БИБЛИОТЕЧНЫЙ КОЛЛЕКТИВ
Коллектив — высшая стадия развития организованного сообщества людей, направленная на достижение социально значимых целей и объединяющая своих членов как самим процессом совместной деятельности, так и ее организации, системой стимулирования. Коллектив характеризует высокая сплоченность в основных или во всех сферах жизнедеятельности, доминирование принципов товарищества в развитии деловых и личностных отношений, преобладание общественного самоопределения над индивидуальным. Основными факторами формирования коллектива являются: • применение групповых и коллективных форм организации совместной деятельности; • создание системы функциональной, материальной, информационной, организационной, управленческой взаимосвязанности и взаимозависимости членов коллектива; • обеспечение компетентного руководства и положительного личного примера руководителя; • целенаправленное формирование самосознания коллектива, ориентация его на самосовершенствование и превращение в субъект управления. Библиотечный коллектив является разновидностью социальной группы и характеризуется совместной общественно необходимой деятельностью, разделением функций между членами коллектива, обменом информацией, наличием межличностных отношений профессионального, коммуникативного, личностного характера. Каждый библиотечный коллектив имеет свою структуру, свои специфические признаки формирования, развития. Коллектив работников библиотеки представляет открытую подсистему, вступающую в процессе своей деятельности в контакты с другими организациями и коллективами, а также с многочисленными читате- Библиотечный коллектив лями библиотеки. Поэтому психологический климат коллектива во многом зависит от социального статуса, престижа библиотеки. Коллектив является основной сферой приложения способностей, реализации потребностей и интересов личности. Признаком коллектива является социально-психологическая общность, создающая целостность группы. Особенностью любого коллектива является наличие в нем малых групп, существование неформальных групп. Если такая группа устойчива, обладает духом общности (так называемым «мы»), то она способна приобрести свойства самостоятельной малой группы, обладающей определенным влиянием на коллектив в целом. В таких малых группах формируются нравственные групповые нормы. В каждой малой группе внутри трудового коллектива всегда найдется один или несколько наиболее влиятельных работников, которые во многом определяют мнения, суждения и обязанности поведения остальных. Этих людей называют неофициальными лидерами, а их инициативное влияние на коллектив — лидерством. Лидеров коллектива можно выявить с помощью проведения социологических (социометрических) исследований. Поведение людей как членов трудовой организации определяется их положением в формальной структуре коллектива — должностями, рабочими местами, квалификацией, а поведение участников малых групп — положением в неформальной структуре коллектива. В формальной структуре коллектива взаимоотношения людей осуществляются не просто по их личному желанию и воле, а по определенной, заранее обусловленной форме — в виде правил, зафиксированных регламентирующими документами. В неформальной структуре правила поведения нигде не записаны, человек может изменить их, но его действия негласно контролируются наблюдающими за ним сослуживцами. Формальная структура требует от участников согласования своих действий в соответствии с официальными общественными требованиями, с их должностным положением в принятой организационно-управленческой структуре. Неформальная структура коллектива существует в нем наряду с формальной и характеризуется эмоциональными взаимоотношениями. В сплоченном трудовом коллективе формальные и неформальные структуры слиты воедино, эмоциональные связи работников строятся на основе их деловых взаимоотношений, и, тем не менее, могут возникать ситуации, когда поведение человека в значительной степени зависит от его межличностных контактов в рамках той или иной структуры. Основное свойство неофициальной структуры — неоднородность личных позиций ее членов. Так, одни работники влиятельны и авторитетны, другие — более зависимы в своих личных мнениях от поведения авторитетных коллег. В библиотеках обычно работают люди различных возрастов и различных интересов, что создает неоднородность эмоциональных взаимоотношений. Нельзя забывать и о таком понятии, как психологиче- 274_________________________ Управление библиотечным персоналом ская несовместимость, а необходимость тесного общения может раздражать, вызывать отрицательные эмоции. Библиотечные коллективы, за редким исключением, — женские, что делает их эмоционально более напряженными и уязвимыми. Напряженность чаще всего связана с личными отношениями в коллективе, реже — с деловыми. Улучшение коммуникативных межличностных отношений для библиотечного коллектива имеет решающее значение. Межличностные отношения — субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Межличностные отношения могут быть официальными и неофициальными, деловыми и личностными, рациональными и эмоциональными; отношениями руководства и подчинения. Официальными являются отношения, возникающие между людьми на должностной основе, они фиксируются законом, регулируются официально утвержденными положениями, соответствующими правилам и нормам. Неофициальные отношения складываются на базе личных взаимоотношений людей. Для них не существует соответствующей юридической основы, общепринятых законов, твердо установленных норм. Деловые отношения возникают в связи с совместной работой или по ее поводу, а личные — как отношения, складывающиеся между людьми независимо от выполняемой работы. В рациональных межличностных отношениях на первый план выступают знания людей друг о друге и объективные оценки, которые им дают окружающие. Эмоциональные отношения — это, напротив, оценки субъективные, основанные на личном восприятии человека человеком, такие отношения сопровождаются положительными или отрицательными эмоциями, они далеко не всегда основаны на действительно объективной информации о человеке. В процессе общения в коллективе возникает определенный социально-психологический климат. Среди основных факторов социально-психологического климата в трудовом коллективе можно отметить взаимоотношения по вертикали и горизонтали, стиль и нормы общения, организацию и условия труда, систему стимулирования. В зависимости от состояния этих факторов складывается более или менее устойчивый эмоциональный настрой членов коллектива. Существует прямая положительная связь между состоянием социально-психологического климата и эффективностью совместной деятельности. Большое значение в создании благоприятного социально-психологического