 ББК 53.57 ISBN 5-7856-0252-0 ©Майкл Япко, 1988 © Центр психологической культуры, 2002 Памяти моей бабушки Молли Купер, которая всегда нам помогала и моих дедушек Бетти и Сола Кемп, понимающих чудесный мир сказок и лакомств. Благодаря всем им мне есть что вспомнить Выражаю признательность Меган Ли Горовитц, благодаря которой у меня есть к чему стремиться мыслями в будущем. ВСТУПЛЕНИЕ Когда Натали Гилман редактор издательства Брун-нер/Мазель Паблишере, рассказала мне о запланированной новой серии Basic Principles Into Practices (Основные принципы на практике), описав ее как собрание материалов, знакомящих с различными темами психотерапии, которые одинаково смогли бы стать источником знаний как для начинающих так и повтором для уже практикующих, я решил что это отличная идея. В настоящее время на любую тему можно получить такое множество информации, что обобщенный обзор кажется идеальным способом, для того чтобы представить основы данной области. Такая методика не перегрузит избыточной информацией. Так возникла эта книга. В сжатой форме она ознакомит читателя с темой, раскрывая множество разнообразных клинических проблем, приглашая их критически оценить, укажет подходящие методы и их применение. При написании я в значительной степени использовал свою, более раннюю работу Trancework (Трансовая работа). В данной книге добавлено несколько новых глав, однако я всегда имел в виду рекомендации издательства относительно компактности, которая должна характеризовать общую серию Basic Principles Into Practices. Гипноз — восхитительная тема. Если опустить таинственность, какую ей приписывает большинство людей, и видеть в нем удобный инструмент для широкого клинического использования, то эта тема как мне кажется получит большую привлекательность. Уже сама возможность оживить воспоминания или освободиться от чувствительности тела, так чтобы можно было проводить хирургические операции без использования анестетических средств, поражает. Гипноз это необыкновенно динамичная и разнородная область знаний, находящаяся в постоянном развитии. Я надеюсь, что благодаря этой книге вы поймете, какие серьезные и чудесные возможности предлагает она психотерапии. Доктор Майкл Д. Япко Солана Бич, Калифорния часть 1 ПРИНЦИПЫ Глава 1 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМЫ В данной книге я не намерен представлять гипноз как сенсацию , а также уверять что это панацея от всех болезней. Я хотел бы показать клинический гипноз в виде специфической системы коммуникации, которая учит, тому как слова могут лечить. Клинический гипноз позволяет проследить, как люди подстраивают реальность под собственные нужды, а также найти методы более эффективного сотрудничества с отдельными лицами. Обучиться гипнозу это один из способов повысить свои терапевтические способности, которые повысят качество терапевтической работы. Однако прежде всего гипноз может стать мощным средством, служащим созданию у клиентов самодостаточности и независимости, уверенности в себе и повысить самооценку. Клинический гипноз это умение, основанное на использовании соответствующих слов и жестов для достижения конкретных результатов. В книге мы заостряем внимание на применение процесса гипноза как основного фактора успешной коммуникации и изменений. Мы не акцентируем внимание на значении инициации и ритуалов в гипнозе, подчеркивая прежде всего необходимость быстрой оценки нужд отдельных клиентов, чтобы соответственно отреагировать на них. Не многие отрасли могут похвастаться такой бурной историей как гипноз. В различных формах он существовал тысячи лет тому назад. Некоторые люди частично принимают его, другие полностью отрицают. Гипнотизеры всегда использовали определенные ритуалы (техники) и сильно перегибали с этим, но их понимание о том как влияют их действия на подопытных было относительно небольшим. При растущей сейчас акцептации гипноза и все более широком его применении, необходимость в сознательном подходе к этой теме, кажется большей чем когда - либо. Когда я говорю, что пользуюсь гипнозом как терапевтическим методом в клинической практике, типичная реакция, с которой я встречаюсь это одновременное восхищение и скептицизм. Почти все имели более или менее непосредственный опыт, связанный с гипнозом, предполагая, что мои занятия, в принципе ничем не отличаются от действий других людей, использующих техники гипноза. Немногие имели такую встречу с гипнозом, какая дала бы им возможность различать его типы и области применения. Клинический гипноз принципиально отличается от экспериментального, спортивного или эстрадного гипноза. Отдельные терапевты пользуются этой техникой по разному. Существует определенный недостаток в практике терапевтического гипноза — люди слишком часто убеждены что "гипноз это просто гипноз" и ищут предложения обещающего больше за меньшую цену. А обещания иногда бывают просто скандальными! Однако такой подход можно умело использовать. Сотрудничая с человеком, ищущим информацию о гипнозе вообще или касательно моей работы, я могу помочь получить знания необходимые для принятия обдуманных решений. Принципиальным вопросом для каждого профессионала должна быть уверенность в том, что его клиент полностью осознанно решился на конкретный способ лечения. Если кто-то не задает вопросов, это по крайней мере не означает что у него нет сомнений, обычно такой человек просто не знает о чем спрашивать. Разговаривая с клиентом о его нуждах и природе клинического гипноза, как терапевтической техники, мы можем проинформировать его. Такая информация поможет более реалистично оценить нужды; нам же это позволит получить ответ, каким образом их лучше удовлетворить. Гипноз, опирающийся на чисто внешние формы, концентрируется лишь на борьбе с симптомами (как в газетных объявлениях уверяющих "Вы бросите курить после одной сессии!"), обычно не является верным способом лечения, и все же его применяют люди, ищущие магии и пытающиеся избежать лечения, требующего усилий со своей стороны или вызывающего страх. Иногда, впрочем методы подобного типа приносят обещанный результат. Почему? Я буду писать об этом. Представление в средствах массовой информации гипноза как эстрадного искусства (особенно в программой прямой трансляции, также в кино и телевидении) привело к олицетворению его с магическим средством, благодаря которому, при помощи мощного внушения можно сейчас же решить все проблемы. Если бы я получал по пять центов с каждого, кто утверждает что "быстрое внушение" поможет ему распрощаться с какой-нибудь привычкой, я давно стал бы миллионером! Когда я пытаюсь объяснять что все это может оказаться немного более сложным чем данный человек считает, я встречаю удивленный взгляд и вопрос: "А как это получается что на сцене гипнотизер только щелкает пальцами, а загипнотизированный делает все что ему приказывают?" Люди зачастую убеждены что всего одним простым жестом можно решить сложные проблемы; это ведет ко многим разочарованиям. Выяснение целей и возможностей гипноза, как терапевтического метода, почти всегда приносит отрицательные результаты. Однозначная постановка этого вопроса дает понять клиентам, что нельзя рассчитывать на чудесное выздоровление, поскольку оно не возможно. Это означает, что человек должен взять на себя ответственность за собственные проблемы и принять активную позицию при их решении. Формированию ошибочных представлений о гипнозе в равной степени способствовали гипнотизеры, выступающие на сцене, как и те кто из за собственной глупости или жадности пользуется гипнозом как средством быстрого заработка. Такие люди имеют ограниченные медицинские знания и немного или ничего не знают о гипнозе, отлично однако умея в водить с заблуждения клиентов, приписывая себе необыкновенную силу. Это лишь поверхностный обзор проблем, с которыми сталкивается клинический гипноз; остальные мы рассмотрим в этой