Химический и лесохимический комплекс, перспективы его развития.
В этом вопросе рассматривается значение химической промышленности для дальнейшего прогресса национальной экономики. Уровень развития отрасли будет во многом определять уровень развития и создания многих конструкционных материалов. Химическая промышленность развивается в тесной связи с угольной, нефтяной, металлургической. На их базе созданы крупные коксохимические заводы, производство различных минеральных удобрений, ядохимикатов, красителей, соды, медикаментов, синтетических смол, пластмасс, моющих средств. Важнейшей основой развития многих отраслей химической промышленности Украины является коксохимическое производство. Наряду с коксом получают смолы, аммиак, бензол и др. На основе использования азота, воздуха, водорода и других составных частей коксового газа развивается производство синтетического аммиака, азотных удобрений, серной кислоты, серы, толуола, нафталина и др. Важнейшей подотраслью химической промышленности является производство минеральных удобрений, из них производство азотных удобренияй составляет 60 %. Предприятия по производству азотных удобрений размещены в Днепродзержинске, Кривом Рогу, Горловке; фосфорных удобрений - Константиновке, Сумах, Виннице, Одессе. Сырьём служат апатитовые концентраты, поступающие с Кольского полуострова, а серная кислота, необходимая для изготовления фосфорных удобрений, не производится на месте. Калийные удобрения производятся в Ивано-Франковской области (Калуш), Львовской обл. (Стебник), в Запорожье. По объему производства минеральных удобрений Украина занимает третье место в Европе после Германии и пятое место в мире после Китая. В химической промышленности широко используются кислоты. Наибольшее распространение получила серная кислота. Следует отметить, для её производства требуется серный колчедан, который завозится с Урала и Поволжья. Основными центрами производства серной кислоты являются: Сумы, Константиновка, Одесса, Винница, Горловка, Днепродзержинск, Раздолье. Украина - крупнейший производитель соды среди стран бывшего СССР. Производство соды сконцентрировано в Донбассе и в Крыму, где в качестве сырья используется поваренная соль Сивашских озер. Химическая промышленность, где функционирует более 300 предприятий, относится к сложным отраслям. В структуре химической и нефтехимической отраслей выделяют такие подотрасли: горно-химическую, основную химию, химию органического синтеза, отрасли по производству полимерных материалов, химию тонкого органического синтеза (лаки, краски, фотохимические товары), бытовую химию. Основная химическая промышленность производит соду, серную кислоту и минеральные удобрения. Производство кальцинированной соды сосредоточено в районах залегания солей и известняка в Славянске и Лисичанске, каустической соды - в Славянске, Лисичанске и Красноперекопске. Предприятия по производству серной кислоты размещены, в основном, в районах потребления серной кислоты, которая характеризуется низкой транспортабельностью. Предприятия отрасли тяготеют к основным районам и центрам химической промышленности. Они размещены вместе с производством фосфорных и азотных удобрений в Константиновке, Сумах, Виннице, Одессе, Горловке, Днепродзержинске и Лисичанске. Фосфорные удобрения производят из привозного апатита Кольского полуострова на Винницком и Константиновском химических заводах, Сумском ПО «Химпром» и Одесском заводе суперфосфата. Используют также фосфориты Кролевецкого (Сумская область), Изюмского (Харьковская) и Приднестровских месторождений. Фармацевтическая промышленность. В отрасли работает 87 предприятий и организаций, которые условно разделяют на 5 групп. К первой группе принадлежат предприятия медицинской промышленности, в состав которой входит химико-фармацевтическая промышленность, ко второй - микробиологическая, которая выпускает ферментные препараты, пищевые добавки и антибиотики; к третьей - производство товаров медицинского назначения (шприцы и тому подобное); к четвертой - производство медицинского стекла; к пятой-научно-исследовательские организации. Только 20 фармацевтических предприятий выпускают готовую продукцию (всего 600 наименований). Главная причина отставания в