Здавалка
Главная | Обратная связь

Еще раз о научной гипотезе



 

Гипотезы возникают в сознании диссертанта в процессе насыщения информацией обо всем круге проблем из проблемной области и выделения среди них наиболее значимой.

Главная проблема исследования задает направление поиска решений и накладывает ограничения на их характер. Постановка проблемы связана с гипотезой новизны и обозначением полезности предполагаемых результатов исследования. Гипотеза позволяет в общих чертах представить гипотетический результат, конкретизировать цель, к которой стремится диссертант в своем исследовании.

Сначала выдвигаются общие принципы, которые затем конкретизируются и на этой основе развертывается система авторских взглядов на варианты решения рассматриваемой проблемы. Гипотеза, отражая потенциально верное знание, справедливость которого подтверждается в результате исследования, необходима для того, чтобы сделать осознанным движение в выбранном направлении.

Но гипотеза должна формироваться в рамках той предметной области, в которой исследуется проблема для того, чтобы не разрушить систему, включающую такие элементы как: проблема (обусловленная нуждой и актуальностью) - объект – предмет – цель и гипотетический вариант ее достижения – тема исследования.

На начальном этапе написания диссертационной работы подробное описание гипотезы может представлять собой своеобразное введение в диссертационное исследование, которое затем корректируется.

Если в качестве гипотезы, а не произвольной догадки, выдвигаются общее понимание существа проблемы и общее представление о путях ее разрешения, то в качестве первых аргументов используются и логика доказательства, и апелляции к авторитетным ученым, и свидетельства практики.

Учитывая, что одно и то же явление реальной действительности может быть объяснено с помощью различных моделей, различных гипотез, следует, прежде, чем остановить свой выбор на какой-либо из них, попытаться составить варианты возможных решений на различных языках описания, подходя к рассмотрению проблемы с различных точек зрения, не забывая при этом о границах предметной области исследования.

Выделяют два класса гипотез: описательный и объяснительный. Описательные гипотезы представляют собой предположение о форме связей между наблюдаемыми явлениями, а объяснительные – предположения о связях между наблюдаемыми явлениями и внутренней их первопричиной.

С гипотезы начинается поэтапное продвижение в иерархии знаний: гипотеза, предположение; теория, концепция; закономерность; закон. То есть в случае подтверждения гипотезы, она становится теорией и, в итоге, законом. Задача диссертанта из множества гипотез (опираясь на сформулированные критерии) выбрать одну, наилучшим образом объясняющую наблюдаемые явления, чтобы положить ее в основу новой теории.

Теоретическая модель исследования, как правило, включает не одну, а несколько гипотез решения проблемы. Такая модель включает определение основных понятий и совокупность взаимосвязей и факторов, рассматриваемого явления, выявленных как в статике, так и в динамике исследуемой проблемы.

Диссертационное исследование может быть ориентировано либо на получение единственного варианта решения рассматриваемой проблемы, либо на определение возможных вариантов отражения реального положения дел с последующим анализом этих вариантов. Наличие альтернативных гипотез выступает важной предпосылкой научного прогресса и получения сценарных вариантов результатов исследования.

Гипотезы рождаются в результате ассоциативного мышления диссертанта на основе располагаемой им базы данных левого и правого полушария головного мозга и проявляются виде различных моделей: вербальных (словесных), графических, математических и иных. Подобные модели затем обрастают фактами, статистическими данными и первичной информацией, добытой диссертантом в результате полевых, а не кабинетных исследований.

Содержание гипотезы позволяет точнее сформулировать тему диссертационного исследования.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.