Здавалка
Главная | Обратная связь

ФРАНЦУЗСКИЙ ТРАДИЦИОНАЛИЗМ И РОМАНТИЗМ



 

«Защита христианства Шатобрианом в его «Гении христианства» имеет такой характер, что об этом знаменитом произведении можно было сказать, что автор доказывает годность христианского верования для опер и балетов. Бенжамин Констан пишет первые главы своей книги в защиту религии на игральных картах, которые перекидывает через стол своей любовнице» – этим Лавров подчеркивает лживость и пустоту эпохи Меттерниха. (П.Угрюмов (П.Л. Лавров) Сент-Бёв как человек \\ Отечественные записки. 1881. №1).

 

ШАТОБРИАН Ф.Р.(1768-1848)

 

Шатобриан известен своей работой «Гений христианства» (1802). Шатобриан нега­тивно оце­нивал Французскую революцию, которую считал делом философов- про­све­тителей, следствием излишней веры в человеческий разум.

 

«Род человеческий дважды пребывает в природном состоянии: в начале и в конце раз­вития об­щества. В противном случаечеловек, постепенно удаляясь от своего первона­чалного облика, превратился в некое чудовище; но по воле Провидения чем бо­лее цивилизованным становится образ жизни, тем более приближаются люди к тому, какими были они в начале: наивысшей ступенью знания оказывается неведение, а вер­шиной искусства – природа.

Именно эта природа, природа общественная, и является наиболее прекрасной: гений её – ин­стинкт, добродетель её – непорочность, ибо гений и добродетель человека цивили­зованного – не что иное, как облагороженные инстинкт и непорочность дикаря..» (Эстетика раненего фран­цузского романтизма. М.,1982 с.211)

 

Как подчеркивал Э. Бутру: «Поэзия колоколов есть аргумент более сильный, чем сил­логизм, ибо она чувствуется и переживается, тогда как силлогизм оставляет нас равнодушными» (Бутру Э. Наука и религия в современной философии. СПб. 1910. С.46-47).

 

КОНСТАН Б. (1767-1830)

 

Бенжамен Констан в 1803 г. покинул столицу вместе с де Сталь, которая была выслана из Па­рижа. Уже смертельно больной принял активное участие в Июльской революции. Считается духовным отцом континентального либерализма.

 

МЕСТР Ж. Де

 

МЭН де БИРАН (1766-1824)

 

БАЛЛАНШ П.С. (1776-1847)

 

Наиболее известным является труд Пьера Симона Балланша «Опыты социальной пали­генезии» (1827-1829). Под палигенезией Балланш понимал время коренного перерож­дения мира. В этот период история движется резко вперед. Этим периодом Балланш считал, в частности, 20-е годы XIX века.. Идеи Балланша были популярны в первой трети XIX века в среде молодежи. Июль­скую революцию называли именно «палигене­зической».

Балланш, подобно Руссо также аппелировал к чувствительности, стремясь придать чув­ству мо­ральный характер, противопоставить его Разуму просветителей. Вот что он ут­верждает: «Чув­ство- это нравственная сила, которая инстинктивно, без помощи разума выносит суждение обо всем, что живет по законам нашей животной, личностной и ду­ховной природы. Чувство нико­гда не разделяет эти три сферы: оно воспринимает их мгновенно и разом. Первая связана с фи­зической чувствительностью, или ощуще­ниями, вторая- с индивидуальностью, или сове­стью, а третья -–с нашими мыслитель­ными способностями, или нашей душой. Первая сфера роднит нас со всей видимой природой; вторая дарует нам способность к самопознанию и умение отли­чать добро от зла; третья приобщает нас к высшему порядку, и наше земное существование на­чинает казаться нам лишь его отголоском, оно открывает нам бесконечность. Из этих трех ипо­стасей складывается четвертая - наша человеческая сущность» (Эстетика раннего фран­цузского романтизма. М., 1982 с.31)

Или: «порою чувство прозревает истину, опережая научные наблюдения. Действи­тельно, в ме­тафорическом языке поэтов и чувствительных душ цветы жили и дышали задолго до того, как поразительная система Линнея доказала чувствительность расте­ний» (там же, с.40-41)

 

ЛИТЕРАТУРА:

1. Кожевников в.А. Философия чувства и веры в ее отношении в рационализму XVIII в к критической философии. М., 1897.

2. Бутру Э. Наука и религия в современной философии. СПб., 1910. (95000).

3. Тэн И. Французская философия первой половины XIX века. СПб. 1896. (124429).

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.