развитии отрасли - нехватка сырья, более половины которого приходится импортировать. Есть позитивные сдвиги в производстве медицинских препаратов: если раньше в Украине ежегодно осваивали производство 4-5 новых медикаментов, то теперь подобный объем осваивают ежемесячно. Лесная промышленность. Лесопромышленный комплекс Украины интенсивно формируется в Западных областях. Имеющиеся площади и запасы леса в целом в Украине не отвечают естественным потенциальным возможностям территории, разнообразным потребностям хозяйства и населения в древесине и другой лесной продукции. Лесохозяйственный подкомплекс состоит из двух подотраслей: лесного хозяйства и лесозаготовительной промышленности. Лесное хозяйство занимается, прежде всего, лесовоспроизводством, в том числе, расширением площадей лесов, улучшением их видового состава, повышением производительности лесов и их охраной. Залеснение Украины составляет 14,3 %. Темпы прироста покрытых лесом площадей медленные. Леса Украины разделяют на две группы. К первой группе, которая занимает 48 % общей площади лесов, принадлежат водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические и оздоровительные леса, а также заповедники, национальные парки и другие специальные леса. Вторую группу (52 % площади лесов) составляют леса, которые имеют защитное и ограниченное эксплуатационное значение. К лесохозяйственному комплексу относят также заготовку грибов, дикорастущих плодов и ягод, лекарственных растений, березового сока, меда и тому подобное. Лесозаготовки в Украине осуществляются в основном в Ивано-Франковской, Закарпатской, Волынской, Житомирской, Киевской и Черниговской областях. Объемы лесозаготовок в Украине ежегодно снижаются, 60 % древесины, которая потребляется в Украине, завозится из-за границы. В лесопильном производстве действуют60 предприятий, мощности которых колеблются в границах от 10 до 130 тыс. м3. Часть предприятий мощностью до 25 тыс. м3 составляет 30 %, до 50 тыс. м3 – 51 %, свыше 50 тыс. м3 – 19 %. Крупные предприятия в Закарпатской и Черновицкой областях, ежегодно они перерабатывают 2,3 млн. м3 древесины. Главный недостаток отрасли - отсутствие современного оборудования, мощности предприятий не загружены полностью. Оборудование для выпуска пиломатериалов используется на 19,7 %, паркета - 41,2 %, тары из древесины - 10,4 %. Древесностружечные плиты производят 13 предприятий мощностью 1100-1200 тыс. м3, тогда как потребность в этом материале составляет 2400 тыс. м3. Целлюлозно-бумажная промышленность в Украине недостаточно развита, отсюда дефицит бумаги и картона. Их производство размещено на Жидачевском целлюлозно-бумажном комбинате (Львовская область), на Рахивской картонной фабрике (Закарпатская область), Херсонском целлюлозном заводе, бумажной фабрике в Понинце (Хмельницкая область) и Малине (Житомирская область). Целлюлозу производит Измаильский комбинат в Одесской области. Важнейшей отраслью химической промышленности является производство химических волокон, ниток, пластмасс. Сырьем для их производства является целлюлоза, синтетические смолы, которые получают при переработке природного газа и угля. Большая часть химических волокон синтетические. Центры по производству полимерных материалов сосредоточены в Донбассе (Донецк, Рубежное, Горловка) и Приднепровье (Запорожье, Днепропетровск, Днепродзержинск). Химические волокна производятся в Киеве, Черкассах, Житомире, Чернигове. Эти регионы хорошо обеспечены трудовыми ресурсами и здесь сосредоточено основное текстильное производство страны. В Украине более половины производства лаков и красок приходится на Донецко-Приднепровский экономический район, одна треть – на Юго-Западный, остальное производится в Одессе и Симферополе. Производство красителей, текстильной, обувной и полиграфической промышленности сосредоточено в Рубежном (Луганской обл.), Горловке (Донецкой обл.), в Крыму. В последние годы все большее развитие в Украине получает резиново-азбестовая промышленность. Центры - Днепропетровск, Киев, Белая Церковь, Запорожье, Харьков, Одесса, Бердянск. Сажу, как важнейший компонент резины, производят из природных коксовых газов (Кременчуг, Дашава, Стаханов). При производстве резины необходим синтетический