Здавалка
Главная | Обратная связь

ЗАКОН ВЗАИМНОГО СПРОСА ДЖОНА МИЛЛЕМА



Закон взаимного спроса - - Продукция страны обменивается на продукцию других стран по таким стоимостям, которые необходимы, чтобы экспорт страны в целом обеспечивал оплату ее импорта в целом.

Условия международного товарообмена определяются условиями выравнивания между­народного спроса, а стоимости всех товаров в совокупности изменяются так, чтобы обеспе­чить равенство спроса и предложения. Вполне очевидное положение о выравнивании спроса и предложения путем изменения цен применительно к национальной экономике оказалось сначала непонятым в применении к международной торговле и совокупному спросу и пред­ложению, вызвало критику. Миллю пришлось дописать целых четыре параграфа к главе для последующих изданий, где он сформулировал в общем виде закон стоимости в международной торговле: стоимости, по которым страна обменивает свои продукты, зависят от двух факторов, во-первых, от величины и растяжимости спроса других стран на ее товары по сравнению с ее спросом на товары этих стран; во-вторых, от размеров капитала, который данная страна должна высвободить из сферы собственного производства товаров, предназначенных для собственного потребления. Говоря сегодняшним языком, чем эластичнее иностранный спрос (спрос растет больше, чем падает цена) и чем больше его объем, тем благоприятнее условия для торговли. В дополнение к взаимному спросу в этом законе содержатся еще три важнейших понятия международной экономики: совокупный спрос и совокупное предложение, эластич­ность спроса по цене и общее равновесие. Во многом предвосхищая будущих теоретиков общего равновесия, Милль не исключает возможность нескольких равновесий, если спрос на экспорт неэластичен.

Теория взаимного спроса как основы международной торговли встала между рикардианскими сравнительными преимуществами и теорией спроса и предложения в целом. Сравнительные преимущества превратились в частный случай взаимного спроса в междуна­родной торговле в условиях свободной конкуренции, при том, что сам взаимный спрос стал частным случаем анализа спроса и предложения в целом в условиях не мобильности факторов производства.

 

28.11.12

Многие решали эту проблему таким образом: необходимо отделять стоимость средств производства и труд. Работник отделен от всего остального.

Трудом является способность к труду. По Марксу труд имеет стоимость и потребительскую стоимость. Стоимость определяется стоимостью средств существования работника и его семьи. Потребительская стоимость заключается в способности рабочей силы задавать стоимость большую, чем она стоит.

При эквивалентном обмене товаров естественным становится существование прибыли и ренты, т.е. недоплаченного труда рабочего (эксплуатация).

Для экспортера объем зависит от объема экспорта. Отсюда следует необходимо сравнивать ∆Р экспортера и ∆Р импортера.

Рэксп./Римп = условия торговли. Привлечение условий торговли ведет к увеличению благосостояния страны. На практике показатель условия торговли рассчитывается для отдельной страны на основе индекса цен. Отношение экспортной цены товарной группы I в году (t) к ее цене в базисном году (t0).

 

5.12.12

Методы вмешания государства в международную торговлю делятся на тарифные и нетарифные. Перечень товаров, облагаемые пошлинами. Таможенный тариф в широком смысле – это особый инструмент внешней торговой политики, а также конкретная ставка таможенных пошлин.

Таможенный тариф на импорт – это государственный денежный сбор с ввозимых в страну товаров, пропускаемых через границу под контролем таможенного ведомства.

Первые таможенные тарифы были предложены во времена Петра 1 и составляли до 50%. Со временем поняли, что это не так хорошо и в настоящее время 2-3 % более чем достаточно.

 

Существует 2 вида таможенных пошлин:

1. Специфические – это фиксированная сумма, взимаемая с единицы измерения (мера площади, единицы веса, объема).

Отсюда следует Рd=P imp+ T

2. Адволорные – это процент от таможенной стоимости товара.

Pd = Pimp (1+ T/100)

 

Любая таможенная пошлина приводит к возрастанию цены.

P0
Pimp+T
Pimp

 

 


На графике представлены спрос и предложение….

Если Pimp + Т - запретительный тариф

1 – это поступления в казну

1+2+3+4+5 - потери страны

Если P = Pimp

Производители в выигрыше на площадь 2.

Площадь 1 – это деньги, которые перераспределились от потребителя данной страны в казну. 2 – это деньги – которые перешли от потребителя производителб страны. 3 и 4 – это общие потери стары от введения таможенного тарифа величиной Т.

Введение таможенного тарифа отрицательно, однако обеспечивается доход в казну, кроме того таможенный тариф на импорт обеспечивает возможность торговать не со всеми странами, для чего служит таможенный союз.