книге в дальнейшем. Если гипноз будет всерьез рассматриваться как способ лечения, то пропагандируя его, необходимо будет принять во внимание пользу как для клиентов так и для терапевтов. Интерес к гипнозу это хорошее начало, необходимо однако так им управлять чтобы он обратился в осознание того, что гипноз используемый в клинической практике способен предложить много новых великолепных способов работы с людьми, нуждающимися в помощи. ЛИТЕРАТУРА Araoz, D. (1985). The new hypnosis. New York: Brunner/Mazel. Barber, T. (1969). Hypnosis: A scientific approach. New York: Van Nostrand Reinhold. Brown, D., Fromm, E. (1986). Hypnotherapy and hypnoanalysis. Hillsdale, NJ: Erlbaum. Cheek, D., LeCron, L. (1968). Clinical hypnotherapy. New York: Grime Stratton. Clark, J., Jackson, J. (1983). Hypnosis and behavior therapy. New York: Springer. Fromm, E., Nash, M. (red.). (1992). Contemporary hypnosis research. New York: Guil-ford. Gilligan, S. (1987). Therapeutic trances: The cooperation principle in Ericksonian hypnotherapy. New York: Brunner/Mazel. Hammond, D. (red.). (1990). Handbook of hypnotic suggestions and metaphors. New York: Norton. Hilgard, E. (1965). Hypnotic susceptibility. New York: Harcourt, Brace and World. King, M., Citrenbaum, C, (1993). Existential hypnotherapy. New York: Guilford. Kroger, W. (1977). Clinical and experimental hypnosis in medicine, dentistry and psychology. Philadelphia: Lippincott. O'Hanlon, W. (1987). Taproots: Underlying principles of Milton Erick-sons therapy and hypnosis. New York: Norton. O'Hanlon, W., Martin M. (1992). Solution-oriented hypnosis. New York: Norton. Sarbin, Т., Сое, W. (1972). Hypnosis: A social psychological analysis of influence communication. New York: Holt, Rinehart and Winston. Spiegel, H., Spiegel, D. (1987). Trance and treatment: Clinical uses of hypnosis. Washington, DC: American Psychiatric Press. Weitzenhoffer, A. (1989). The practice of hypnotism, t.1-2, New York: Wiley. Wright, M., Wright, S. (1987). Clinical practice of hypnotherapy. New York: Guilford. Yapko, M. (1990). Trancework: An introduction to the practice of clinical hypnosis. New York: Brunner/Mazel. Zeig, J. (red.). (1982). Ericksonian approaches to hypnosis and psychotherapy. New York: Brunner/Mazel. Глава 2 С БОЛЕЕ ШИРОКОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ Слово "гипноз" так часто использовалось, что почти лишилось всяческого значения. Если некий термин должен описывать такое множество понятий, то запутаться немудрено. Единого, общепринятого определения гипноза нет и по всей видимости мы еще не скоро дождемся такового. Также как не существует единой теории, которая была бы в состоянии описать все аспекты гипноза. Некоторые известные теоретики, ученые и практики, видя эту проблему, рекомендуют посвятить больше внимания вопросам природы явления гипноза (Hall, 1989; Hilgard, 1973, 1991; Lynn, Rhue, 1991; Rossi, 1993). Тот факт что слово "гипноз" относиться к такому множеству видов разнородного опыта, убеждает среднего человека в том что "гипноз это гипноз", независимо от ситуации где он применяется. Часто также профессионалы, прошедшие необходимое обучение, не ознакомленные однако с гипнозом, скептически относятся к возможности использования его в клинических условиях. Они думают, есть ли какая - либо разница между клиническим гипнозом и теми глупостями, какие им показывают с эстрады. Сторонникам гипноза давно известны опасности, возникающие из такого положения вещей, однако термин "гипноз" все еще повсеместно используется. Однозначное определение гипноза на основе разнородных понятий и гипнотических техник является, короче говоря, довольно сложной задачей. Пытаясь решить эту неблагодарную проблему можно воспользоваться уже существующими определениями, обзор которых позволит нам понять разнообразие взглядов, существующих на эту тему. Более часто встречающиеся определения можно представить так: 1.Гипноз это направленное воображение. Гипнотизер, или другой человек (в случае гетерогипноза) или сам заинтересованный (в случае аутогипноза), действует таким образом, чтобы управлять чувствами, имеющими характер фантазии (Barber, 1979; Barber, Spanos, Chaves, 1974). 2.Гипноз это естественно измененное состояние сознания. Человек входит в гипнотическое состояние, значительно отличающееся от "нормального" состояния, в результате естественного процесса, не связанного с принятием каких либо субстанций или иного рода физического вмешательства (Ludwig, 1966; Ludwig, Levine, 1965, Tart, 1969). 3.Гипноз это состояние расслабления и особой восприимчивости к внушению. Личность достигая состояния расслабления сознания и тела, легче реагирует на предлагаемое внушение (Edmonston, 1991; Miller, 1979). 4.Гипноз это состояние интенсивной концентрации внимания на определенной идее или сенсорном раздражителе (Spigel, Spigel, 1987). Процесс клинического вмешательства можно описать как серию контактов терапевта и клиента (Araoz, 1985; Watzlawick, 1978). Независимо от терапевтической ориентации, контакт с клиентом используется для соответствующей оценки его ситуации и как средство терапии. Терапевтический контакт воздействует на человека, который попал в трудное положение, таким образом что его чувства и поведение меняются в сторону способствующую адаптации или приносящую пользу (Zeig, Rennick, 1991) Для меня важнейшим вопросом в отношениях с клиентом является установление контакта и взаимное влияние. Именно в этот момент вступает в действие гипноз. Если отбросить статический образ гипноза, как субъективного внутреннего состояния данного человека, сфокусировавшись на динамике интерперсонального контакта, применяемого терапевтом для воздействия на клиента так чтобы заставить его пережить внушаемый терапевтический опыт, то нам откроются совершенно новые и богатые возможности. В контактах клиента с терапевтом, или гипнотизером, есть особенные элементы позволяющие изменить субъективный опыт клиента, давая возможность возникнуть терапевтическому влиянию (Watzlawik 1985). Понимание гипноза в категориях интеракции делает ставку на успешную коммуникацию, что означает способность определять способ мышления людей, и далее вступать с ними в контакт, таким образом, чтобы увеличить шансы к достижению договоренности на одном или на многих уровнях, а в результате добиться интеграции с выразительным позитивным значением (Gilligen, 1987). Когда в понимании гипноза (и терапии с его участием) мы сконцентрируемся в основном на его коммуникативном аспекте, увеличивающем силу влияния на ощущения другого человека, то видно что ритуалы и достижения отдельных уровней гипноза теряют свое значение в противовес уделению большего внимания специфическому использованию слов и жестов (Haley, 1973). Благодаря этому элементы каждого процесса коммуникации могут иметь черты гипноза, формально не являющиеся гипнозом (Watzlawik, 1985). Такой подход увеличивает потенциальную ценность изучения гипноза, для всех работающих с людьми. Даже если вы не хотите стать специалистом в гипнозе, то сможете получить пользу познавая различные аспекты успешной коммуникации. Одно неверно использованное слово (или предложение) может затруднить или сделать невозможным достижение позитивного результата лечения. В свою очередь точно использованное выражение (или фраза) может способствовать созданию атмосферы доверия, которая значительно увеличит шансы успеха. Распознание природы интерперсонального влияния я считаю весьма важным делом. Свой курс по социальной психологии я начинаю словами: "Когда вы одни, вы можете делать то, что невозможно представить в присутствии хотя бы одного человека". (Само присутствие другого человека влияет на наше поведение. Вопрос не в том: "Влияете ли вы на людей?" — конечно влияете — а в том: "Как вы повлияете на них?". Научиться ответственно применять паттерны поведения, на