Здавалка
Главная | Обратная связь

Билет №7Рациональная модель принятия решения



Этапы:

1. Определение проблемы.

2. Сбор фактов.

3. Идентификация решений.

Разработка критериев оценки альтернатив, а в случае необходимости их переопределения Оценка и выбор лучших альтернатив

4. Выполнение решений и проверки, Разработка альтернатив решения, разработка критериев оценки альтернатив решения, Разработка критериев оценки альтернатив

Должны быть достижимыми, Существенными для достижения поставленной цели, Должны быть связаны с определеными вознаграждения и наказаниями, Справедливыми, Изменяемыми при необходимости.

Билет№8 Разработка альтернатив решения

Билет№9Разработка критериев оценки альтернатив решения

 

Билет№10Оценка и выбор альтернативы решения

Типы оценок альтернатив

1. Частные оценки. Значение показателей эффективности и качества, которые характеризуют отдельные свойства альтернатив

2. Общие оценки. Значение обобщенных показателей, которые характеризуют предпочтительность выбора той или иной альтернативы с учетов всех достоинств и недостатков

3. Объективные оценки. Получают путем измерений, вычислений и проведением экспериментов. С помощью моделей реальных процессов и явлений.

4. Субъективная оценка. Суждение человека или группы людей которые выносится с помощью опыта, интуиции и знаний.

5. Прямые оценки. Получают путем измерения значений с помощью приборов или субъективного суждения человека.

6. Косвенные оценки. С помощью формул алгоритмов и имитационных моделей.

7. Количественные оценки. Значение атрибутов выращенные через шкалу отношений

8. Качественные оценки. Атрибуты выращенные по порядковой шкале.

Все оценки определяют свойства альтернатив

 

Билет№11Психологические аспекты принятия решений

Билет№12Психологические эффекты вероятностных оценок решения

1 Якорный эффект

Его сущность заключается в том, что в процессе оценивания люди непроизвольно «привязываются» к некоторым исходным оценкам, которые были даны кем-то ранее
или вообще получены случайным образом. По этой причине якорный эффект также называется эффектом привязки. Оценки, которые играют роль «якоря», как бы привязывают к себе мнение людей, которые, ничего не подозревая, подгоняют под них свои суждения.

Эффект статус-кво

Это явление часто возникает в личной и деловой жизни людей и заключается в том, что в ситуациях принятия решений люди субъективно предпочитают такие альтернативы, которые не изменяют существующее положение, т.е. сохраняют статус-кво. Например, в бизнесе этот эффект наиболее заметно проявляется
в таких ситуациях, когда на рынке предлагаются какие-либо новые или необычные товары, которые именно
в силу своей новизны могут остаться невостребованными со стороны покупателей. Поэтому, чтобы уменьшить сопротивление потребителей, эти товары должны выглядеть похожими на то, к чему люди уже привыкли.

Чтобы снизить влияние эффекта статус-кво на принятие решений, целесообразно придерживаться следующих рекомендаций:

Принимая решение, всегда помните о целях, которые вы преследуете. Оценивайте существующее положение с точки зрения того, в какой степени оно согласуется или, наоборот, противоречит вашим целям. Если данное положение содействует достижению поставленных целей, то сохранение статус-кво можно рассматривать как хорошее решение. В противном случае его необходимо изменить.

 

 

3. Феномен диссонанса после трудного решения

 

Это явление связано с появлением и снятием когнитивного диссонанса после принятия решения.
Под когнитивным диссонансом понимается некоторое противоречие между любыми знаниями, мнениями, убеждениями человека. При этом произвольные элементы, входящие между собой в противоречие, называют когнициями. Например, если руководитель фирмы знает, что один из его подчиненных не имеет опыта
и достаточной квалификации, хоть и старается работать хорошо, то у руководителя может возникнуть диссонанс между этим знанием и убеждением в том, что у него должны быть только опытные
и профессиональные работники.

 

Чтобы снять или уменьшить когнитивный диссонанс, существуют три способа

Во-первых, можно изменить одну из когниций, входящих в противоречие. Так, в нашем примере руководитель может либо уволить своего подчиненного и нанять более опытного работника, либо изменить свое убеждение в том, что у него должны работать только профессионалы.

Во-вторых, можно снизить значимость когниций, входящих в противоречие. Например, руководитель может решить, что для выполнения этой работы главное – исполнительность
и старание, а квалификация и опыт не имеют такого большого значения.

В-третьих, можно добавить новую когницию, снижающую противоречие между существующими

 

 

Билет№13Эвристический подход к принятию адекватных решений

Билет №14Групповые и партисипативные методы принятия решений

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.