Таможенный союз – это объединение стран, при котором отменяются пошлины при торговле между странами участниками, а в отношении третьих стран проводится единая торговая политика. Они договариваются торговать по единым ценам, пошлинам.

Пусть страны А и В объединены в таможенный союз. Страна С не принадлежит этому союзу. На графике представлены спрос и предложение в стране А.

Пусть Pc меньше, чем Pb, однако на товары страны С накладывается таможенная пошлина.

 

А


PA
Pct

PC

 

 


Будут покупать товары страны В, тем самым стимулируя отношения между странами, входящими в таможенный союз. У страны С вариант уйти в другие страны, либо вступить в союз.

Многие таможенные союзы оказываются неэффективными и распадаются. Таможенный союз является одним из этапов международной экономической интеграции, который должен привести к расширению международной торговли. Как правило, объединяются соседние страны. Классическим примером создания эффективного союза является европейский. Таможенный тариф на ЭКСПОРТ. Вводится для ограничения избыточного экспорта, как правило, субсидируемого продукта, если внутренняя цена на продукт меньше цены мировой. За счет выплат субсидий государству, а также для насыщения внутреннего рынка и пополнения с доходной части бюджета. Этот тариф используют развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. Во многих странах такие тарифы запрещены на уровне закона (США).

Нарисовать график как пред-предыдущий и разобрать ситуацию негативной ситуации введения тарифа на экспорт или импорт.

(Одна из теорий Лайла-Портера, Рикардо, классификации, примеры стран).

На рис. 4.1 линия с отрицательным углом наклона Dd - кривая спроса на товар на внутреннем рынке. Линия с положительным углом наклона Sd - кривая внутреннего предложения товара. Равновесная цена - 25 ден. ед. (к примеру, долларов) за единицу товара.

Предположим, что на мировом рынке стоимость 1 ед. товара составляла 10 долл., как это показано на рис. 4.1 линией абсолютно эластичного предложения Sw. В условиях свободной торговли внутренняя цена на товар упадет до уровня мировой цены, объем спроса увеличится до 150 тыс. шт. (точка С), а внутреннее производство снизится до 30 тыс. шт. (точка К). Таким образом, объем импорта составит 120 тыс. шт., что отражено на рис. 4.1 отрезком КС (MB).

Предположим теперь, что правительством страны вводится таможенная пошлина, составляющая 5 долл. или 50% от цены товара. Поскольку речь идет о малой стране, факт введения ею импортного тарифа не окажет влияния на уровень мировых цен, который остается прежним. Это значит, что условия торговли страны не изменяются, а вырастает лишь внутренняя цена импортного товара на размер пошлины, т. е. на 5 долл., за что, видимо, будет расплачиваться потребитель. На рис. 4.1 введение тарифа вызывает перемещение графика мирового предложения Sw вверх на величину, равную размеру введенной пошлины. Новое предложение импортного товара показано горизонтальной линией Т.

До тех пор пока отечественный товар будет являться совершенным заменителем импортному, отечественные производители всегда смогут назначить цену 15 долл. за единицу продукции. Таким образом, введение пошлины на импортные товары влечет за собой повышение цены до 15 долл. как на импортную, так и на отечественную продукцию.

Проанализируем последствия введения импортной пошлины более подробно.

При новом уровне предложения равенство внутреннего спроса и совокупного (внутреннего и внешнего) предложения достигается в точке F, в которой под защитой импортного тарифа объем внутреннего производства увеличивается на 15 тыс. шт. (отрезок КН (МН), а объем внутреннего потребления сокращается на 25 тыс. шт. (отрезок GC (АВ)). Соответственно объем импорта сокращается до 80 тыс. шт. (отрезок JF (NA).

Итак, введение тарифа влечет за собой повышение цены на "защищаемую" продукцию и сопровождается следующими последствиями (эффектами).

1. Потребительский эффект возникает из-за того, что сокращается потребление товара в результате роста его цены на внутреннем рынке. Графически он может быть проиллюстрирован фигурой 4, демонстрирующей ущерб, нанесенный потребителям импортирующей страны в результате вынужденного снижения потребления товара.

2. Производственный эффект. При повышении цены на товар в результате введения таможенной пошлины для отечественных производителей становится выгодным увеличение объемов его производства на 15 тыс. шт. (отрезок MN). Таким образом, введение тарифа приводит к перераспределению ресурсов из других отраслей экономики в отрасль, находящуюся под защитой импортных ограничений. И если до введения тарифа граждане страны тратили на приобретение этих 15 тыс. шт. объем средств, соответствующий площади

фигуры 5, то после введения тарифа их затраты возрастут на величину, соответствующую площади треугольника 2. Следовательно, область 2 отражает сокращение благосостояния потребителей, связанное с тем, что потребительский спрос переключается с более дешевой импортной на более дорогую отечественную продукцию. Эти дополнительные издержки потребителей и называют производственным эффектом.

