Здавалка
Главная | Обратная связь

Тема 3. ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ



Эгейское искусство

Своеобразным связующим звеном между Во­стоком и Древней Грецией являлась эгейская культура, которая существовала на островах и побережье Эгейского моря (остров Крит), мате­риковой Греции (города Микены и Тиринф), на западном побережье Малой Азии (город Троя). Расцвет этой культуры приходится на 2 тыс. до н. э.

В критской архитектуре пре­обладали обширные дворцовые комплексы. Сре­ди них выделялся своими масштабами (пло­щадь примерно 16 тыс. кв. м) и свободной усложненной планировкой Кносский дворец. Его тронный зал был украшен эмблемой в виде двусторонней секиры-лабриса, священной на Крите, поэтому дворец стали называть Лабирин­том. (Впоследствии лабиринт — нарицательное название построек с запутанной планировкой.)

В решении дворцовых интерьеров существенную роль играли деревянные колон­ны, получившие название иррациональных. Ствол колонн утолщался кверху, где он завершается капителью в виде круглого валика и ле­жащей на нем квадратной плиты. Покрытые зигзагообразными узорами, колонны усиливали впечатление живописного и динамичного реше­ния пространства.

Исполненные по сырой штукатур­ке росписи в виде фризов или панелей заполня­ли стены Кносского дворца. Здесь изобража­лась жизнь его обитателей, воссоздавался мир религиозных и мифологических образов: тор­жественные процессии, ритуальные танцы, люди, собирающие яркие цветы, кошки, охотя­щиеся на фазанов, рыбы, плавающие среди во­дорослей. «Дама в голубом» (ок. 1500 г. до н. э., Гераклион, Крит, Археологический музей, так называемая «Парижанка»). В росписях преобладали яркие, мажорные — желтая, синяя, зеленая, красная - краски. Мелкая пластика Крита, так же, как и живопись, носит изысканно декоративный, динамический ха­рактер. Это фигурки животных, коз с козлята­ми, особенно выразительные изображения быка, почитавшегося на Крите, статуэтки изящных женщин из цветного фаянса и слоновой кости со змеями в руках, вероятно, олицетворяющие богиню растительности, покровительницу всего живого.

Тонким художественным вкусом отличаются керамические вазы разнообразных форм и рас­цветок, покрытые черным лаком, по которому нанесены белой, желтой и красной краской геометрические и растительные орнаменты в виде спиралей, зигзагов, розеток, лепестков — вазы из пещеры Камарес (ок. 1800 г. до н. э., Гераклион, Крит, Археологический музей). В рос­писях ваз часто встречаются мотивы морской фауны: рыбы, звезды, раковины. К лучшим об­разцам относится ваза с осьминогом (ок. 1500 г. до н. э., Гераклион, Крит, Археологический музей). Художественная культура материковой Греции отличалась от критской большей суровостью и мощью. Наиболее ярко са­мобытность ее проявилась в монументальной архитектуре. В возводившихся на крутых холмах дворцах и поселениях (которые впоследствии получили название «акрополь», что значит «верхний город») все было подчине­но задачам обороны. Из огромных гру­бо отесанных камней складывались оборонитель­ные стены, толщина которых доходила до 10 м, высота — до 18—20 м. Древним грекам каза­лось, что только легендарные одноглазые вели­каны-циклопы могли быть их строителями. Уче­ные назвали эти стены «циклопическими». Акрополь в Тиринфе дает полное представление о планировке такого дворца. В отличие от Критского дворца-лабиринта, в Тиринфском дворце все подчинено ясному порядку, симмет­рии, чем достигнута большая цельность компо­зиции. Акрополь замыкают могучие стены, вход перекрыт тремя воротами. Центр акрополя — дворец с большим двором. Особое внимание в микенской архитектуре уделялось укреплению ворот. Центральные во­рота обширной многоярусной крепости Микен («Львиные врата», XIV—XIII вв. до н. э.) представляют величественное сооружение, сим­волизирующее могущество микенских царей.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.