каучук, который привозится с Поволжья и Северного Кавказа. К числу химических производств Украины относится производство средств защиты растений (Первомайск, Днепродзержинск, Калуш, Мариуполь). Наметились положительные тенденции в развитии химико-фармацефтической промышленности, поскольку потребности в этой продукции возрастают. На территории Украины функционируют более 50 химико-фармацефтических заводов и фабрик (Николаев, Киев, Харьков, Одесса, Кременчуг, Львов и др.). Общий вывод: наибольший уровень концентрации химической и нефтехимической промышленности сосредоточен в трёх регионах – Донбасс, Приднепровье, Прикарпатье. Например, в Луганской области сосредоточено 17 % химической и нефтехимической промышленности страны, в Сумской – 10 %. Высокая концентрация такого производства резко ухудшает экологическую среду. Важнейшим конструкционным материалом во многих отраслях является древесина и ее продукты. Украина относится к малолесным районам Европы. Например, лесистая местность в 2,6 раз меньше, чем в среднем в бывшем СССР. Структура лесного комплекса очень специфична, так например, на долю деревообрабатывающей отрасли приходится 70 % выпуска товарной продукции, на лесозаготовительную – 10 %, целлюлозно-бумажную – 18%, лесохимическое производство - 2,4 %. Потребности в древесине удовлетворяются на 20-25 %, остальное завозится из России и других стран. Заготовка древесины производится в Карпатах, Полесье, объем вывоза древесины около 10 млн. м3. Целлюлозно-бумажная промышленность работает на основе переработки леса. Выпуск целлюлозы – 13,5 %, бумаги и картона – 2,3 % выпуска товарной продукции. Лесохимическая промышленность производит более 40 видов продукции, в том числе древесный уголь, смолы, канифоль. Центры: Корестень, Свалява, Славута (Хмельницкой обл.), Клеване (Ровенской обл.). Общий вывод: важнейшую роль в размещении и развитии лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленности играют области Карпатского региона, на долю которых приходится 34 % выпуска товарной продукции. Поскольку ряд областей этого региона имеет курортные зоны, то крайне необходимо не нарушать экологическое равновесие региона.
6. Агропромышленный комплекс и его перспективы. В шестом вопросе подчеркивается особая значимость агропромышленного комплекса. На АПК приходится около 30 % ВНП, сосредоточено 25 % основных производственных фондов и занятых работников. С другой стороны сельскохозяйственное производство является материальной основой развития многих других отраслей народного хозяйства, выпускающих товары народного потребления. Агропромышленный комплекс состоит из 4-х основных сфер: сельское хозяйство, отрасли перерабатывающие, отрасли обслуживающие и отрасли социальной сферы. Основные функции агропромышленного комплекса: надежное обеспечение сельскохозяйственной продукцией населения и перерабатывающих отраслей, эффективное использование материальных, трудовых и земельных ресурсов, сохранение и улучшение экологической среды жизнедеятельности людей; углубление интеграции, как в самом агропромышленном комплексе, так и в других отраслях национальной экономики; обеспечение высоких темпов сельскохозяйственного производства. Соотношение различных сфер АПК по объему выпускаемой продукции, наличие основных производственных фондов, количества занятых работников в структуре АПК неодинаковое. По стоимости основных производственных фондов в их общей стоимости по стране, АПК занимает третье место (15,8 %) после промышленности (32,7 %) и жилищного хозяйства. В общей земельной площади почти 30 % занимают угодья, не используемые в сельском хозяйстве (леса, кустарники, болота, пески, земли под постройками). Из всех с/х угодий (около 42 млн. га) пашни занимают более 35 млн. га. Наибольшие посевные площади расположены в областях: Одесской (2546,7 тыс.га), Днепропетровской (2482,8 тыс.га), Харьковской (2392,1 тыс.га), Полтавской (2123,7 тыс.га), Черниговской (2094,5 тыс. га), Кировоградской (2006,7 тыс.га). В последние годы посевные площади в Днепропетровской, Кировоградской, Полтавской, Николаевской областях сократились и увеличились посевные площади в Ровненской, Волынской, Житомирской областях. Таблица 7.6. Структура посевных площадей Украины, %.