других людях, одновременно уважая интеграцию тех с кем мы работаем, является настоящим вызовом. Эти паттерны касаются не только терапии или гипноза. Их можно увидеть везде где имеют место социальные контакты.) Распознание гипнотических элементов в обычной жизни это способность, позволяющая более гибко и успешно использовать гипноз (Erickson, 1958). Я определяю клинический гипноз как процесс коммуникации который вызывает влияние, уделяя большое внимание исполнению установленных ритуалов, с целью достижения состояния, которое я называю "формальный гипноз". Растущая популярность близких к гипнозу техник, как дополнение непосредственных методов, является последствием открытия того, что человеческими ощущениями можно управлять, а гипнотические реакции возможны без применения формальной индукции (Wagstaff, 1991; Watzlawick, 1985) Если гипноз в определенном смысле является ощущением, возникающем в нормальной обстановке, то роль доброго гипнотизера сводится к целенаправленному развитию гипноза вместо того чтобы ожидать его случайного возникновения. Ведь ни один гипнотизер не вызывает ощущений не входящих в сферу естественного опыта данного человека Когда я опишу явление гипноза это утверждение станет более ясным Определение гипноза как процесса коммуникации, оказывающего влияние явно слишком обобщенно. Более точное определение — как это часто случается при попытках определить абстрактные понятия — может быть сформулировано лишь тогда когда примутся во внимание определенные переменные, появляющиеся в данном контексте Я предлагаю менее жесткое, соответствующее ситуации, определение, принимающее во внимание субъективные ощущения гипнотизируемых. Этим ощущениям будет посвящено много места в этой книге ЛИТЕРАТУРА Araoz, D , (1985) The new hypnosis New York Brunner/Mazei Barber T (1972) Suggested „hypnotic' behavior The trance paradigm vs an alternative paradigm W E Fromm, R Shor (red ), Hypnosis Research de velopments and peispectives (s 115-182) Chicago, IL Aldine Atherton Barber, T Spanos, N , Chaves J (1974) Hypnotism Imagination and human potentialities Elmstord, NY Pergamon Edmonston, W (1991), Anesis W S Lynn, J Rhue (red), Theories of hypnosis Current models and pei spectives (s 197-237) New York Guilford Enckson, M (1958) Naturalistic techniques of hypnosis American Journal of Clinical Hypnosis, 1, 38 Gilligan, S (1987) Therapeutic trances The cooperation principle in Ericksoman hypnotherapy New York Brunner/Mazel Haley, J (1973) Uncommon therapy The psychiatric techniques of Milton H Enckson, M D New York Norton Hall, J (1989) Hypnosis A Jungian perspective New York Guilford Hilgard, E (1973) The domain of hypnosis, with some comments on alternative paradigms, American Psychologist 28, 972-982 Hilgard, E (1991) A neodissociation interpretation of hypnosis W Lynn, S , Rhue, J (red ), Theories of hypnosis Current models and perspective (s 83-104) New York Guilford Ludwig, A (1966) Altered states of consciousness Archives of General Psychiatry, 15, 225-234 Ludwig, A , Levine, J (1965) Alterations in consciousness produced by hypnosis Journal of Nei vous and Mental Diseases, 140, 146-153 Lynn, S , Rhue, J (1991) An integrative model of hypnosis W S Lynn, J Rhue (red ), Theories of hypnosis Current models and perspectives (s 397-438) New York Guilford Miller, M (1979) Therapeutic hypnosis New York Human Sciences Press Rossi, E (1983) The psychobiology of mind-body healing New York Norton Spiegel, H , Spiegel, D (1987) Trance and treatment Clinical uses of hypnosis Washington, DC American Psychiatric Press Tart, С (red) (1969) Altered states of consciousness A book of readings New York Wiley Wagstaff, G (1991) Compliance, belief, and semantics in hypnosis A nonstate, socio cognitive perspective W S Lynn, J Rhue (red), Theories of hypnosis Current models and perspectives (s 362-396) New York Guilford Watzlawick, P (1978) The language of change New York Basic Books Watzlawick, P (1985) Hypnotherapy without trance W J Zeig (red), Encksonian psychothei ару, t 1, Structures (s 514) New York Brunner/Mazel Zeig, J , Rennick, P (1991) Encksonian hypnotherapy A communications approach to hypnosis W S Lynn, J Rhue (red ), Theories of hypnosis Current models and perspectives (s 275-302) New York Guilford Глава 3 ВОЗНИКНОВЕНИЕ МИФА Клинический гипноз постоянно встречается с проблемой неверной информации. Большинство такой информации легко предвидеть, что облегчает ее распознание и коррекцию. Гипноз обычно представляется как мощная форма контроля сознания и большинство недоразумений основано на таком представлении (Levitan, Jevne, 1986, Mann, 1986;Udolf, 1981; Wester, 1984). Разговор с клиентом о его убеждениях и о том, что он ожидает от гипнотического и психотерапевтического опыта, необходим чтобы получить уверенность в том что он обладает знаниями, дающими возможность принять сознательные решения, касающиеся процесса лечения. Когда же существует опасность того, что знания клиента в данной области недостаточны, придерживающийся принципов этики компетентный профессионал может дать такому человеку столько информации, сколько будет необходимо для того чтобы он мог позитивным образом участвовать в лечении. Предполагаю, что существуют случаи в которых клиентам необходима лишь минимальная часть информации, но есть и такие, где необходимо дать множество данных. Отдельные люди имеют различные нужды, которые можно выяснить лишь благодаря беседе. Необходимо всегда помнить, что хорошо информированный клиент имеет намного больше шансов на то чтобы его терапия завершилась удачей (Kirsch, Council, 1992). Вовлекая ищущих помощи в дискуссию о их ожиданиях и убеждениях о гипнозе, можно узнать в какой степени их знание полезно. В моей практике для этой цели я пользуются обычно тремя вопросами: Встречались ли вы ранее с гипнозом? Испытали ли вы его на себе или же ваша информация пришла из вторых рук? Какое впечатление это произвело на вас? Если клиент лично не сталкивался с гипнозом, то полезными бывают дальнейшие вопросы: При каких обстоятельствах вы встретились с гипнозом? Кем был гипнотизер и какая у него (у неё) была квалификация? Как вам объяснили происшедшее? Какие техники к вам применили? Удался ли этот опыт? Почему? Как вы себя после этого чувствовали? Почему вы снова хотите обратиться к гипнозу? От собранной таким образом информации зависит в значительной степени подход к клиенту. Необходимо при этом помнить, что множество вопросов зачастую утомляют и могут восприниматься как допрос, поэтому нужно быть деликатным (Erikson, Rossi, 1979; Moor, 1982). Если у клиента не было непосредственного контакта с гипнозом, то необходимыми могут оказаться следующие вопросы: Приходилось ли вам наблюдать демонстрацию гипноза? Слышали ли вы ранее о гипнозе? В каком контексте? Знаете ли вы о применении гипноза? Знакомы ли вы с человеком, непосредственно на себе ощутившим гипноз? Если да, то как он описывал это переживание? Если клиент ответит на все эти вопросы, мы сможем многое узнать о его отношении к гипнозу. Станет возможным использовать его ошибочные представления, уменьшение его нереальных страхов или укрепление его позитивных убеждений (Weitzenhoffer, 1957; Zilbergeld, 1986). Особое значение имеет вопрос о конкретной технике гипноза, с какой мог столкнуться клиент. В случае когда такой опыт не удался или оставил неприятные воспоминания, использование такой техники гарантирует неудачу. Если мы не спросили клиента о его предыдущем опыте, то рискуем случайно повторить его негативный опыт прошлого. Если клиент сам не встречался с гипнозом то узнать его убеждения еще более существенно. Истории, которые рассказаны посторонними людьми, услышанные от тех кто "в этом разбирается", часто являются сильно преувеличенными. Многие клиенты боятся возможности того что их сознание будет "контролироваться", однако ожидая, что это как с помощью волшебной палочки приведет к достижению быстрых эффектов (Tompson, 1988). Основной проблемой большинства клиентов, имели ли они контакт с гипнозом или нет, является вопрос "контроля". Страх данно- го человека перед потерей контроля обычно является самой большой преградой, с какой может встретиться терапевт Вообще любое из распространенных ошибочных убеждений о гипнозе так или иначе связано со страхом Если его существование не учитывается и с ним не будет деликатно проведена работа, то он осложнит или сделает невозможным достижение терапевтических успехов Убеждение в том что гипноз имеет силу отобрать самоконтроль у человека, укреплялось всевозможными, уже описанными способами Если кто-то не имел дела с терапевтическим гипнозом, который вел профессионал в дружелюбной атмосфере заботы о клиенте, то страх перед ним может ему показаться полностью оправданным (Murray-Jobsis, 1986) ЛИТЕРАТУРА Enckson, M , Rossi, E (1979) Hypnotherapy An exploratory casebook New York Irvington Kirsch 1, Council, J (1992) Situational and personality correlates ot hypnotic respon-siveness W E Fromm, M Nash (red), Contemporary hypnosis research (s 267-291) New York Guiltord Levitan, A Jevne R (1986) Patients fearful ot hypnosis W В Zilbergeld, M Edel-stein D Araoz (red) Hypnosis Questions and answers (s 81-86) New York Norton Mann H (1986) Describing hypnosis to patients W В Zilbergeld, M Edel-stein, D Araoz (red ), Hypnosis Questions and answers (s 76-80) New York Norton Moore, M (1982) Principles of Encksoman induction of hypnosis W J Zeig (red) Encksonian approaches to hypnosis and psychotherapy (s 101-112) New York Brunner/Mazel Murray-Jobsis, J (1986) Patients who claim they are not hypnotizable W В Zdbeigeld M Edelstem D Araoz (red), Hypnosis Questions and answers (s 91-94) New York Norton Thompson, К (1988) Motivation and the multiple states of trance W J Zieg, S Lang-ton (red), Developing Ei iccksoman therapy Stale of the art (s 149-163) New York Brunner/Mazel Udolt, R (1981) Handbook of hypnosis foi piofessionals New York Van Nostrand Rhemhold Weitzenhoffer, A (1957) General teclmiques of hypnotism (s 18-28) New Yoik Grune & Stratton Wester, W (1984) Preparing the patient W W Wester, A Smith (red) Clinical hypnosis A multidisciphnary approach Philadelphia Lippincott Zilbergeld, В (1986) Choosing inductions W В Zilbergeld, M Edelstein, D Araoz (red), Hypnosis Questions and answers (s 103-109) New York Norton Глава 4 ИСПРАВЛЕНИЕ ОШИБОЧНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ Определение и исправление ошибочных представлений клиента о гипнозе поможет избежать вопроса контроля, особенно если мы сфокусируем внимание на естественности гипноза, указывая примеры из обычной жизни, собственного опыта клиента (Enckson, Rossi, 1979, Golden, 1986) Стоит также подчеркнуть что у человека, которого гипнотизируют, остается определенный контроль Терапевты должны осторожно подходить к этой проблеме Замалчивание нами этой темы может усилить напряжение у ощущающего себя неуверенно клиента и создать сопротивление, разрушающее лечение Если клиент чувствует что ему угрожает потеря самоконтроля, то он обычно начинает бороться с терапевтом Желали ли бы вы быть загипнотизированными если бы считали что потеряете самоконтроль1? Поэтому необходимо приложить всяческие старания, чтобы рассеять беспокойства клиента, а контакт с ним основать на сотрудничестве (Gilhgan 1982, Grinder, Bandler, 1981), потому что нельзя выиграть с ним битву, поскольку он находится в выигрыше уже тогда, когда ничего не будет делать1 В гипнозе и психотерапии существует определенный парадокс Джей Хейли описывает его с точки зрения гипнотизера, противоречивым выражением "Я могу вас загипнотизировать только если вы сами себя загипнотизируете я смогу вам помочь только если вы сами себе поможете" Эта идея подчеркивает ответственность самого клиента и его контроль, которым он может поделиться с терапевтом Когда я говорю "Пожалуйста, я даю вам контроль над собой", то кто на самом деле кого контролирует^ Если это я, то единственное чем я занимаюсь это воздерживаюсь от принятия решений, подстраиваясь к вашим выборам Я однако оставляю свободу возвращения к выбору, всегда когда мне приходится или я хочу решать Исправление ошибочных представлений о гипнозе рассеивают страх и неуверенность клиента, поддерживая создание реали- стических ожиданий. Нереальные ожидания, как связанные с абсурдными желаниями о том чтобы гипноз по мановению волшебной палочки моментально решил сложнейшие проблемы, так и противоположные им, опирающиеся на убеждении о безнадежности этого дела, могут существенно понизить успешность терапии. Препятствий такого рода можно избегнуть, снабжая клиента соответствующей информацией и получая его сознательное согласие на лечение (Kroger, 1977; Spiegel, Spiegel, 1987). Далее в этой главе описаны чаще всего встречающиеся ошибочные взгляды на клинический гипноз. Когда вы ближе познакомитесь с гипнозом, у вас почти автоматически начнется исправление этих фальшивых взглядов. Вас удивит то, как много людей, а также и гипнотизеров, находятся под их влиянием. ОШИБОЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ: ГИПНОЗ ВЫЗЫВАЕТСЯ СИЛОЙ ГИПНОТИЗЕРА В клинической практике гипнотизер может использовать способность входить в контакт, чтобы оправдать принятие внушения клиентом, но у него нет над ним контроля, выходящего за рамки того, на какой позволяет сам гипнотизируемый. Если вы позволяете кому - либо провести себя по внушаемым переживаниям, то кто в этом случае кого контролирует? Гипнотизер может управлять ощущениями клиента, но лишь в той степени в какой последний, позволит это делать. Ясно видно что контакт терапевта и клиента опирается на взаимном доверии (Gilligan, 1987; Stanton, 1985). ОШИБОЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ: ЗАГИПНОТИЗИРОВАТЬ МОЖНО ЛИШЬ ЛЮДЕЙ ОПРЕДЕЛЕННОГО ТИПА Некоторых людей труднее ввести в гипнотическое состояние нежели других, однако не столько из за их меньшей податливости индукции, сколько из за того что они боятся потерять контроль, трудностей распознания неясных внутренних состояний типа напряжения или расслабления, боязни грядущих перемен, сознания наличия не сопутствующих факторов и т.д. Определение и решение конкретной проблемы обычно приводит к тому, что личность "трудная" для введения в гипноз, превращается в человека которого можно ввести в это состояние относительно легко (Araoz, 1985; Barber 1980). ОШИБОЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ: ГИПНОЗУ ПОДВЕРЖЕНЫ ЛИШЬ СЛАБОВОЛЬНЫЕ ЛЮДИ Если практически все регулярно и спонтанно входят в состояние гипноза, то не существует правдоподобных оснований утверждать, что податливость гипнозу связана с конкретными чертами характера. Этот ошибочный взгляд связан, с созданным Свен-гали образом всесильного гипнотизера: он основан на убеждении, что если гипнотизер контролирует кого-то, то такой человек частично или полностью теряет свою волю (Weitzenhoffer, 1989). ОШИБОЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ: ЕСЛИ КТО-ТО ОДНАЖДЫ ПОДВЕРГСЯ ГИПНОЗУ, ТО БОЛЬШЕ НЕ В СОСТОЯНИИ УСТОЯТЬ ПЕРЕД НИМ Эта точка зрения опирается на убеждении о том, что гипнотизер контролирует волю гипнотизируемого. И поэтому если раз "вы поддались власти гипнотизера", то теперь всегда будете в его власти. Конечно это весьма далеко от правды, поскольку процесс гипноза является интеракцией, в которой два человека сотрудничают, с целью достижения желаемого терапевтического эффекта. Если клиент по каким-то причинам не пожелает поддаться гипнозу, то его невозможно ввести в гипнотическое состояние. Гипнотический процесс полностью зависим от конкретных обстоятельств. Даже более всего податливые гипнозу клиенты могут отказаться принять внушение гипнотизера, если