3. Торговый эффект сопровождается, как было отмечено выше, сокращением объемов импорта. Если тарифная ставка превысит разницу между равновесной автаркической ценой (в нашем примере 25 долл.) и мировой ценой (у нас - 10 долл.), объем импорта снизится до нуля, и тариф станет запретительным. Запретительный тариф вынуждает страну вернуться в равновесное автаркическое состояние, что означает запрет импорта вообще.

4. Эффект дохода представляет собой объем увеличения доходов бюджета в результате обложения импорта пошлиной. Он исчисляется как объем импорта страны после введения тарифа, умноженный на размер таможенной пошлины, и графически иллюстрируется четырехугольником 3. Эффект доходов является потерей для потребителей, поскольку их доходы изымаются государством в доход бюджета.

5. Эффект перераспределения представляет собой перераспределение доходов от потребителей к производителям продукции, конкурирующей с импортом. Интуитивно совершенно ясно, что в результате введения таможенного тарифа в первую очередь страдают потребители импортных товаров. Ведь сам факт ввоза некоторого объема товара из-за границы свидетельствует о том, что потребитель предпочитает его отечественному. Вследствие обложения этого товара импортной пошлиной потребитель будет вынужден либо тратить на его приобретение большую сумму средств, либо приобретать его в меньших количествах, либо то и другое одновременно. Таким образом, таможенный тариф, ограничивая импорт, приводит к ухудшению потребительских возможностей.

Потери покупателей, представляющие собой снижение потребительского излишка, можно подсчитать путем суммирования площадей фигур 1, 2, 3 и 4. Часть этих потерь перераспределится в пользу других категорий населения страны. В частности, дополнительный излишек производителей будет равен (соответствовать) площади фигуры 1, а доход от введения тарифа соответствует, как уже отмечалось выше, площади фигуры 3 и поступает в распоряжение правительства данной страны. В результате чистые потери и покупателей, и производителей

страны в результате введения пошлины будут соответствовать сумме площадей фигур 2 и 4.

Объединив результаты воздействия тарифа на потребителей, производителей и государственную казну, можно подвести суммарный итог влияния тарифной защиты на импортирующую страну в целом. При этом необходимо отметить, что тариф будет служить источником чистых потерь не только для импортирующей страны, но и для всего мирового хозяйства в целом. Для анализа этих потерь рассмотрим графическую модель на рис. 4.2.

Рис. 4.2. Комплексный анализ последствий введения тарифа:

MO - объем импорта в условиях свободной торговли; M1 - объем импорта в условиях

пошлины; М - снижение объема импорта в условиях пошлины

Левая часть рассматриваемой модели убедительно свидетельствует о том, что убытки потребителей превышают суммарную величину выигрыша производителей и импортных сборов, идущих в доход государства. Убытки, причиняемые стране введением тарифа, можно проиллюстрировать также при помощи модели рынка импортного товара (правая часть графика). Кривая спроса на импорт DM представляет собой разницу между тем, сколько данного товара хотят приобрести

покупатели по конкретной цене, и тем, сколько товара по этой цене готовы произвести отечественные производители данной продукции. Такая интерпретация модели позволяет изобразить абсолютные потери страны областью (2 + 4), представляющей собой треугольник, высота которого равна размеру тарифа, а основание - общему сокращению импорта. Используя данную модель, чистые потери страны от введения тарифа можно оценить, пользуясь информацией, относящейся только к импорту, и не прибегая к построению кривых спроса и предложения.

Какой же экономический смысл содержится в утверждении, что геометрически чистые потери стороны соответствуют области (2 + 4)? Нетрудно убедиться в том, что именно эта область представляет собой, по существу, преимущества от международной специализации и торговли, потерянные с введением тарифа. В частности, фигура 2 соответствует дополнительным издержкам, которые связаны с замещением импорта (15 тыс. шт.) внутренним производством. Это количество (отрезок MN) ранее привозилось из-за границы; его полная стоимость соответствовала площади фигуры 5; после введения тарифа оно производится внутри страны, и его полная стоимость равна сумме площадей фигур 2 и 5. Очевидно, что с введением таможенной пошлины государство теряет дополнительный доход, обозначенный цифрой 2.

К чистым потерям государства, вызванным введением тарифа, относится и площадь, обозначенная цифрой 4. Действительно, объем товара, соответствующий отрезку АВ (25 тыс. шт.) ранее импортировался из-за границы на общую стоимость, равную площади фигуры 6. Этот объем импорта имел полную потребительскую стоимость, которая соответствовала сумме площадей (4 + 6). Стоимость, по которой этот объем импорта приобретался государством, соответствовала площади фигуры 6. Таким образом, излишек потребителей был равен площади фигуры 4. После введения тарифа покупатели оказались лишенными возможности приобретения этой части потребительского излишка.

