Классификация функций
Функции государства классифицируются по различным критериям: Виды функций государства по характеру государственного воздействия на общественные отношения: § охранительные; § регулятивные. Охранительные функции — это деятельность государства, направленная на обеспечение охраны всех существующих общественных отношений (охрана прав и свобод граждан, зашита государства от внешней угрозы, охрана природы и др.). Регулятивные функции — это деятельность государства, направленная на развитие существующих общественных отношений (экономическая, социальная и др.); Виды функций государства по важности для общества -основные и неосновные (подфункции) (например, поддержание обороноспособности страны и создание условий для развития профессионального спорта);
Учение о классовой борьбе как метатеория представлений о государстве формировалось в период становления индустриального общества, когда социальная структура имела ярко выраженный классовый характер, когда классовые антагонизмы порождали революционные выступления пролетариата, а государство, выражающее интересы экономически господствовавшего класса и осуществлявшее организованное насилие в интересах этого класса, защищало наиболее эффективный в тех условиях социально -экономического развития. Многие взгляды Маркса, Энгельса и Ленина были обусловлены уровнем знаний ХIХ- начала ХХ века, политической борьбой, конкретно - историческими условиями.
По уровню деятельности различают федеральные органы и органы субъектов Федерации. На федеральном уровнесистема органов государственной власти включает в себя: Президента РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, а также федеральные органы исполнительной власти и суды РФ. В субъектах Федерациигосударственную власть осуществляют образуемые ими органы законодательной, исполнительной и судебной власти. По характеру выполняемых задач органы государства подразделяются на четыре вида: 1) органы законодательной власти, избираемые населением, обладающие исключительным правом на принятие законодательных актов; 2) органы исполнительной власти, основная форма деятельности которых – исполнительно-распорядительная; 3) органы судебной власти, осуществляющие правосудие и уполномоченные применять государственное принуждение; 4) органы контрольной власти, деятельность которых состоит в проверке соответствия актов и действий государственных и иных органов, их должностных лиц: а) постоянные, которые создаются без ограничения срока действия; б) временные, которые создаются на определенный срок. В зависимости от правовой основы образования можно различать государственные органы, создаваемые на базе: 1) Конституции РФ; 2) федеральных конституционных законов, федеральных законов; 3) указов Президента РФ; 4) постановлений Правительства РФ; 5) законодательных актов субъектов РФ.
На выбор новых и изменение существующих форм государства оказывают влияние разные факторы, включая : 1) внутренние: · · наличие определенной идеологии; · ступень и своеобразие экономического развития; · уровень культуры (особенно политической); · географическое положение страны, ее размеры; · национальный состав населения; · особенности социальной структуры общества; · религия и т.д. 2) внешние: · · опыт других стран; · влияние (вмешательство) во внутренние дела других государств. Влияние внешних факторов на формы государства может ослабевать или возрастать в конкретных исторических условиях. Важность выбора конкретной формы государства объясняет то, что в некоторых случаях решение этого вопроса протекает в обстановке острых конфликтов (кратковременных или продолжительных), борьбы, которая может проходить как в мирных, так и немирных формах.
Современная Россия по форме представляет собой президентскую республику с сильной исполнительной властью. Это подтверждается, во-первых, увеличением срока президентских полномочий с четырех до шести лет; во-вторых, главы регионов ныне не избираются непосредственно населением путем прямых выборов, а назначаются парламентами субъектов Федерации по представлению Президента РФ; в-третьих, он же назначает всех руководителей в системе МВД РФ, а также в системе регионов.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|