захотят этого. Прежний опыт гипноза, хороший или плохой, сам по себе не является определяющим фактором для вхождения в гипноз. Основные переменные влияющие на результат индукции, это связанный с конкретной ситуацией вопрос коммуникации и взаимной зависимости (Barber 1991; Diamond, 1987). ОШИБОЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ: ЗАГИПНОТИЗИРОВАННЫЙ МОЖЕТ ГОВОРИТЬ ИЛИ ДЕЛАТЬ НЕЧТО ПРОТИВ СВОЕЙ ВОЛИ Это одна из наиболее оспариваемых проблем в гипнозе. Влиять на людей помимо их воли возможно. Безусловно людьми можно манипулировать, так что они будут делать вещи, кажущиеся противоречивыми их убеждениям и позициям. Короче говоря: промывание мозгов и другие подобного рода, достойные сожаления способы воздействия на других, возможны. Однако во время терапевтических сессий, обычно не возникают условия, необходимые для возникновения столь мощного воздействия. Другими словами, контроль над кем-то возможен лишь в определенных условиях, которыми не являются элементы гипноза и они далеки от применения, согласно этике, пропагандируемой в этой книге (Weitzenhoffer, 1989). ОШИБОЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ: ГИПНОЗ МОЖЕТ БЫТЬ ОПАСНЫМ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ Это представление значительным образом поддерживает опасения, связанные с гипнозом. Действительно, страх связанный с применением гипноза имеет причину, но беспокоиться нужно о другом аспекте. Нас должен волновать вопрос, кто практикует такой вид терапии и как он это делает. Гипноз сам по себе не опасен, но некомпетентный или неэтичный терапевт способен навредить своим незнанием человеческого сознания или отсутствием уважения к интегрально-сти личности (Frauman, Lynn, Brentar, 1983; Kleinhauz, Eli, MacHovec, 1986). Если мы говорим о потенциальном эмоциональном вреде, то гипноз сам по себе его не вызывает. Проблемы этого типа возникают из тем, поднимаемых во время терапевтических сессий или же это результат неудачного ведения клиента терапевтом. Те же самые обстоятельства могут возникнуть в любом союзе, целью которого является помощь, когда одна из сторон, находящаяся в трудной ситуации ищет утешения. Не осознающий или недоученный терапевт может по недосмотру (редко, если вообще это возможно, намеренно) сделать ошибку, давая обещания, которые невозможно выполнить, неверно диагностировать проблему или ее причины, или не делать вообще ничего, растрачивая лишь время и деньги клиента. Другая сторона медали и аргумент в пользу того, чтобы поднимать квалификацию использования гипнотических техник, это значительная эмоциональная польза, которую может дать успешный гипноз. Благодаря возможности усиления самоконтроля и того что из этого следует, укрепления уверенности в себе, гипноз может стать мощным средством, служащим решению эмоциональных проблем и улучшению психического самочувствия. Ключевое значение имеют соответствующие навыки терапевта и его знания, поскольку нет сомнений в том, что все то что помогает, может и навредить. ОШИБОЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ: ЗАВИСИМОСТЬ ОТ ГИПНОТИЗЕРА НЕИЗБЕЖНА Гипноз как терапевтический инструмент благоприятствует созданию разного рода зависимостей, по уровню не больших, нежели другие клинические средства, такие как бихевиоральный контракт, психоаналитические свободные ассоциации или тестирование уровня интеллекта. Каждый из нас, до определенной степени, нуждается в зависимости. В большей или меньшей степени мы все зависим от других, в вопросах, которые мы признаем важными для своего благополучия. Люди ищут помощи терапевта, прежде всего когда страдают и становятся податливыми к травмам. Они рассчитывают в этом случае на его помощь и опеку, надеясь получить утешение. Терапевт знает, что основной целью лечения должна быть помощь, данному человеку вернуть доверие к себе и обрести независимость. Гипноз абсолютно не должен углублять чувство зависимости от других, заставляя клиента видеть в терапевте источник решения всех своих жизненных трудностей. Правильное применение гипноза помогает клиентам в трудной ситуации обратиться внутрь себя, используя приобретенный в течении жизни опыт в терапевтических целях. Согласно этим целям (обретение независимости и использование внутренней силы) построено обучение клиента самогипнозу (Alman, Lambrou, 1992; Fromm, Kahn, 1990; Sanders, 1991; Simpkins, Simpkins, 1991). Согласно пословице: "Если вы даете человеку рыбу, вы предлагаете ему обед, если вы учите его ловить рыбу, то обеспечите его средством к существованию", обучение самогипнозу позволяет соз- дать механизм аутокоррекции, убеждающий клиентов в том, что они на самом деле обрели больший контроль над своей жизнью. А это убеждает терапевта в том что он хорошо справился со своей работой. ОШИБОЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ: ИЗ СОСТОЯНИЯ ГИПНОЗА МОЖНО НЕ ВЫЙТИ Гипноз это состояние концентрации внимания, направленное внутрь или наружу. Его контролирует клиент, который может инициировать или прервать этот опыт в любой момент (Kirsch, Lynn, Rhue, 1993; Watkins, 1986). ОШИБОЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ: ВО ВРЕМЯ ГИПНОТИЧЕСКОГО ТРАНСА ЧЕЛОВЕК СПИТ ИЛИ НАХОДИТСЯ БЕЗ СОЗНАНИЯ Гипноз не является сном! Введение в состояние гипноза напоминает сон с физической стороны (понижается активность, расслабляется мышечное напряжение, дыхание успокаивается и т.д.), но с психической стороны клиент, несмотря на расслабление, остается бодрствующим. Даже в глубоких стадиях гипноза остается определенное понимание происходящего (Weitzenhoffer, 1989). В случае спонтанных гипнотических состояний, факт наличия недремлющего сознания еще более заметен, поскольку физическое расслабление в этом случае может совершенно не наступить. Поскольку гипноз не является сном и клиент даже в глубоком гипнозе сохраняет, до определенной степени ориентацию в окружающей реальности, терапевт не должен пользоваться такими оборотами, как: "Засните глубже". ОШИБОЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ: ГИПНОЗ ВСЕГДА ТРЕБУЕТ МОНОТОННОГО РИТУАЛА ИНДУКЦИИ Рассматривая коммуникационные аспекты гипноза, вы поймете что определенный его тип возникает всегда, когда клиент концентрирует внимание на идеях и чувствах, стимулируемых кон- тактом с терапевтом. Пока ваше внимание направлено внутрь и абсорбировано неким субъективным опытом, или наружу и сконцентрировано на внешних раздражителях (которые в свою очередь ведут к внутренним переживаниям), вы находитесь в определенной степени в состоянии гипноза. Формальная индукция не является необходимым условием возникновения гипнотического состояния. Различные классические гипнотические явления возникают обычно вне формального гипнотического переживания, в нормальных условиях (Kirsch, Council, 1992). Коммуникация вызывает условные реакции и используется, будь это в форме монотонной ритуальной индукции или спонтанной фразы, способна влиять на переживания людей, и вследствие вызывает гипнотический эффект. ОШИБОЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ: ЧТОБЫ ВОЙТИ В ГИПНОТИЧЕСКИЙ ТРАНС НЕОБХОДИМО РАССЛАБИТЬСЯ Гипноз был описан как состояние концентрации внимания, сила которого колеблется в зависимости от индивидуальных черт данного человека и других условий. Ранее я уже упоминал концепцию того, что гипнотическое состояние может возникнуть спонтанно в период беседы, чтения и в других неисчислимых ситуациях, связанных с концентрацией внимания. Таким образом, можно находиться в состоянии напряжения и даже глубокой неуверенности, все же оставаясь сконцентрированным, с вниманием, просто прикованным к чему-то. Физическое расслабление не является поэтому обязательным условием для гипноза (Banyai, Zseni, Tury, 1993; Mallot, 1984). ОШИБОЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ: ГИПНОЗ ЭТО ТЕРАПИЯ Гипноз это не терапия. Это скорее