Здавалка
Главная | Обратная связь

Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции.



Рис. 11.1

 

На рис.11.1 по оси абсцисс отложены значения объема производства, по оси ординат – средних совокупных издержек.

Эффективный размер фирмы в состоянии долгосрочного равновесия определяется формой кривой средних долгосрочных издержек (АТС). Она формируется как плавная огибающая бесконечного числа графиков краткосрочных средних издержек, поскольку в долгосрочном интервале переменны не только издержки, но и объем задействованных производственных мощностей, и размеры фирмы.

Эффективный размер фирмы в состоянии долгосрочного равновесия определяется формой кривой средних долгосрочных издержек АТС. Снижение средних издержек производства в долговременном периоде происходит по мере того, как фирма увеличивает свой объем производства. Это - возрастающая отдача от масштаба, или эффект массового производства. Убывающая отдача от масштаба – увеличение средних издержек производства в долговременном промежутке по мере того, как фирма увеличивает свой объем производства за пределы оптимальной его величины. Постоянная отдача от масштаба - неизменность долгосрочных средних издержек при увеличении (уменьшении) объема выпуска. Таким образом, в случае конкурентной фирмы необходимое условие максимизации прибылипринимает следующий вид: нужно выбрать такой объем производства, чтобы предельные издержки были равны цене. Определение такого объема производства, при котором предельные издержки равны предельной выручке, является для фирмы точным ориентиром максимизации прибыли или минимизации убытков независимо от того, функционирует фирма в условиях совершенной или несовершенной конкуренции.


 

Конкуренция и монополия: типы рыночных структур.

Сущность и функции конкуренции.

Классификация моделей рынка

Совершенная конкуренция

Поведение фирмы в условиях совершенной конкуренции.

1.

Конкуренция – это экономическое соперничество между субъектами рыночного хозяйства за предпочтение потребителей (за доллар потребителя) в целях получения максимальной прибыли. Зарождение конкуренции исторически относится к простому товарному производству. Особое развитие конкуренция получила с переходом к крупному товарному производству. В XX и XXI столетиях конкуренция во всех странах сознательно используется в качестве одной из движущих сил экономического и социального прогресса. Положительная роль конкуренции проявляется в ее функциях:

· формирует рыночную цену, т.е. цену равновесия;

· ограничивает рост цен и обеспечивает доступность товаров и услуг для основной массы населения;

· обеспечивает эффективное функционирование рыночного механизма и тем самым способствует максимизации валового внутреннего продукта;

· устанавливает соответствие между вложениями факторов производства и доходами, в том числе затратами труда и заработной платой;

· стимулирует научно-технический прогресс и высокое качество выпускаемой продукции;

· пронизывая все связи производства и потребления конкуренция является средством достижения сбалансированности между спросом и предложением.

По методам ведения конкуренцию в экономической литературе принято разделять на ценовую и неценовую или конкуренцию на основе цены и конкуренцию на основе качества.

Конкуренция на основе цены восходит к временам свободного рынка, когда снижение цены было той основой, с помощью которой производитель выделял свой товар, привлекал к нему внимание и в конечном итоге завоевывал себе долю рынка. В современных условиях ценовая конкуренция применяется:

· фирмами-аутсайдерами в их борьбе с монополиями, поскольку у аутсайдеров нет сил и возможностей для соперничества в сфере неценовой конкуренции;

· для проникновения на рынки с новыми товарами;

· для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта.

Ценовая конкуренция бывает прямой и скрытой. При прямой ценовой конкуренции фирмы широко оповещают общественность о снижении цен на выпускаемые товары. При скрытой ценовой конкуренции фирмы вводят новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цену поднимают непропорционально мало.

Неценовая конкуренция – это экономическое соперничество на основе высокого качества, современного дизайна, рекламы и маркетинга. К числу неценовых методов конкуренции также относят:

· предоставление покупателям бесплатных дополнительных услуг;

· зачет старого сданного товара в качестве первого взноса за новый;

· выпуск товаров с меньшим энергопотреблением, сниженной металлоемкостью и обеспечивающих предотвращение загрязнения окружающей среды;

· поставка оборудования уже не под «ключ», а на условиях «готовая продукция в руки».

К незаконным методам неценовой конкуренции относят: промышленный шпионаж, переманивание специалистов, владеющих производственными секретами, выпуск поддельных товаров, внешне ничем не отличающихся от изделий-подлинников, но существенно худших по качеству, а поэтому обычно на 50% более дешевых. В выпуске поддельных товаров наиболее активны фирмы Сингапура, Турции, Польши, Китая.

