Здавалка
Главная | Обратная связь

МИЛЕТСКАЯ ФИЛОСОФИЯ.



 

Первенство в формировании традиции греческой философии принадлежит ионийцам, которые имели непо­средст­венное соприкосновение с Востоком. Они первыми заложили основы философ­ствования, пер­выми вырабо­тали демократические принципы правления (тирании) и стали опытными мореплавателями, став­шими конкурентами в мировой торговле с фи­никинянами. Во главе ионийских торговых полисов в VII столетии выдвигается Милет; он же становится прародителем греческой философии и науки. Милет находился на своеобразной реке Меандр, которая, изгибаясь, меняла свое направление, после чего впадала в море. Предметами вывоза из Милета было вино, оливковое масло, славившаяся в Средиземноморье милетская пурпурная ткань.

ФАЛЕС ( за 600 л. до н.э.)

 

По традиции считается первым философом и родоначальником европейской науки. Что явно спорно. Процесс вычленения философского и научного знания шел постепенно, по­тому нельзя вести философию и науку от какого-либо конкретного лица. Сам Фалес себя фило­софом не считал. Фалес более всего был изворотливым торговцем, известен случай о скупке им по дешевке, а затем реализация с большой выгодой партии оливкового масла.

Хотя, встает вопрос: считали ли себя филосо­фами многие, которых мы сейчас включаем в ту или иную философскую традицию. Более правдоподобно счи­тать его одним из тех, кто перенес на греческую почву гео­метрические и астрономические познания египтян и вавилонян. Известность на «все времена» он приобрел благодаря предсказанию солнечного затмения 23 мая 585 г. до н.э., что вызвало определенный общественный резонанс. Но это не его открытие, а ре­зультат сведения об этом затмении, которое он получил от египетских жрецов. Более того в Египте же он мог наблюдать большое солнечное затмение 18 мая 603 г. до н.э., потому, зная формулу периодичности затмений, которую, к слову сказать вычислили не египетские жрецы, а халдейские мудрецы, предсказать его было просто.

Как он получил эту формулу, можно только гадать, ибо свои познания египетские жрецы держали в секрете. Вернее всего, будучи часто в Египте по купеческим делам и проявляя дилетантский интерес к жреческой науке египтян, он был достаточно известен и знаком со многими жрецами. И приобрел в их среде авторитет, благодаря своей природной сметливости, особо благодаря оригинальному решению задачи по измерению высоты пирамиды, которую они не могли решить.

Решение этой задачи измерения высоты пирамиды было до смешного простое, он просто измерил вы­соту тени пирамиды, когда угол солнечных лучей составил 45˚. Ясно, что в данном случае высота тени и равна высоте пирамиды. Потом такой способ измерения расстояния до недоступных мест получил выражение в теореме равенства треугольни­ков по одной равной стороне и двум равным углам - «теореме Фалеса». Суть этой тео­ремы – это как раз теоретическое выражение этого принципа измерения, основанного на равенстве треугольников. Так же он приобрел известность благодаря помощи лидийскому царю Ксеркса при переправе, где он применил прием разделения реки на два русла.

В области же натурфилософии он придерживался взгляда, что основой всего является вода. Тут, опять таки, заслуга египтян, в отношении познаний которых, у греков до­вольно долго сохранялся «пиетет» - всегда, когда они хотели сказать, что тот или иной мудрец авторитетен, то о нем говорили, что он учился у египетских или вавилонских жрецов, хотя этого, может быть, на самом деле не было. Так вот, довольно плохо зная египетский язык, не зная во всех подробностях мифологию египтян, Фалес и остальные греческие купцы воспринимали только бытовую «философию» египтян, в которой большую роль играл культ Нила – их кормильца. Для греков указание на Нил – как на основу было тождественным тому, что вода – это основа всего. Так это и было понято купцом Фалесом. Но, на самом деле, а не как понималось Фалесом, вода как философ­ский концепт может пониматься как первоначальная интуиция, применение термина обыденного языка для описания метафизических смыслов. Вот здесь-то мы имеем большое пространство интересных значений и смыслов философского характера.

 

1. ТЕОЛОГИЯ ВОДЫ

 

М. Элиаде писал, что вода «символизирует полную совокупность возможного» (Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. М.: Ладомир. 1999 с.183). Вода во всех мифологиях, подчеркивал Элиаде, была в основе мироздания, была творческой силой. «Будучи началом бесформенности и потенциаль­ности, основой всего многообразия кос­мических проявлений, вместилищем всех зачат­ков, вода символизирует первичную субстанцию, из которой рождаются все формы и в которую они возвращаются либо путем увя­дания, либо через катаклизм. В начале были воды, и они же покроют все вновь в конце полного исторического или космического цикла; вода пребудет всегда – но никогда ей не быть только водой, ибо она всегда рож­дает, заключая в своем нерасчлененном единстве возможности всех форм. В космого­нии, в мифе, в ритуале, в иконографии воды исполняют одну и ту же функцию – неза­висимо от структуры того культурного целого, в составе которого мы их находим; они предшествуют всякое форме и поддерживают всякое творение» (там же, с.183)

В Греции культ воды был чрезвычайно распространен, этим она не составляет исключения, в культуре человечества тех времен. Естественно, прежде всего почитание бога морей – Посейдона. Посейдон всемогущ, его царство во многом автономная сти­хия, которая не зависит от богов и людей, в которую все ритмически возвращается, из которой все порождается. Сим­вол «Потопа» как наказания за грехи, символ погруже­ния в воду как «очищения» или как при­хода к первоначальному истоку и «истине» - крепко укоренены в архетипах человеческого соз­нания.

 

2. ЛАНДШАФТНАЯ ГИДРОФИЛОСОФИЯ

 

Как писал известный гидрограф С.Д. Муравейский: «Вода – это почва в широком по­нимании этого слова» (Муравейский С.Д. Реки и озера. М. 1960. С.23).

 

Или как писал геохимик А.И.Перельман: «Вода это как бы «кровь» ландшафта» (Перельман А.И. Очерки геохимии ландшафта. М. 1955. С.71).

 

3. ФАЛЕС КАК ЕСТЕСТВОИСПЫТАТЕЛЬ

 

Фалесу приписывают шесть аксиом геометрии: 1) круг делится диаметром на две части, 2) углы у основания равнобедренного треугольника равны, 3) если две параллельные прямые пересекаются третьей, то накрест лежащие углы равны, 4) вписанные углы, стороны которых проходят через концы диаметра окружности – прямые, 5) стороны подобных треугольников пропорциональны, 6) два треугольника равны, если у каждого из них одна из сторон и два прилежащих к ней угла равны.

Фалес указал на необычные свойства магнитного железняка.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.