Зерновые культуры занимают свыше 50 % посевных площадей, резко возрастают посевные площади под кормовые культуры, уменьшаются площади под картофель и овощи. В Украине основными зерновыми культурами являются: пшеница озимая, рожь озимая, пшеница яровая, ячмень яровой, кукуруза, рис, овес, гречиха. Средняя урожайность зерновых культур от 15-30 ц с га, безусловно, по этому показателю мы отстаем от многих европейских стран. Например: Финляндия (35 ц с га), Дания (55-60 ц с га), Германия (45-50 ц.с га). Среди технических культур первое место занимает сахарная свекла, которая выращивается в областях: Винницкая, Хмельницкая, Черкасская, Полтавская, Тернопольская, Днепропетровская. Средняя урожайность примерно 300 ц с га. Второе место занимает подсолнечник, который выращивается в таких областях: Луганская, Кировоградская, Донецкая, Днепропетровская, Запорожская, Николаевская, Одесская. Средняя урожайность подсолнечника 15-17 ц с га. Далее идут такие технические культуры как лен-долгунец, который выращивается в Житомирской, Черниговской, Киевской, Волынской, Ровенской, Львовской, Ивано-Франковской и Сумской областях. Конопля выращивается в Днепропетровской, Николаевской, Сумской, Черниговской, Полтавской областях. Махорка - в Сумской, Черниговской, Полтавской, Черкасской областях. Табак - в Крымской, Закарпатской, Хмельницкой, Житомирской, Ровенской, Волынской, Киевской. Основными областями выращивания картофеля являются: Черниговская, Житомирская, Ровенская, Волынская, Сумская области, средняя урожайность 120-130- ц. с га. Овощи выращиваются практически во всех областях. В основном это: помидоры, огурцы, перец, баклажаны, капуста, лук, свекла, бахчевые (арбузы, дыни, кабачки, патиссоны). Среди выращивания кормовых культур особое место занимают многолетние травы, однолетние и кормовые корнеплоды. Однако 30 % посевных площадей приходится на кукурузу. Относительно неплохо в Украине развито садоводство и виноградарство, почти во всех регионах страны. Далее анализируются проблемы развития и размещения животноводства, подчеркивается особая значимость этой отрасли с/х производства. В первую очередь, животноводство удовлетворяет потребности населения в мясо-молочной продукции, а также снабжает легкую и пищевую промышленности необходимым сырьем. Однако, следует отметить, что уровень развития животноводства определяется многочисленными факторами и, прежде всего, это уровень специализации, наличие кормовой базы и трудовых ресурсов, степень технической оснащенности животноводства, состояние и уровень племенной работы и т.д. На сегодня в Украине, в этой отрасли сложилась следующая структура поголовья по категориям (табл. 7.7). Возникают некоторые тенденции: поголовье скота, птицы резко сократилось по сравнению с 1980 г, когда АПК достиг наилучших результатов. Итак, поголовье крупного рогатого скота сократилось с 25,3 млн. до 55,3 тыс. голов; свиней с 19,7 млн. до 87,9 тыс. голов в 2011 году. Сокращение поголовья скота и птицы оказало отрицательное влияние на развитие перерабатывающих отраслей. Пищевая промышленность сократилась в 10 раз, мясная в 5 раз, сахарная в 3 раза, масложировая и мукомольная в 2 раза, комбикормовая в 8 раз. Таблица 7.7. Структура поголовья скота по категориям
Средний надой молока на одну корову в год около 3000 литров (наибольший надой в Черновицкой области – 3580 л, наименьший в Черниговской - 2537 л). Наряду с размещением и развитием вышеперечисленных пород скота, в сельском хозяйстве, в последние годы, хорошо развивается птицеводство, рыболовство, пчеловодство и созданы зверофермы в которых разводят серебристо-черную лису, норку, нутрию, голубого песца,страусов В степных областях разводят тутовых и дубовых шелкопрядов. В данном вопросе представлена специфика размещения отраслей АПК, на размещение которых влияют природно-климатические условия, уровень развития технической основы производства, обеспеченность трудовыми ресурсами и наличие крупных потребителей продукции. Основная часть продукции, которая производится в сельскохозяйственном