РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ XVI-XVII ВВ.
При анализе философии XVII века почти всеми историками философии допускается ошибка- дело в том, что полностью игнорируется наличие сильной традиции средневековой схоластики, и её влияния на философию того времени. Что странно, ибо известно, что вся система школьного и университетского образования была построена на основе философии оккамистов (которые в то время слились с скотистами) и томистской философии. Более того, при всем негативном отношении творцов философии Нового времени, значительный процент основополагающих идеи был почерпнут ими именно из этой «школьной», схоластической философии. Далее, квалификация «новых» философов как людей существующих вне религиозной традиции явно ошибочна, во многом их вообще можно интерпретировать как мыслителей, которые, подобно Фоме Аквинату, старались модернизировать и приспособить схоластическую теологию к веяниям Нового времени. Что подчеркивал совершенно правильно Э. Жильсон, который считал, что философия Декарта, Мальбранша и Лейбница вписывается в традицию христианской философии. Отечественный исследователь ментальности XVII века Е. В.Спекторский(1875-1951) правильно подчеркивал, что при всей ужасности XVII века, с его страшной Тридцатилетней войной, Фрондой и Английской революцией оставался веком религиозным: «… Бейль прикрывал свой скептицизм маской благочестия. Легковерный Декарт в эпоху своих философских изысканий совершил паломничество в Лоретто и в конце концов признал Бога источником и критерием истины и бытия. Когда Мальбранш очутился перед дилеммой: Бог или мир, он, не задумываясь, пожертвовал миром ради Бога; когда Спиноза очутился перед такой же дилеммой, он несмотря на атеистическую тенденцию своей системы, не решился принять мир без Бога и слил их воедино. Когда, наконец, Паскаль очутился перед дилеммой: Бог или наука, он принес всю науку в жертву Богу и во имя непознаваемого стал скептиком по отношению к познаваемому» (Спекторский Е. Проблема социальной физики в XVII столетии. Том 1 Варшава. 1910. С.88) Как правильно подчеркивал незаслуженно оцененный как философ В. Вундт: «Существенной своей стороной философия Декарта, Спинозы и Лейбница настолько же есть спекулятивная теология, как и философия Августина или Ансельма. Характер сущности этой спекулятивной метафизики собственно мало изменяется от того, находит ли эта религиозная склонность свое выражение в обосновании определенной системы верований, как у героев христианской философии, проявляется ли она только в приспособлении к церковным учениям, как у Лейбница, или, наконец, как у Спинозы, совершенно свободно противостоит существующим вероучениям» (Вундт В. Система философии. Спб., 1902. С.6)
Как пишет В. Виндельбанд: «Схоластика вознаградила себя за недостаток реального знания замысловатостью в выработке логического формализма и в конце концов вообразила себе, что посредством известного рода механических комбинаций логических процессов можно достигать все нового и нового познания» (Виндельбанд В. История новой философии в её связи с общей культурой и отдельными науками. Том 1. От Возрождения до Канта. Спб., 1908. С.15)
ИГНАТИЙ ЛОЙЛА (
Игнатий Лойола – выходец из дворянской семьи. До 27 лет служил в испанской армии. Был тяжело ранен при осаде французами Памплоны. Выздоровев физически, Лойола заболее духовно. После выздоровления он прошел религиозное посвящение. В
СУАРЕС Ф. (1548-1617)
Франсиско Суарес – испанский философ. В 1564 году вступает в орден иезуитов, с 1571 году преподает в различных университетах. Г. Гроций называл его «папой всех метафизиков». Его главная работа «Метафизические рассуждения» изучалась во всех католических и протестантских университетах Европы. По этой книге учились философии все новоевропейские философы XVII века.
« В действительности же метафизические истины так переплетаются с выводами и рассуждениями теологии, что, если исключить знание и достаточное понимание первых, то и знание последних неизбежно поколеблется, и весьма существенно» (Суарес Ф. Предисловие к книге «Метафизические рассуждения».. \\ Историко-философский ежегодник, 87. М., 1987. С.221)
Аналогии бытия (analogia entis) – одно из центральных понятий томисскй онтологии. Его смысл аключается в том, что различным объектам приписываются одинаковые свойства.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|