 

Таможенные тарифы являются трудноизменяемыми, т.к. утверждаются на уровне закона. Поэтому в наши дни предпочитают использовать нетарифные методы регулирования внешней торговли, которые можно вводить и отменять в любой момент времени.

1-ый способ вмешательства: квотирование. Это ограничение в количественном или стоимостном отношении объема продукции, разрешенным ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны (за определенный период).

Квотирование осуществляется путем продажи лицензий, что позволяет обеспечить пополнение доходной части бюджета, а также возможность выборочной политики в отношении других стран.

Предположим в страну А ввозится какое-то количество товара. Фиксируем цену. Количество товара сместится вправо. Т.е. готовы ввозить это количество товара по любой цене. График предложения смещается вправо, соответствуя величине квоты. Цена импорта будет ниже самой цены.P0 - цена до введения льготы. Товар будет продаваться по цене Pd ( между P0 и Pimp). цена между P0 и Pd – стоимость продажи лицензий (площадь 1). Слева и справа треугольники – суммарный отрицательный эффект для страны с введением квоты (доказать самостоятельно).

 

 


P0

Pd

Pimp 1

 

 

дельта Qimp

 


2-я мера – добровольные экспортные ограничения (ДЭО) – это особая форма количественного ограничения импорта, когда самистраны-экспортеры берут на себя обязательства по ограничению экспорта в страну (скорее вынужденная мера, которые возникают в результате политического давления или под угрозой более жестких мер (антидемпинговое расследование)).

12.12.12

В основном распространялись на автомобильную, текстильную и стали-литейную промышленность (в частности экспорт японских автомобилей в США).

 


P

 

 


Р0

 

Ррын ∆Р

Р мир

 

Q

Ситуация введения ДЭО аналогична наложение таможенного тарифа, т.к. ограничение импорта ведет к росту цены (дельта Р).

 

Цена выросла, то и у отечественных производителей повысились цены.

 


- деньги, которые поступают в казну. Треугольники слева и справа тоже что-то значат.

По современным требованиям ВТО запрещает ДЭО.

 

3-я мера – экспортные субсидии – это льготы финансового характера, предоставляемые государством экспортерам своей страны для расширения экспорта за рубеж.

Экспортные субсидии могут быть прямыми, т.е. выплата дотаций при выходе на внешний рынок и косвенные (это налоговые послабления, льготы страхового, кредитного типа и т.д.)

Последствия для страны негативные )практически как и любое вмешательство государства.

P

 

 

Pd

Рм

 

 

Экспорт – P<P0, импорт наоборот.

Т.к. Pм<Pd, то государство, заставляя продавать по цене Рм компенсирует Pd – Pм посредством выплаты субсидий. Прямоугольник – деньги, которые тратятся в качестве субсидий. Треугольники – общие потери страны.

При этом реальные потери гораздо больше, т.к. внутренне цены в стране повышаются, но на меньшую величину, чем субсидия, поэтому затраты бюджета еще больше растут.

В соответствии с правилами ВТО экспортные субсидии запрещены, однако они до сих пор используются. Поэтому странам импортерам разрешено принимать ответные меры, например посредством введения компенсационных импортных пошлин.

Внутренняя цена увеличится на всю величину гос. субсидий только в том случае, если будет бесконечно большой эластичность спроса на импорт на мировом рынке.

 

4-я мера – Демпинг – это продажа экспортного товара на зарубежном рынке по цене меньше, чем нормальная цена – это распространенная форма борьбы с конкурентами.

Он возникает в результате:

1. Наличия в стране экспортных субсидий.

2. Монополистическая политика дискриминации по цене, когда максимум прибыли будет получен в результате объемов.

3. Если из высоких транспортных расходов трудно выровнять внутреннюю цену Pd и экспортную.

 

В соответствии с правилами ВТО для защиты от демпинга государство-импортер может вводить анти-демпинговые пошлины, однако для их использования необходимо провести специальное расследование с целью установления факта демпинга, а также фактор ущерба от него. Но многие фирмы злоупотребляют анти-демпинговым законодательством, если они производят импортозамещающую продукцию при условии, что демпинга нет, а они утверждают, что есть. Отсюда следует рост цены импорта товаров на внутреннем рынке, а следовательно конкуренция уменьшается. Введение анти-демпинговых пошлин ведет к росту цены, а рост цены уменьшает благосостояние страны.

5-я мера – технические барьеры – самое действенное и наиболее используемая современная мера вмешательства государства в торговлю. Технические барьеры предполагают ограничение ввоза в страну товаров, не удовлетворяющих стандартам (экологическим, техническим и т.д.)







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.