терапевтический инструмент, который можно использовать бесконечно большим числом способов. Гипноз нельзя ставить в один ряд ни с одной из областей, практической или теоретической. В широком понимании это часть любого вида терапии и в этом смысле это составляющая каждого воздействия, в рамках которого один человек входит в контакт с другим и влияет на него (Kirsch, Lynn, Rhue, 1993, Lankton, 1982) ОШИБОЧНОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ: БЛАГОДАРЯ ГИПНОЗУ ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ВСПОМНИТЬ ВСЕ, ЧТО С НИМ КОГДА-ЛИБО СЛУЧАЛОСЬ Терапевт должен понимать, как работает память, чтобы успешно применять этот важнейший аспект функционирования личности Сознание часто сравнивают с компьютером, где каждое воспоминание старательно сохраняется и в случае необходимости его можно извлечь Такая компьютерная метафора не кажется мне верной Мозг не работает по принципу простого поглощения ощущений и хранения их в неизмененной форме, готовых к позднейшему извлечению. Собственно, информация в памяти хранится так, как она была воспринята, поэтому она подвержена такой же деформации, что и восприятия Люди могут "помнить" события, которые никогда не происходили, сохраняя в памяти лишь отдельные фрагменты переживаний, или же различные части и обломки многих воспоминаний объединить в одно фальшивое (McCokey, 1992, Orne, 1984, Yapko, 1994) Эта тема сейчас находится в центре внимания горячей дискуссии, разделившей среду психиатров и психологов Я опишу ее в одной из дальнейших глав ИТОГ Ваши представления о гипнозе и сознании определяют ваши ограничения в применении гипнотических техник и в результате переносятся на клиентов Поэтому, чтобы упорядочить свои взгляды на гипноз, необходимо старательно обдумать подход к нему, как к инструменту лечения и прочесть доступную литературу ЛИТЕРАТУРА Alman, В , Lambrou, P (1992) Self hypnosis The complete manual for health an self-change New York Brunner/Mazel Araoz, D (1985) The new hypnosis, New York Brunner/Mazel Banyai, E , Zseni, A , Tury, F (1983) Active alert hypnosis in psychotherapy W J Rhue, S Lynn, I Kirsch (red ), Handbook of clinical hypnosis, (s 271-290) Washington, DC American Psychological Association Barber, J (1980) Hypnosis and the unhypnotizable American Journal of Clinical Hypnosis, 23, 49 Baber, J (1991) The locksmith model Accessing hypnotic responsiveness W S Lynn, J Rhue (red ) Theories of hypnosis Current models and perspectives, (s 241-274) New York Guillford Diamond, M (1987) The interactional basis of hypnotic experience On the relational dimensions of hypnosis Internation Journal of Clinical and Experimental Hypnosis, 35 95-115 Enckson, M , Rossi, E (1979) Hypnotherapy An exploratory casebook New York Irvington Fraumann, D , Lynn S , Brentar, J (1983) Prevention and therapeutic management of „negative effects in hypnotherapy W J Rhue, S Lynn, I Kirsch (red ), Handbook of clinical hypnosis Washington, DC American Psychological Association Fromm, E , Kahn, S (1990) Self-hypnosis The Chicago paradigm New Yoik Guilford Gilhgan, S (1982) Encksonian approaches to clinical hypnosis W J Zeig (red), Encksonian approaches to hypnosis and psychotherapy, (s 87-103) New Yoik Brunner/Mazel Gilhgan S (1987) Theiapeutic trances The cooperation principle in Encksonian hypnotherapy New York Brunner/Mazel Golden W (1986) Another view of choosing inductions W В Zilber-geld, M Enckson, D Araoz (red ), Hypnosis Questions and answers (s 110-117) New York Norton Grinder, J, Bandler, R (1981) Trance-formations Neuro-Linguistic Programming and the structure of hypnosis, Moab, UT Real People Press Haley, J (1963) Strategies of psychotherapy New York Grune & Strat-ton Kirch, I, Council, J (1992) Situational and personality correlates of hypnotic responsi-veness W E Fromm, M Nash (red), Contemporary hypnosis re-seaich(s 267-291) New York Guilrord Kirsch I, Lynn, S , Rhue, J (1993) Introduction to clinical hypnosis, handbook of clinical hypnosis W J Rhue, S, Lynn, I Kirsch (red ), Handbook of clinical hypnosis (s 322) Washington, DC American Psychological Association Kleinhaus, M , Eli, I (1987) Potential deleterious effects of hypnosis in the clinical setting Amencan Journal of Clinical Hypnosis 29, 3,155-159 Kroger, W (1977) Clinical and experimental hypnosis Philadelphia Lippnincott Langton, S (1982) The occurence and use of trance phenomena in non-hypnotic therapies W J Zeig (red ), Encksonian approaches to hypnosis and psychotherapy (s 101-112) New York Brunner/Mazel MacHovec, F (1986) Hypnosis complications Prevention and risk management Springfield, IL С С Thomas Malott, J (1984) Active-alert hypnosis Replication and extension of previous research Journal of Abnormal Psychology, 93, 246-249 McConkey, К (1992) The effects of hypnotic procedures on remembering The experimental findings and their implication for forensic hypnosis W E Fromm, M Nash (red ), Contemporary hypnosis research (s 405-426) New York Guilford Orne, M (1984) The use and misuse of hypnosis in court W W Wester, A Smith (red) Clinical hypnosis A mulndisciplinary approach (s 497-524) Philadelphia Lippin-cott Sanders, S (1991) Clinical self-hypnosis The power of words and images New York Guilford Simpkins, С , Simpkins, A (1991) Principles of self-hypnosis Pathways to the unconscious New York Irvington Spiegel, H , Spiegel, D (1987) Trance and treatment Clinical uses of hypnosis Washington, DC American Psychiatric Press Stanton, H (1985) Permissive vs authontatnan approaches in clinical and experimental settings W J Zeig (red), Encksonian psychotherapy, t 1, Structures (■& 293-304) New York Brunner/Mazel Watkins, H (1986) Handling a patient who doesnt come of trance W В Zilbergeld, M Edelstein, D Araoz (red ), Hypnosis Questions and answers (s 445— 447) New York Norton Weitzenhorfer, A (1989) The practice of hypnotism (t 12) New York Wiley Yapko, M (1994) Suggestions of abuse True and false memories of childhood sexual tiauma New York Simon and Schuster Глава 5 ГИПНОЗ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ То, какая концепция гипноза принимается, принципиальным образом влияет на ее позднейшее использование. В течении последних десятилетий появилось множество объяснений, противоречивой и таинственной силы, именуемой гипнозом. Каждая из совершенствуемых годами теорий, может быть применена для описания одного или большего числа аспектов этого явления, но ни одна из них не в состоянии представить его во всей полноте Ниже я представлю наиболее известные попытки описать процессы и ощущения во время гипнотического переживания. 1. Гипноз как диссоциация личности. Принципом этой теории является наличие множества когнитивных подсистем, которыми в нормальных условиях управляет центральная структура контроля Во время гипноза эти, обычно объединенные подсистемы разделяются в различной степени, что приводит к тому что они становятся способными к независимой, многоуровневой реакции на внушение гипнотизера (Bowers, Dawidson, 1991; Ewans, 1991, Hilgard, 1977, 1979, 1986, 1991) 2. Гипноз как психологическая регрессия. Такой взгляд на гипноз характеризует его как специфическую форму психологической регрессии, состоящей в задействовании более примитивного процесса первичного мышления и усиления явления переноса относительно гипнотизера, как практически архетипического — то есть родительского авторитета (Fromm, 1992; Nash, 1987). 3. Гипноз как расслабление. Расслабление принимается за источник, из которого происходят все гипнотические явления, такие как регрессия и диссоциация (Edmonston, 1977, 1981, 1991). 4. Гипноз как явление социально-познавательное. В этом подходе гипноз не является специфическим или исключительным опытом Его определяют лишь через социальный контекст, в кото- ром он возникает, и поведение людей, проявляющих реакции, принимаемые за гипнотические и ими самими так определяемые (Kirsch, 1991; Spanos, 1991a, 1991b, Wagstaff, 1991). 