производстве, перерабатывается в пищевой (45 %), мясной (30 %), молочной (30 %) отраслях промышленности. В структуре промышленного производства Украины легкая промышленность занимает четвертое место по стоимости валовой продукции - 12,4 %. Ведущее место, среди отраслей легкой промышленности принадлежит текстильной. Центрами текстильной промышленности являются: Херсон, Тернополь, Донецк, Полтава, Киев, Львов, Макеевка. Предприятия трикотажной промышленности размещаются в городах: Киев, Харьков, Днепропетровск, Донецк, Львов, Одесса, Николаев, Черновцы, Житомир. Швейная промышленность размещается равномерно по всей территории. Кожевенно-обувная промышленность развита в Киеве, Луганске, Львове, Харькове, Днепропетровске, Запорожье, Одессе, Николаеве, Бердичеве. В общем объеме производства продукции легкой промышленности главная роль принадлежит Юго-Западному экономическому району, на втором месте находится Южный экономический район. Пищевая промышленность на Украине была относительно развитой отраслью еще до революции (особенно такие отрасли как: сахарная, ликероводочная и табачная). В настоящее время в структуру пищевой промышленности входит свыше 20 отраслей, важнейшими из которых являются сахарная, мясная, мукомольная, маслосыродельная, винодельная, маслобойная, консервная, рыбная, соляная, производство цельномолочной продукции и др. Наибольший удельный вес в пищевой промышленности занимает производство сахара (по производству сахара на душу населения Украина опережает многие страны). Производство сахара сосредоточено в Винницкой, Хмельницкой, Полтавской, Тернопольской, Одесской, Харьковской, Кировоградской областях. Сахар-песок производится в 7-10 областях из 25 областей страны. Мясная промышленность развивается во всех регионах, крупное производство сосредоточено в таких городах: как Харьков, Полтава, Одесса, Черкассы, Винница, Днепропетровск и в городах Донбасса, а предприятия средней мощности расположены в районах производства сырья и потребления продукции. Молочная промышленность развита во всех регионах страны. Наибольшее производство молочной продукции сосредоточено в Киевской, Винницкой, Днепропетровской, Черниговской, Сумской, Хмельницкой областях. Производство растительного масла сосредоточено в основном в степной зоне, в городах Полтава, Днепропетровск, Харьков, Одесса, Кировоград, Запорожье, Черновцы, Винница. Производство плодово-овощной продукции развито в степной и лесостепной зоне в областях: Херсонской, Крымской, Николаевской, Одесской, Кировоградской, Тернопольской, Закарпатской. Проблемы и перспективы развития АПК Агропромышленный комплекс Украины имеет благоприятные возможности для развития всех сфер, входящих в АПК, однако существует целый ряд проблем экономического и социального характера, которые отражаются на экономике страны. Это прежде всего: - нерациональное использование земельных ресурсов, несоблюдение агротехники, севооборота; - резкое сокращение с/х земель, находящихся в производстве; - высокий уровень безработицы в сельской местности, сезонность в работе; - устаревшая материально-техническая база, высокий уровень физического и морального износа основных производственных фондов; - большое отставание социальной инфраструктуры АПК. Так, например, из 28785 сельских поселений - 16772 села не имеют почты; 3775 сел не имеют торговых предприятий; 9485 сел не имеют медпунктов; 13756 сел не имеют школ; 420 сел не имеют источников питьевой воды; 240 сел безлюдные; 5095 сел вымирающие и т.д. В этой связи перед государством, с целью преодоления кризисных явлений в АПК, стоит задача ускорения аграрной реформы, направленной на создание эффективного агропромышленного производства и повышение уровня переработки сельскохозяйственной продукции и ее хранения. 