2. КЛАССИФИКАЦИЯ МОДЕЛЕЙ РЫНКА

 

По степени развития конкуренции выделяются следующие модели рынка:

- Совершенная конкуренция (рынок свободной конкуренции) представляет собой идеальный образ конкуренции, когда на рынке действуют независимо друг от друга многочисленные продавцы и покупатели с равными возможностями и правам. Условия совершенной конкуренции определяются следующими предпосылками: большое количество продавцов и покупателей, ни один из которых не имеет влияния на рыночную цену и количество товара; каждый продавец производит однородный продукт, который неотличим от продукта других продавцов; барьеры для входа на рынок либо минимальны, либо вообще отсутствуют; никаких искусственных ограничений спроса, предложения или цены не существует; ресурсы (факторы производства) мобильны; каждый продавец и покупатель владеет полной и правильной информацией о цене, затратах и спросе на рынке. Как следствие, для участников рынка в условиях совершенной конкуренции цена - заданная величина, продавец лишь определяет объём производства.

- Монополия (рынок одного производителя) – рынок единственного производителя продукта, не имеющего близких заменителей. Характерные его черты: продавец является единственным производителем данного товара; реализуемый продукт уникален - отсутствуют товары-субституты; как следствие, монополист обладает рыночной властью (контролирует цены, поставки на рынок), покупатель при заданной монопольно высокой цене определяет лишь объём покупок; на входе в рынок монополистом устанавливаются непреодолимые барьеры для конкурентов - как естественного, так и искусственного происхождения (патенты и лицензии). Факторами, ограничивающими рыночную власть монополии, являются уровень доходов покупателей и эластичность спроса на продукт монополии.

Монополия играет в рыночной экономике двоякую роль: с одной стороны, монополия прогрессивна (возможность создания, закупки и внедрения технических новаций, реализации позитивного эффекта масштаба и снижения издержек производства, высокого уровня организации и планирования производства и реализации); с другой – вредна (ограничение и уничтожение конкуренции, лишение других производителей возможности реализации товаров вследствие того, что потребители вынуждены тратить большую часть ограниченных доходов на покупку продукции монополиста по монопольно высоким ценам.) Результатом может стать отмирание целых отраслей. Поэтому государство проводит активную антимонопольную политику.

- Монополистическая конкуренция(рынок многих производителей). Если при совершенной конкуренции фирмы производят стандартизованную (однородную) продукцию, то в условиях монополистической конкуренции производится дифференцированнаяпродукция: по качеству и потребительским свойствам продукта, по условиям послепродажного обслуживания (для товаров длительного пользования), по близости к покупателям, по интенсивности рекламы и т.п. Монопольный характер такой модели рынка в том, что каждая фирма в условиях дифференциации продукции обладает монопольной властью над своим товаром: изменяет цену на него вне зависимости от действий конкурентов в пределах занимаемой ниши на потребительском рынке. Фирмы стремятся расширять её путем индивидуализации своей продукции с помощью товарных знаков и рекламы, что не исключает и ценовую конкуренцию. Доступ к рынку для новых продавцов затруднен в силу наличия и устойчивости покупательских предпочтений.

- Олигополия (рынок нескольких производителей) - относительно малое (в пределах десятка) число фирм господствует на рынке товаров или услуг, где могут производиться как однородные, так и дифференцированные товары. Однородность чаще всего преобладает на рынках сырья и полуфабрикатов; дифференциация - на рынках потребительских товаров. Немногочисленность фирм способствует возможности заключения монополистических соглашений по установлению цен и разделу рынков. Конкуренция на олигополистическом рынке тем интенсивней, чем ниже уровень концентрации производства. Основное отличие олигополистического рынка от рынка совершенной конкуренции связано с динамикой цен. Если на совершенном рынке они пульсируют непрерывно и бессистемно, то при олигополии имеют тенденцию к устойчивой фиксации. Типично т.н. лидерство в ценах, когда их преимущественно диктует одна ведущая фирма. Доступ к рынку новым продавцам затруднен. В случае соглашения олигополистов по поводу цен ценовая конкуренция все больше смещается в направлении неценовой (качество продукта, его индивидуализация, реклама).