5. Гипноз как пассивное состояние. Здесь позиция клиента принимается как пассивная. Такая теория является основой авторитарного подхода большинства традиционных терапевтов. Клиентом, принимающим пассивную позицию считается тот, который позволяет терапевту управлять своим опытом, лишь незначительно проявляя собственную волю или не проявляя ее вообще. От клиента требуется наиболее полно поддаться терапевту, и тем самым играть роль второго плана. Он, в принципе, считается пассивным приемником авторитарного внушения терапевта. Неспособность клиента удовлетворить желания терапевта, относительно реакции на непосредственное внушение, принимается в данной модели за "сопротивление" (Weitzenhoffer, 1989). 6. Гипноз как исполнение роли. Неуверенность, в существовании состояния, именуемого гипнозом, провоцирует различные сомнения и спекуляции. Записи мозговых волн, анализы биохимических изменений, происходящих в организме и объективная регистрация активности нервной системы оказываются, в лучшем случае, мало практичными, при попытках определить это явление. Гипноз — состояние, по своей природе, крайне субъективное и до данного момента противостоит объективным измерениям. Поэтому некоторые теоретики (Сое, Sarbin, 1991; Sarbin, Сое, 1972) создали подробную, социально-когнитивную точку зрения, приняв, что гипноза — как специфического и измененного состояния сознания — не существует. По их мнению оно имеет место лишь тогда, когда кто-нибудь соглашается сыграть соответствующую роль. Другими словами, клиент не входит в состояние сознания, существенно отличающееся от обычного, а всего лишь играет роль, ведя себя так, как должна себя вести и выглядеть загипнотизированная личность и на этом основании исполняет внушения гипнотизера. (Япко деформировал здесь идею Сарбина и Кое. Они интерпретируют гипноз, не как role playing (играть роль), а как role taking (войти в роль). Играть роль напоминает притворство, но здесь не это имеется в виду. Прим. переводчика). Эта концепция была подкреплена результатами исследований, в которых участвовала группа людей, проинструктированых вести себя так, как будто они загипнотизированы. Далее этих людей смешали с группой, действительно загипнотизированных. 7. Гипноз как измененное состояние сознания. Состояние гипноза иногда также признается измененным состоянием сознания (Fromm, 1992; Tart, 1969). С такой перспективы гипноз принимается за состояние исключительное и отличное от "нормального" состояния сознания, искусственным путем создаваемое при помощи индукции, которая концентрирует внимание гипнотизируемого на внушениях, изменяя его феноменологический опыт. Такая позиция обрела популярность благодаря признанию того, что во время гипноза человек может испытать состояние, остающееся вне области его обычных возможностей. Идея измененного состояния сознания допускает такую возможность, учитывая также изменяемость результатов, получаемых в экспериментах на гипнотическую податливость. Таким образом, ключевой вопрос таков: если гипноз это измененное состояние сознания, то измененным по отношению к чему оно является? Состояние возникающее из формальной гипнотической интеракции, когда загипнотизированный воспринимает свое тело одеревеневшим, не является обычным. Конечно что-то изменилось но что и как — остается секретом. Мы уже отметили, что попытки объективно утверждать, на химическом и электрическом уровнях, о существовании гипнотического состояния оказались полной неудачей, в связи с этим отдельные исследователи начали говорить о естественном, бытовом, повседневном измерении гипнотических явлений (Erickson, Rossi, 1979; Zeig, 1991). 8. Взгляд на гипноз с точки зрения анализа реальности. Использование обратной связи между чувствами и нашим контактом с внешним миром это процесс, обычно называемый "тестированием реальности". В основном он настолько неосознан, что принимается нами как обычная вещь. Сторонники этой теории считают, что когда вы входите в состояние гипноза и остаетесь в нем, проходящий непрерывно процесс тестирования реальности, существенно ограничивается. Переставая на определенное время пользоваться обратной связью с миром, человек остается ориентированным лишь на свои внутренние переживания. Характерным для большинства видов гипнотического опы- та является переживание его, концентрируясь внутри себя (хотя возможна также концентрация и на внешних раздражителях), сдерживая объективное тестирование реальности, мы находимся в состоянии принять любую реальность. Внушаемая реальность, как и каждая другая реальность, в какую мы верим, независимо от того является ли она реальной или фальшивой, определяет количество и качество бихевиоральных и эмоциональных реакций (Lynn, Rhue, 1991; Shor, 1959). 9. Слова и опыт, как раздражители вызывающие условную реакцию. Перед вами книга, состоящая из страниц, заполненных черными печатными знаками в различных конфигурациях. Образцы конфигураций формируют то, что распознается вами (после многих лет обучения) как слова. Читая слова в постоянном порядке, слева направо, вы придаете им значения, опираясь на собственный опыт. Выражения, напечатанные на этой странице, абсолютно ничего не будут означать для вас, пока вы не придадите им значения, а они могут возникнуть лишь из вашего опыта добывания знаний о том, что эти слова означают. Здесь основным является факт того, что придавая словам значения, вы используете свой индивидуальный опыт. Таким образом, одно и то же слово неизбежно будет означать различные вещи для разных людей. Эти различия сильнее заметны на примере абстрактных слов. Слова это условные раздражители, представляющие внутренние переживания. Жесты также условные раздражители, приобретающие значения в процессе учебы. Слова и жесты имеют те значения, которые выучил данный человек. Таким образом, носителем значения является человек, не слово. Каждая личность это индивидуальность, контактирующая лишь ей свойственным образом. Поэтому успешная гипнотическая коммуникация позволяет интерпретировать то, что внушает терапевт и собственным неповторимым образом реагировать на это (Bandler, Grinder, 1975, 1979; Grinder, Bandler, 1976; Lankton, 1979). 10. Гипноз как результат взаимного воздействия. В традиционных методах гипноза индукция была чем-то что гипнотизер "применял" к гипнотизируемому. В стандартном, неиндивидуа-лизированном подходе клиент вводил себя в гипноз, реагируя на безличностный характер внушений гипнотизера. Однако в подходе, ориентированном на сотрудничество, терапевт и кли- ент совместно несут ответственность за гипнотический опыт, в том смысле, что оба должны внимательно реагировать друг на друга. Терапевт должен быть чувствительным к нуждам клиента, подстраивая свой подход под него, так чтобы клиент реагировал на внушаемую возможность перемен. В связи с этим обе стороны взаимозависимы. Одна подчинена другой, и в то же время парадоксально является еще и проводником (Erickson, Rossi, 1979; Erickson, Rossi, Rossi 1976; Zeig, 1991). В концепции интеракции подчеркивается, что терапевт должен подстроиться к клиенту и уважать его. Эти факторы, однако не являются необходимыми, для возникновения гипноза. Эстрадного гипнотизера ничего не объединяет с участниками спектакля. Наверняка здесь также нельзя говорить о его деликатности и особой чувствительности к их неповторимым чертам характера и личности. 