7. Транспортный комплекс и его перспективы. Транспорт является важнейшей сферой материального производства, а кроме того, он решает многие социальные задачи. В этой связи, представляется необходимым изложить основные функции транспорта: - обеспечение транспортных связей между различными отраслями, предприятиями, регионами; - углубление и развитие интеграции экономики Украины в мировое хозяйство; - улучшение среды жизнедеятельности людей; - укрепление обороноспособности страны. Украина располагает всеми видами современного транспорта: железнодорожным, морским, речным, автомобильным, трубопроводным, воздушным, городским и электронным. О роли того или иного вида транспорта в экономике свидетельствует структура грузоперевозок всех видов транспорта за 2011 год. Весь груз перевозят следующие виды транспорта: трубопроводный, железнодорожный, морской, автомобильный, воздушный, речной (табл. 7.8). Таблица 7.8. Грузооборот по видам транспорта (тыс.тонн)
Следует также отметить, что основными видами транспорта по перевозке людей остаются железнодорожный и автомобильный транспорт, (около 80 % пассажиров). Железнодорожный транспорт имеет первостепенное значение в обеспечении экономических связей между экономическими районами, предприятиями, странами, населением различных регионов. Первая железная дорога в Украине была построена в 1861 году (Львов-Перемышль), вторая - в 1865 году (Одесса- Балта). В 1871-1872 годах железные дороги Донбасса были соединены с железной дорожной сетью России. В 1884 году было закончено строительство железной дороги Донбасс-Кривой Рог через Екатеринослав (ныне Днепропетровск), а в 1904 году второй железной дороги через Каменку (Днепродзержинск). До 1890 года все важнейшее города Украины были соединены с помощью железных дорог с Россией. На период 1913 года - общая эксплуатационная длина железных дорог составила 15,6 тыс.км, в 1940 году - 20,1 тыс. км, в 1980 году - 22,5 тыс. км, в 2010 году - 22,8 тыс. км. С высоким уровнем развития транспорта выделяются регионы - Донбасс, Приднепровье, Львов. Густота железных дорог высокая в Донецкой, Днепропетровской, Львовской, Черновицкой областях. Менее насыщенны железными дорогами северные части Волынской, Ровенской областей, а также отдельные районы Херсонской области. Основными железными дорогами Украины являются: Харьков - Курск - Москва; Мариуполь - Донецк - Курск - Москва; Донбасс - Мариуполь - Рязань - Москва; Харьков - Запорожье - Симферополь; Харьков - Кременчуг - Одесса; Одесса - Киев; Киев - Харьков; Киев - Львов - Чоп; Харьков - Днепропетровск - Херсон; Дебальцево - Синельниково [i]Днепропетровск - Кривой Рог. Из общего числа протяженности железных дорог (22,8 тыс. км) - 7,8 тыс. км электрофицированы. Специализация железнодорожного транспорта определяется спецификой промышленного производства. Это прежде всего продукция горнодобывающей, металлургической промышленности, машиностроения, химии и нефтехимии, строительных материалов и др. Железнодорожный транспорт очень тесно связан со всеми другими видами транспорта. Важное значение в Украине имеет водный транспорт. Украина является морской державой и, поэтому четвёртое место в структуре перевозок принадлежит морскому транспорту (более 8 %). Территория Украины омывается водами двух морей: Черного и Азовского, а поэтому исторически в IV - VI век на Черном море осуществлялось мореплавание в различные страны (Византия, Турция), известны истории и походы киевских князей на Константинополь. После победы над Турцией в 80 годы XVII ст. и переходе к Российской Империи южного Причерноморья и Приазовья, возникли морские порты Херсон - 1778 г., Одесса - 1794 год, Севастополь - 1788 год, а в Николаеве и в Севастополе было создано судостроительное производство. На сегодняшний день основными портами являются: Мариуполь, Одесса, Херсон, Николаев, Севастополь, Измаил, Керчь, Феодосия. Функционируют две переправы: Ильичевск - Варна и через Керченский пролив. Речной транспорт в Украине развит слабо, используются, главным образом, судоходная река Днепр и его притоки - Десна и Припять. Судоходными являются и Южный Буг, Дунай, Северный Донец, Днестр. Общая длина судоходных рек более 44 тыс. км, в том числе с обустроенной обстановкой более 3,9 тыс. км. Имеется ряд каналов, которые используются речным транспортом (Днепро - Бугский