МОТИВАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БИБЛИОТЕЧНОМ КОЛЛЕКТИВЕ
Одна из важнейших функций руководителя — сделать вверенные ему человеческие ресурсы наиболее продуктивными, создать условия для максимальной самореализации подчиненных. Во многом успех работы библиотечного коллектива зависит от того, какие методы управления применяет руководитель, может ли он опираться на интересы людей, мотивировать персонал. Мотивация — это система факторов (движущих сил), побуждающих человека к деятельности, придающих этой деятельности определенное направление и содержание. В основе современного понимания мотивации лежат две идеи: потребности человеческой деятельности и оценка этой деятельности социальным окружением и самой личностью. Согласно теории мотивации, истинные побуждения, которые заставляют человека трудиться эффективно, очень сложны. Теории мотивации описывают структуру потребностей и отвечают на вопрос «Что побуждает человека к деятельности?». Психологи утверждают, что человек испытывает потребность, когда он ощущает недостаток чего-либо физиологически или психологически. Исходя из этого потребности классифицируют на первичные и вторичные. Первичные потребности являются физиологическими (потребность в пище, воде, потребности дышать, спать), а вторичные потребности — психологическими (потребность в успехе, уважении и т. д.). Управление библиотечным персоналом Потребности работников в определенной степени различаются в зависимости от нескольких причин: от возраста; вида трудовой деятельности; уровня профессиональной подготовки; природно-климатических условий; национальных особенностей; традиций, обычаев, привычек, черт характера; семейного положения и т. д. Потребности служат мотивом к действию. Мотив — это преимущественно осознанное внутреннее побуждение личности к определенному поведению, направленному на удовлетворение тех или иных потребностей. Когда потребность ощущается человеком, она пробуждает в нем состояние устремленности, что и лежит в основе мотивации. Существует довольно много теорий о мотивации, и в зависимости от предмета анализа их можно разделить на: 1. Теории, в основе которых лежит специфическая картина работника-человека. Эти теории исходят из определенного образа работника, его потребностей и мотивов («XY-теория» Макгрегора, теория человеческих отношений, теория «Z» Оучи). 2. Внутриличностные теории, которые анализируют структуру потребностей и мотивов личности и их проявление (теория иерархии потребностей А. Маслоу, теория потребностей К. Альдерфера, теория мотивационных потребностей Д. МакКлеланда, теория двух факторов Ф. Герцберга). 3. Процессуальные теории, которые выходят за рамки отдельного индивида и изучают влияние на мотивацию различных факторов среды (теория трудовой мотивации Д. Аткинсона, теория справедливости С. Адамса, теория усиления мотивации Б. Скинера, теория мотивации как процесса управления выбором В. Врума и др.). Зная современные теории мотивации, руководителю библиотеки будет значительно легче привлечь к работе образованных, знающих людей, помочь сотрудникам лучшим образом реализовать свои возможности в русле задач, поставленных перед библиотекой. Существуют различные способы мотивации, а именно: • нормативная мотивация — побуждение человека к определенному поведению посредством психологического воздействия (убеждения, внушения, информирования и т. д.); • принудительная мотивация, которая основывается на власти и угрозе ухудшения удовлетворения потребностей работников в случае невыполнения ими соответствующих требований; • стимулирование -— воздействие не непосредственно на личность, а на внешние обстоятельства с помощью благ — стимулов, побуждающих работников к определенному поведению. В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия других людей, общение, предоставляемые возможности и многое другое, что может быть предложено человеку в компенсацию за его действия. Мотивация деятельности в библиотечном коллективе________ ____ 279 Первые два способа мотивации — прямые, они предполагают непосредственное воздействие на человека, а стимулирование — косвенный способ, в его основе лежат внешние факторы. В практике управления самой распространенной формой стимулирования является материальное стимулирование. Руководителю библиотеки следует учитывать ситуацию, в которой осуществляется материальное стимулирование, и стараться избегать преувеличения его возможностей. Чем выше уровень развития отношений в библиотеке, тем реже в качестве средства управления людьми применяется стимулирование, тем чаще члены коллектива сами проявляют заинтересованное участие в делах библиотеки. Мотивация оказывает воздействие на такие характеристики в деятельности человека, как его усилия, старание, настойчивость, добросовестность, направленность. Одну и ту же работу человек может выполнять, затрачивая разные усилия, — работать в полную силу и, наоборот, выбирать легкие решения. Человек может по-разному стараться, выполняя свою роль в библиотеке, стремиться (или не стремиться) к повышению квалификации, качеству труда. Отсутствие настойчивости продолжать и развивать начатое дело может обернуться для библиотеки упущенными возможностями. Добросовестность при исполнении работы означает ответственное ее выполнение с учетом требований и регулирующих норм. Направленность указывает на то, к чему человек стремится, осуществляя определенные действия. Мотивация оказывает большое влияние на выполнение человеком своей работы, своих производственных обязанностей. Однако между мотивацией и конечным результатом деятельности нет однозначной зависимости. Это обусловлено тем, что на результаты труда оказывает влияние множество других факторов: квалификация и способности работника, правильное понимание им выполняемой задачи, влияние на процесс работы со стороны окружения и т. д. Кроме того, в библиотеке результаты работы не всегда можно оценить по количественным показателям, и затраченные работником усилия компенсируются в соответствии с проведенным на работе временем, а не по характеристикам достигнутых результатов. Материальное вознаграждение становится мотивирующим фактором в тех случаях, когда работники придают заработной плате большое значение и когда четко прослеживается связь между заработной платой и результативностью труда, то есть увеличение производительности должно приводить к увеличению заработной платы. Литература 1. Алексеева М. М. Организационная культура или культура формы // Культура в современном мире: Опыт, проблемы, решения: Науч.-информ. сб. / РГБ. — М., 1997.— Вып. 5. —С. 3-41. 280_____________________________ Управление библиотечным персоналом 2. Библиотечные кадры: статус, использование, непрерывное образование: науч. реф. сб. / РГБ. — М., 1996. — 164 с. (Сер. «Новое в управлении библиотекой») 3. Библиотечный коллектив: формирование и управление: Учебное пособие / СПбГАК. — СПб, 1996. — 58 с. 4. Бидл М., Аксенова О. А. Функции руководителя и корпоративная культура в период глобальных изменений / / Современные проблемы и методы совершенствования управления. — СПб, 1997. — С. 8-13. 5. Жданова Т. Культура и персонал // Библиотека. — 1999. — №9. — С. 26-28. 6. Липатов С. А. Организационная культура: концептуальные модели и методы диагностики / / Вестник МГУ. — Сер. 14. Психология. — 1997. — № 4.— С. 56-64. 7. Менеджмент организации. — М.: ИНФРА-М, 1995. 8. Минкина В. А., Васильева Н. В. Корпоративная культура и профессионализация библиотекаря // Петербургская библиотечн. школа. — 1999. — № 1. —С. 22-35. 9. Пример расчета численности работников библиотеки / / Библиотека и закон. Вып. 3. — М., 1997. — С. 387-399.
10. Психологический климат в коллективе библиотеки: Практ. пособие / РГБ. — М., 1996. — 152 с. 11. Стати М. /7. Разработка миссии и постановка стратегических целей компании / / Управление персоналом. — 1998. — № 1. — С. 20-27. 12. Тульчинский Г. Л. Технология менеджмента в сфере культуры / СПб ГАК; Гуманитарн. ун-т профсоюзов. — СПб: Лань, 1996. — 92 с. 13. Щекин Г. В. Как работают с людьми за рубежом. — Киев, 1992. 14. Ястребова Е.М. Внутренний маркетинг в библиотеке // Науч. и техн. б-ки. — 1993. — № 10.— С. 40-46. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|