 

 

3. РЫНОК СОВЕРШЕННОЙ КОНКУРЕНЦИИ

 

Поведение фирмы задается характером модели рынка, внутри которого она функционирует. Модель рынка определяется количеством фирм, наличием или отсутствием ограничений на вход в отрасль и выход из нее, доступностью информации. Различают четыре основных модели рынка (типа рыночных структур): совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия. Последние три относятся к рынкам несовершенной конкуренции.

Совершенная конкуренция характеризуется существованием на рынке множества мелких фирм, производящих однородную продукцию; вход и выход фирм из отрасли абсолютно свободны, каждая фирма имеет свободный доступ к информации; доля каждой фирмы на рынке настолько мала, что ее решение о повышении или понижении цены не отразится на рыночной цене; рыночная цена является для фирмы внешней, заданной рынком извне.

Важнейшими параметрами поведения фирмы в любой модели рынка являются оптимальные объём выпуска и цена реализуемого продукта. На рынке совершенной конкуренции фирма определяет объем выпуска, выравнивая предельный доход, который в условиях совершенной конкуренции равен цене единицы продукции, и предельные издержки (MR = P = MC). До тех пор, пока предельные издержки ниже цены (MC < P), фирма будет наращивать производство вплоть до того момента, пока величина MR не окажется равной величине MC. Дальнейшее увеличения объема выпуска будет увеличивать издержки в большей степени, чем доход, и производство станет нецелесообразным (MC > MR).

Правило равенства предельного дохода предельным издержкам используется фирмами при любых рыночных условиях. Особенностью совершенной конкуренции является равенство предельного дохода и цены. Если рыночная цена установлена выше минимальных средних издержек фирмы, то ее задачей является получения максимума прибыли. Однако фирма будет продолжать производить, когда цена ниже минимума средних валовых издержек, но не ниже средних переменных издержек (ATC > P = AVC). В этом случае ее задачей будет минимизация своих убытков. Если цена окажется ниже минимума средних переменных издержек (P < AVC), фирма предпочтет прекратить свою деятельность.

Высокие прибыли и убытки отдельных фирм характерны для краткосрочного периода на рынках совершенной конкуренции, когда недостаточно времени для выхода отдельных фирм из отрасли или входа в нее новых фирм. В долгосрочном периоде существование экономической прибыли привлечет новые фирмы, которые, увеличив предложение в отрасли, окажут воздействие на снижение рыночной цены. В то же время длительные по времени убытки заставят ряд фирм покинуть отрасль, предложение уменьшится, и цена повысится. Долгосрочное равновесие в условиях совершенной конкуренции устанавливается, когда цена равна предельным и средним валовым издержкам (P = MC = ATC). В этом случае нет стимулов расширения или снижения производства, входа и выхода фирм из отрасли.

 

 
 
а) Рис. 15.1 б)

 

На рис. 15.1 Р – цена продукта, Q – объем производства.

В условиях совершенной конкуренции фирмы производят такое количество продукции, при котором разница между валовым доходом и валовыми издержками будет максимальной, а предельный доход сравняется с предельными затратами.

Выбор объема производства осуществляется фирмой путем сопоставления валовых (а) и предельных (б) доходов и издержек: TC – валовые издержки; TR – валовой доход; MC – предельные издержки; MR – предельный доход.

Фирма максимизирует прибыль в зависимости от положения кривой АС. На рисунке 15.2 фирма получает прибыль, на рисунке 15.3 – находится в состоянии самоокупаемости, на рисунке 15.4 – терпит убытки и уходит из отрасли. Однако фирма может остаться в отрасли в краткосрочном периоде, если реализует возможность минимизации издержек производства путем приравнивания величины средних переменных издержек к цене продукта P = AVC, поскольку постоянные издержки неизменны в краткосрочном периоде (рис.15.5). Если рыночная цена оказывается меньше величины средних переменных издержек P < AVC, фирму ждет немедленное закрытие.

Совокупное предложение отрасли складывается из объемов предложения всех работающих в отрасли фирм. Реакция на изменение спроса быстрая и гибкая, рынок совершенной конкуренции автоматически реагирует на изменение потребительского спроса расширением или свертыванием производства.

В то же время в условиях долгосрочного равновесия вся продукция выпускается с наименьшими средними издержками, что означает наиболее эффективное использование ресурсов при существующем научно-техническом уровне. Таким образом, совершенная конкуренция является наиболее эффективной из всех имеющихся рыночных структур.

Рис. 15.2.

Рис. 15.3.

Рис. 15.4

Рис. 15.5







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.