канал и др.). Автомобильный транспорт. Во-первых, занимает третье место среди всех видов транспорта по грузоперевозкам и второе по перевозкам пассажиров. Во-вторых, используется, главным образом, для перевозок на небольшие расстояния, а, кроме того, он удобен для транспортировки грузов и пассажиров, отдалённых от железных дорог и судоходных рек. Большая роль автомобильного транспорта во время уборки урожая и, в целом, в обслуживании с/х производства. Общая протяженность автомобильных дорог в Украине более 160 тыс. км. Одной из проблем автомобильного транспорта является отсутствие дорог с твердым покрытием во многих сельских районах и плохое состояние многих республиканских дорог. Основными магистралями являются: Москва - Киев - Львов _ Ужгород; Санкт-Петербург - Одесса; Москва - Харьков - Севастополь; Киев - Донецк; Харьков - Ростов-на-Дону; Киев - Днепропетровск - Донецк. Крупные узлы автодорог: Киев (8 направлений), Харьков (6 направлений) и практически все областные центры. Рассмотрим роль таких видов транспорта как: воздушный,трубопроводный, городской. В общем объеме грузоперевозок воздушный и городской не занимают ведущих позиций, но играют очень важную роль. Например, воздушный транспорт выполняет такие функции, которые не смогут так эффективно выполнить другие виды транспорта, это - санитарные перевозки, оказание экстренной помощи по перевозке людей из мест чрезвычайных бедствий, при ликвидации природных катаклизмов, аэрофотосъемки, химическая обработка посевов, борьба с лесными пожарами. Основными центрами воздушного транспорта являются: Киев, Симферополь, Одесса, Донецк, Днепропетровск, Луганск, Харьков, Львов, Запорожье, Мариуполь, Винница, Ужгород, Черновцы и др. Роль этого вида транспорта будет возрастать в дальнейшем. Специфическим видом транспорта является трубопроводный, так как для него существует ограниченное количество видов ресурсов, которые возможно перекачивать на расстояния - это нефть, газ, аммиак, этилен. Первый газопровод в Украине был проложен в 20-х годах в Прикарпатье Дашава - Дрогобыч (1924 г.), Дашава - Львов (1929 г.), Дашава - Киев (1948 г.). В связи с истощением природных ресурсов в этих регионах газ стал поставляться из других регионов. Основные газопроводы: Шебелинка -Харьков; Шебелинка - Бердянск; Шебелинка -Днепропетровск - Кривой Рог; Одесса - Кишинев; Шебелинка - Диканька. Через территорию Украины проходят газопроводы Северный Кавказ - Москва; «Союз», «Прогресс», а также нефтепроводы: Куйбышев - Лисичанск - Кременчуг _ Херсон, «Дружба». В последние годы построены трубопроводы: аммиакопровод - Тольятти - Горловка _ Одесса; этиленпровод – Ленинварош - Калуш и др. Следует отметить, что только около 50% нефти и газа транспортируется по трубопроводам, а другую половину перевозит железнодорожный транспорт. В этой связи перед Украиной возникла острая проблема в развитии трубопроводного транспорта и, особенно, для развития Донецко-Приднепровского экономического региона, а также продолжение нефтепровода Одесса - Броды - Гданьск (Польша). Городской пассажирский транспорт занимает очень важное место в функционировании предприятий и населенных пунктов, к городскому пассажирскому транспорту относятся: метрополитен, трамваи, троллейбусы, автобусы и такси. Самым удобным для перевозки пассажиров считается метрополитен. На сегодняшний день метрополитены функционируют в Киеве (1960 г.), Харькове (1978 г.), Днепропетровске (1995 г.), с общей протяженностью пути свыше 60 км. В перспективе в Днепропетровске будут построены и сданы в эксплуатацию вторые и третьи линии, так, например, следующая очередь метро будет идти от станции Привокзальной до Исторического музея. Во всех городах и населенных пунктах функционирует трамвайно-троллейбусное и автобусное сообщение. Между населенными пунктами, в основном функционируют автобусы. Первая трамвайная линия появилась в Киеве в 1892 году, Львове - в 1894 году, Днепропетровске – в 1897 году, в конце 70-х годов появились скоростные трамваи. Первая линия скоростного трамвая появилась в Києве 