климата в библиотеках имеет состав коллектива с точки зрения психологической совместимости его членов. Коллектив библиотеки может быть образован с помощью специального подбора людей с учетом наилучшего сочетания их психолого-физиологических качеств, способнос- Библиотечный коллектив тей. Это может обеспечить высокую эффективность работы коллектива, создает необходимый психологический комфорт в межличностных отношениях. Такой подход предполагает сложную систему отбора: анкетирование, тестирование, собеседование при приеме на работу новых сотрудников. Определенный психологический отбор сотрудников в коллективе идет постоянно, естественным путем. В коллективе закрепляются люди, деловые и личностные качества которых соответствуют установленным нормам, правилам, традициям. Принятые в коллективе нормы делового взаимодействия складываются в служебный этикет, диктующий правила поведения в ситуациях, когда люди выступают в официальных ролях руководителя или подчиненного, вышестоящего начальника и коллеги. Эти правила регулируют образ действия сотрудников, линию поведения в сложные моменты. Служебный этикет формирует стиль отношений в коллективе, в котором очень тесно переплетаются формальные и неформальные элементы служебного взаимодействия. Служебный этикет включает в себя такие неформальные элементы, как настроение, манеру приветствия и обращения руководителя к сотрудникам, формы и методы критики. Благоприятный социально-психологический климат характеризуется бодрым, мажорным настроением членов коллектива, который отличают сплоченность, взаимовыручка, взаимопомощь, взаимоуважение. При таком климате практически отсутствуют или имеют незначительное место конфликты. Среди причин его ухудшения можно отметить неблагоприятную производственную обстановку, напряженные отношения между членами коллектива, трения и конфликты, прежде всего, по поводу отношения работников к основным производственным обязанностям и распределению работы. Конфликтные ситуации в коллективе могут быть: • горизонтальными и вертикальными (в зависимости от направленности воздействия — между членами коллектива и между руководителем и подчиненным); • антагонистическими и компромиссными (в зависимости от способа разрешения); • открытыми, скрытыми, потенциальными (в зависимости от степени выраженности); • межгрупповыми, межличностными, внугриличностными (в зависимости от количества участников); • организационными и эмоциональными (в зависимости от природы возникновения). В числе наиболее частых причин, вызывающих конфликтные ситуации, можно выделить: противоречивость целей группы и отдельных ее членов; устарелость организационных структур, их нормативно-правовой базы, час- 276_____________________________ Управление библиотечным персоналом тичное или полное отсутствие материальных стимулов; недостаточный уровень компетенции и профессионализма; нечеткое разграничение прав и обязанностей; неблагоприятные условия организации труда и т. д. Возникающие в коллективе конфликтные ситуации необходимо как можно быстрее и разумнее разрешать. Для этого анализируют ситуацию, управляют ее развитием, прогнозируют последствия, стремятся извлечь из нее положительный эффект. Существуют разные пути преодоления конфликтов — позитивный и негативный (при первом устраняются причины, мешающие нормальной согласованной деятельности людей, при втором удаляется одна из конфликтующих сторон); педагогический (используется при разрешении межличностных конфликтов и основан на убеждении, внушении); административный (используется при разрешении конфликтов, вызванных организационно-производственными недостатками, и предполагает осуществление ряда мероприятий, связанных с улучшением условий труда, упорядочением системы материального стимулирования, совершенствованием подбора и расстановки кадров). Следует помнить, что конфликтные ситуации не неизбежны, их можно предупредить, если знать их источники, причины и пути профилактики. Одним из надежных путей предупреждения конфликтных ситуаций является правильный подбор кадров и их рациональная расстановка с учетом совместимости характеров; четкая организация труда; авторитетность руководителя; установление организационной культуры; справедливое моральное и материальное стимулирование членов коллектива. Особую роль среди факторов, формирующих социально-психологический климат коллектива, играет руководитель, который, находясь в постоянном контакте с его членами, может регулировать социально-психологический климат, учитывая индивидуальные особенности каждого, его достоинства и недостатки, потенциальные возможности. Ориентация руководителя на дело и интересы других, его моральная устойчивость являются основными условиями создания в библиотечных коллективах оптимального психологического климата. Коллектив и руководитель должны взаимодействовать, являясь полноправными партнерами в своей деятельности. Главным инструментом управления должно быть стимулирующее воздействие и социально-психологические методы, налаживание прочных связей с людьми, чуткое реагирование на настроения и мнения, возникающие в коллективе, способность убеждать, стремление добиться поддержки решений руководителя. Для создания благоприятного социально-психологического климата руководителю необходимо мобилизовать все свои коммуникативные качества: аргументированно распределять между работниками полномочия и ответственность, прислушиваться к советам подчиненных, учитывать их Мотивация деятельности в библиотечном коллективе_____________ 277 индивидуальные потребности в достижении согласованных целей и в продвижении по службе, отстаивать их интересы перед вышестоящим руководством, строить все отношения с ними на доверии и уважении. В результате в коллективе создаются условия, практически исключающие возникновение конфликтных ситуаций. Эффективное регулирование социально-психологических отношений в коллективе нуждается в соответствующем информационном обеспечении и организации. Информацию дают конкретные социологические исследования, специальные опросы, интервью, социометрические измерения. При этом особое внимание должно уделяться выявлению профессиональной, социально-демографической (возраст, пол, семейное положение), психологической (интересы, потребности, ценностные ориентации) структуры коллектива; отношению к труду и степени идентификации (удовлетворенность выполняемой работой, принадлежность к данной группе и т. д.). Социометрические сведения способствуют уточнению реальной психологической ситуации в коллективе (в частности, подсказывают пути достижения минимума контактов между людьми, питающими антипатию друг к другу) и установлению в коллективе приемлемых отношений. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|