Здавалка
Главная | Обратная связь

Становление нового типа научной деятельности и новой картины мира в культуре XVII в. Великие географические открытия и расширение кругозора «европейского человека».



Огромную роль в этом процессе сыграли Великие географические открытия, имевшие очень важные экономические и социально-экономические последствия, причем неодинаковые для разных стран.

Перемещение торговых путей. Прежде всего продвинулось развитие мировых производительных сил; известная к тому времени территория увеличилась за XVI в. в шесть раз, на ней все меньше оставалось белых пятен. Торговые пути из Северного, Балтийского и Средиземного морей переместились в Атлантический, Индийский и Тихий океаны. Благодаря этому торговые пути связали между собой континенты. Мореплавание позволило установить стабильные экономические связи между отдельными частями мира и обусловило формирование мировой торговли. Передислокация торговых связей определила быстрые темпы экономического развития европейских стран, расположенных на побережье Атлантического океана, и замедлила развитие Германии, Скандинавских стран, Южной Германии и особенно Италии, оставшихся феодальными.

Колониальная система зарождающего капитализма. Первыми создали колониальные империи Португалия и Испания, поделив мир по меридиану, проходящему через Анлантическии океан.

Португалия, бывшая небольшим государством с населением не более одного миллиона человек и не имевшая войск, необходимых для подчинения больших территорий, организовала свою систему угнетения их по методу «точечной» колонизации. Из созданных там факторий португальцы отправляли награбленное в Европу. Монопольным поставщиком колониальных товаров для Западной Европы стал Лиссабон. Однако сама Португалия в 1580 г. была завоевана испанским королем Филиппом II (1527-1598). Поэтому она лишилась и колоний. Через 60 лет Португалия освободилась от испанского господства, но вернуть азиатские владения ей не удалось.

Испания как единое государство образовалось в 1479 г., когда на основе династической унии объединились королевства Кастилия и Арагон. В XVI в. Испания утвердилась как абсолютистское государство, она достигла значительного экономического подъема и политического возвышения. К середине XVI в. на территории Центральной и Южной Америки сложилась огромная испанская колониальная империя. Испанские конкистадоры1 с помощью огнестрельного оружия и обмана легко захватили наиболее богатые и населенные части Нового Света – государства ацтеков в Мексике и инков в Перу.

На первых порах основным методом эксплуатации колоний был неприкрытый грабеж. Главным же источником доходов от колоний стала затем торговля, которая была неэквивалентной и приносила баснословную прибыль 300-400% и даже 800%.

В колониальном грабеже участвовали и другие европейские страны. Кроме Португалии и Испании, заокеанские колонии имели Голландия, Англия, Франция, Германия, Швеция и др. Размеры награбленного были огромны: так, Испания за 1521-1660 гг. вывезла из Америки 18 тыс. тонн серебра и 200 тонн золота.

Колонизаторы, и прежде всего Испания, стали использовать в создаваемых поместьях принудительный труд местного населения – идейцев. Это вело к массовому вымиранию туземцев. В условиях дефицита рабочей силы на вновь открытом континенте колонизаторы нашли выход из положения за счет привоза негров рабов из Африки, которые стали в испанских колониях основной производительной силой. Работорговля обеспечивала исключительно высокую прибыль и стала одним из источников первоначального накопления капитала. Большую прибыль давало и пиратство. Однако ни Испания, ни Португалия не нашли надлежащего хозяйственного механизма для преумножения награбленных богатств: в результате непроизводительного их использования феодальной знатью эти колониальные державы возвышались недолго. Экономическая политика испанских королей не выходила за рамки феодального способа производства. С середины XVI в. начался экономический упадок Испании. В войнах с Англией XVI-XVII вв. Испания утратила морское преобладание.