1987 году, потом в Кривом Общие выводы: все виды транспорта должны развиваться в основном за счет интенсивных факторов, совершенствования структуры перевозок, уменьшения материальных затрат, рационального использования всех ресурсов, повышения качества обслуживания. Проблемы и перспективы размещения и развития транспорта: - обновление морально и физически изношенного парка; - унификация транспортного законодательства, соответствующего международному праву; - создание благоприятного инвестиционого климата для инвесторов; - решение вопросов по компенсации доходов от льготных перевозок населения и регулирования тарифов; - создание свободных экономических зон (СЭЗ) разных типов; - интеграция транспорта Украины в международную транспортную систему. (На сегодня через территорию Украины проходят три транспортных коридора и 9 Европейских). Это № 3 Берлин - Киев; Триест - Львов; № 5а Братислава - Чоп - Львов; № 5б Риска – Постодна – Львов - Минск; № 9 Александрополис - Пловдив - Бухарест - Кишинев - Кучурган - Раздольная - Жмеринка - Киев - Нежин – Чернигов; Горностаевка - Жлобин - Витебск - Санкт-Петербург - Хельсинки; - утверждение роли Украины, как транзитной страны; - развитие транспортных коридоров Европа – Азия; Украина – Кавказ; Европа - Кавказ - Азия и т.д.
Суть, структура промышленности строительных материалов. Важнейшими подотраслями являются: производство железобетонных, стеновых, рулонных, кровельных и гидроизоляционных материалов, асбестовых, цементных труб и шифера, добыча и переработка нерудных строительных материалов, цементная промышленность, производство строительной керамики и стекла. Производство сборного железобетона и железобетонныхконструкций. Основная продукция этой отрасли - железобетонные конструкции для промышленного, гражданского, гидротехнического, путевого и других видов строительства (производство стенных материалов, блоков для фундаментов домов, межэтажных перекрытий, архитектурных деталей, несущих арок, цехов, железобетонных свай, мостовых балок). В стране действуют 25 производственных объединений по изготовлению комплектов сборных железобетонных конструкций и деталей, основными из которых являются Харьковское, Львовское, Криворожское, Луганское, Сумское. Предприятия, которые производят сборный железобетон для гидротехнического строительства, есть в Каховке (Херсонская область), Новомосковске (Днепропетровская область), Одесская область. Сборные железобетонные конструкции для мостов и путевого строительства изготовливают в Киеве, Виннице, Житомире, Львове; железобетонные сопротивления и другие конструкции для сооружения линий электропередач и связи - Светловодске (Кировоградская область), Тернополе, Белой Церкви (Киевская область), Мерефе (Харьковская область). Домостроительные комбинаты находятся во всех областях страны, мощнейшие - в Киеве, Донецке, Луганске, Запорожье, Одессе. Проблемы и перспективы строительного комплекса Украины: - перевод производства цемента от технологии «мокрым способом» к технологии «сухим способом» (в стране 85% цемента производится «мокрым способом); - максимальное использование в строительстве многочисленных отходов производства тепловых электростанций, горной и химической промышленности; - применение новейших технологий и материалов, ресурсосберегающих и трудосберегающих технологий при строительстве промышленных, жилых объектов и автодорог; - создание благоприятного инвестиционного климата, как для отечественных, так и для иностранных инвесторов; - создание лизинговых организаций по прокату (аренде) строительной техники и средств малой механизации (4-5 лизинговых предприятий в регионе); - освобождение строительных организаций от содержания на своих балансах жилищно-коммунального хозяйства; - разработка единой государственной технической и градостроительной политики. Тема 8:Экономические районы Украины: состояние и перспективы развития. План
1. Общая характеристика экономических районов Украины. Валовой продукт экономического района (%)
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|