11. Биологический подход к гипнозу. Тесный контакт между сознанием и телом хорошо заметный во взаимоотношениях, основанных на гипнозе, привел к возникновению теории о биологической основе гипноза. Шпигель и Шпигель (1987) за основу гипнотической податливости приняли качество контакта между полушариями мозга. Росси (1982, 1991) пришел к выводу, что естественный биологический цикл попеременной концентрации внимания и его спада (ультрасуточный ритм), физиологически наступающий каждые от 90 до 150 минут, входит в состав суточного цикла функционирования организма (известного под названием околосуточного ритма). Ультрасуточный ритм был признан, здесь, биологической основой гипнотического состояния. Вацлавик (1978) описал гипноз как результат асимметрии полушарий мозга, имея в виду, что гипнотическая индукция ведет к ослаблению левого полушария мозга (ответственного за рациональное мышление), заставляя исполнять доминирующую роль правое полушарие (ответственное за впечатления и интуитивные процессы). ЛИТЕРАТУРА Bandler, R., Grinder, J. (1975). The structure of magic (t. 1). Palo Alto. CA: Science and Behavior Books. Bandler, R , Grinder, J (1979) Frogs into princes, Moab, UT Real Peo pie Press Bowers, K, Davidson, T (1991) A neodissociative critique of Spanos so cial-psychological model of hypnosis W S Lynn, J Rhue (red ), Theories of hypnosis Cur tent models and perspectives (s 105-143) New York Guilford Сое W , Sarbin, T (1991) Role theory Hypnosis from a dramaturgical and narrational perspective W S Lynn, J Rhue (red ), Theories of hypnosis Cur rent models and prospechves (s 303-323) New York Guilford Edmonston, W (1977) Neutral hypnosis as relaxation, American Journal of Clinical Hypnosis, 20, 69-75 Edmonston, W (1981) Hypnosis and relaxation Modern verification о fan old equation New York Wiley Edmonston, W (1991) Anesis W S Lynn, J Rhue (red), Theories of hypnosis Cut rent models and perspectives (s 197-237) New York Guilford Enckson, M , Rossi, E (1979) Hypnotherapy An exploratory casebook New York Irvington Enckson, M , Rossi, E , Rossi S (1976) Hypnotic realities The induction of clinical hypnosis and forms of indirect suggestion New York Irvington Evans, F (1991) Hypnotizabihtv Indyvidual differences in dissociation and the flexible control of psychological processes W S Lynn, J Rhue (red) Theories of hypnosis Cunent models and perspectives (s 144-168) New York Guiltord Fiomm, E (1992) An ego-psychological theory of hypnosis W E Fro mm, M Nash (red ), Contemporary hypnosis research (s 132-148) New York Guiltord Grinder, J , Bandler, R (1976) The structure of magic (t 2) Palo Alto CA Science and Behavior Books Hilgard, E (1977) Divided consciousness New York John Wiley & Sons Hilgard, E (1979) Divided consciousness in hypnosis The implications of the hidden observer W E Fromm, R Shor (red ), Hypnosis Development? in research and new perspectives (s 45-79) Chicago Aldine Atherton Hilgard, E (1986) Divided consciousness Multiple controls in human thought and action New York John Wiley & Sons Hilgard, E (1991) A neodissociation interpretation of hypnosis W S Lynn, J Rhue (red ), Theories of hypnosis Current models and perspectives (s 83-104) New York Guilford Kirsch, I (1991) The social learning theory of hypnosis W S Lynn, J Rhue (red ), Theories of hypnosis Current models and perspectives (s 439—465) New York Guilford Lankton, S (1979) Practical magic The clinical application of Neuro Linguistic Programming Cupertino, CA Meta Publications Lynn, S , Rhue, J (1991) An integrative model of hypnosis W S Lynn, J Rhue (red ), Theories of hypnosis Current models and perspectives (s 379-438) New York Guiltord Nash, M (1987) What, if anything, is regressed about hypnotic age regression7 A review of the empirical literature, Psychological Bulletin, 102, 42-52 Rossi, E (1982) Hypnosis and ultradian cycles A new state(s) theory of hypnosis9 Amencan Journal of Clinical Hypnosis, I, 21-32 Rossi, E (1991) The 20-mmute break Using the new science of ultradian i In tins Los Angeles Tardier Sarbin, T , Сое, W (1972) Hypnosis A social psychological analysis of influence communication New York Holt, Rinehart & Winston Shor, R (1959) Hypnosis and the concept of generalized reality orientation American Journal of Psychotherapy, 13 583-602 Spanos, N (1991a) Hypnosis, hypnotizabihty and hypnotherapy W С Snyder (red ), Handbook of social and clinical psychology New York Elmsford Pergamon Spanos, N (1991b) A sociocogmtive approach to hypnosis W S Lynn, J Rhue (red ), Theories of hypnosis Cunent models and perspectives (s 324-361) New York Guilford Spiegel, H , Spiegel, D (1987) Trance and treatment Clinical uses of hypnosis Washington, DC Amencan Psychiatric Press Tart, С (red) 1969 Altered states of consciousness A book of readings New York John Wiley & Sons Wagstatt, G (1991) Compliance, belief and semantics in hypnosis A nonstate sociocogmtive perspective W S Lynn, J Rhue (red ), Theories of hypnosis Curt ent models and perspectives (s 362-369) New York Guilford Watzlawick, P (1978) The language of change New York Basic Books Weitzenhotfei, A (1989) The practice of hypnotism (t 12) New York John Wiley & Sons Zeig, J (1991) Encksoman hypnotherapy A communications approach to hypnosis W S Lynn, J Rhue (red ), Theories of hypnosis Current models and pei spectives (s 275-300) New York Guilford Глава 6 КОНТЕКСТ ГИПНОЗА В своей практике мне часто приходится встречаться с вопросом: "Можно ли применять гипноз в случае...?" Гипноз может быть использован в лечении любого состояния, существенным элементом которого являются жесткие позиции. В каждом вопросе, где принимает участие человеческое сознание, то есть практически везде, существует возможность получить позитивные результаты, благодаря применению гипноза. Помня об этом, рассмотрим определенные контексты, где гипноз может быть использован для того, чтобы легче прийти к желаемым результатам. МЕДИЦИНСКИЙ ГИПНОЗ Гипноз по многим причинам может стать полезным добавлением к традиционным методам лечения. Во первых, потому что он восходит к отношениям сознание - тело и роли сознания (позиции и связанные с ними эмоции) в возникновении нарушений (Barber, 1984; Cohen, Williamson, 1991; Levenson, Bemis, 1991). Во вторых гипноз это метод, который по своей природе фокусируется на ответственности каждого человека за его хорошее самочувствие и здоровье. Применение гипноза позволяет людям почувствовать, что они способны контролировать свои внутренние ощущения (Brown, 1992; Brown, Fromm, 1987). Отдельные случаи использования гипноза в медицинском контексте могут существенно отличаться, однако их все можно описать как способ достижения значительного контроля над физическими процессами, например уменьшением или полным исключением боли без помощи медикаментов (Chaves, 1993; Spanos, 1989). Методы гипнотического усмирения боли в основном довольно сложны и прежде чем начать работу с подобными случаями я рекомендую приобрести солидные знания и опыт. Работу со страдающими клиентами может вести лишь человек, имеющий соответствующую профессиональную квалификацию или тот, кто по крайней мере, постоянно может пользоваться медицинским наблюдением. Гипноз повсеместно применяется, также как необыкновенно успешный метод лечения психических нарушений, связанных со стрессами. Обучение техникам профилактики негативного стресса, способам его распознавания, техникам релаксации а также борьбы со стрессом, входит в область воздействия, имеющей своей целью указать сверхчувствительному клиенту, как ответственно управлять своим психическим состоянием (Hammond, 1990). Применение гипноза в лечении серьезных болезней, как воспомогательного средства, а не заменяющего, в подходах более традиционных показало необходимость учитывать эмоциональные нужды клиента, при одновременном использовании разнородных возможностей его психики, как интегральной части терапии. Это оправдывает себя даже в случаях болезней, возникающих полностью на органической основе. Точный механизм, с помощью которого терапевт, произнося несколько фраз, может вызвать органические изменения у клиента остается ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|