«Революция цен» и зарождение буржуазии. Различно отразилась на развитии стран и материальном положении отдельных слоев населения «революция цен» (см. гл. 5), способствовавшая обогащению зарождающейся буржуазии и обнищанию пролетариата. Реальные доходы населения упали вследствие роста цен и отставания от роста зарплаты. «Революция цен» создала благоприятные условия для спекулятивных сделок. Но феодалы, получавшие в этот период фиксированную ренту деньгами, проиграли. Таким образом, и «революция цен» вела к ускорению формирования капиталистического хозяйства и разложению феодализма.

Развитие науки. «Великий прорыв» Европы был обусловлен также невиданным взлетом научной мысли, отвергшей многие традиционные представления и разрушившей привычную картину мира. Огромный рывок произошел в технике и естественных науках, что определялось потребностями практики – Великие географические открытия, развитие военного дела, предпринимательства и торговли требовали применения новых машин. Для эффективного использования природных ресурсов – внедрения новых химических процессов, для развития военного дела были необходимы знания точных законов механики, для целей навигации – точные приборы. Именно в этот период опытным путем было доказано, что Земля имеет форму шара. Началось изучение явлений магнетизма, законов преломления света. В XVI-XVII вв. появились гидрометр, ртутный барометр, телескоп, микроскоп. Они расширили сферу познаваемой реальности: стало возможным изучение явлений, которые раньше были невидимы невооруженному глазу. Появились машины, заменявшие ручной труд, был изобретен печатный станок.

Качественный скачок в науке, произошедший в XVI-XVII вв., называют первой научной революцией (см. гл. 5). Успехи науки подтверждали безграничные возможности человека и нацеливая его не на пассивное созерцание, а на преобразовательную деятельность. К этому призывал и Ф. Бэкон (1561-1626), который доказывал, что мир, природу надо изучать, доверяя только научному эксперименту, опыту. Он считал, что наука даст человеку власть над миром, изменит жизнь и даже общественные отношения. Поэтому Ф. Бэкона правомерно считают родоначальником Просвещения, определившего общественное развитие Европы в XVIII в.

Взлет науки, потребности практики обусловили существенные изменения и совершенствование средств производства, а следовательно, развитие промышленности. Законы экономического развития вели к необходимости перехода от мелкого производства к крупному, к широкому распространению мануфактур.

Культура XVII века становится переходом к новому времени, отражающим торжество феодальной реакции, контрреформации и абсолютизма и, вместе с тем, начало буржуазного общества, складывающегося в недрах абсолютизма.

XVII век знаменателен и тем, что это время первой научной революции в истории культуры, произошедшей как в естественных, так и в гуманитарных науках. Не случайным в этом отношении является совпадение фигур выдающихся ученых и философов этого времени (Декарт, Лейбниц, Бэкон, например). Происходит лавинообразное развитие наук о неживой и живой природе и активно начинается процесс их дифференциации. Возникает экспериментальная основа научного знания: проявляются телескоп Галилея и микроскоп Левенгука. Начинается становление нового типа научной деятельности и новой картины мира (Галилей, Кеплер, Торричелли, Паскаль, Гюйгенс, Декарт, Лейбниц, Ньютон, Спиноза). В результате десакрализации, деантропоморфизации и девитализации прежнего миропонимания формируется механическая картина природного и социального мира.

В результате научных открытий резко изменяется место человека в новой системе миропонимания. Представления о бесконечности Вселенной разрушают картину гармоничного, завершенного и неподвижного мира и приводят человека к ощущению потерянности, утраты устойчивой опоры. Открытия науки противоречили привычным зрительным впечатлениям человека, которые, как оказалось, обманчивы. Обнаружение бесконечно малого (клетки) и открытия в области эмбриологии и физиологии уравнивают человека с простейшими формами живого. Образ человека как «мыслящего тростника», находящегося на грани двух бездн – бесконечности и небытия не случайно возникает у Блеза Паскаля.

В результате в XVII веке складываются две программы деятельности личности, которые будут продолжены в новоевропейской культуре - эмпирико-сенсуалистическая и рационалистическая

Барокко и классицизм становятся двумя определяющими, противоположными и активно взаимодействующими типами культуры XVII века, по-своему разрешающими противоречия миропонимания и человеческого существования.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.