БОГ - ЧЕЛОВЕК - ПРИРОДА
Семнадцатое столетие еще глубоко религиозным. Это правильно подметил Е.Спекторский: «..Бейль прикрывал свой скептицизм маской благочестия. Легковерный Декарт в эпоху своих философских исканий совершил паломничество в Лоретто и в конце концов признал Бога источником и критерием истины и бытия. Когда Мальбранш очутился перед дилеммой: Бог или мир, он, не задумываясь, пожертвовал миром ради Бога; когда Спиноза очутился перед такой же дилеммой, несмотря на атеистическую тенденцию своей системы, не решился принять мир без Бога и слил их воедино. Когда, наконец, Паскаль очутился перед дилеммой: Бог или наука, он принес всю науку в жертву Богу и во имя непознаваемого стал скептиком по отношению к познаваемому» (Спекторский Е. Проблемы социальной физики в XVII столетии. Том 1 Варшава. 1910. С.88)
Мальбранш подчеркивает, что «.. связь духов с Богом естественна, необходима и безусловно неизбежна, но связь нашего духа с нашим телом, хотя и свойственна нашему духу, не является ни безусловно необходимой, ни неизбежной» (Мальбранш Н. Разыскание истины. Спб., Т.1 С.2) «…наша связь с Богом уменьшается или ослабляется по мере того, как увеличивается и усиливается наша связь с чувственными вещами; но эта связь не может совершенно порваться, без того чтобы не уничтожилось наше существо. Ибо даже те, которые погрязли в пороке и, опьяненные удовольствиями, глухи к истине, все же однако связаны с нею. Она не оставляет их, это они оставляют её. Свет истины светит и во тьме, но не всегда рассеивает её» (Мальбранш Н. Разыскание истины. Спб., Т.1 С.6)
В данном случае он повторяет Августина: «Пусть люди смотрят на астрономию, химию и почти все другие науки, как на развлечение, приличествующие порядочному человеку, но они не должны увлекаться их блеском и отдавать им предпочтение перед наукой о человеке»( там же с.12-13) «Дух должен судить обо всех этих вещах, сообразуясь со своим внутренним сознанием и не слушая ложного и сбивчивого показания своих чувств и своего воображения; если он рассмотрит при ясном свете истины, просвещающей его, все человеческие науки, то можно без опасения сказать, что он пренебрежет почти всеми ими и всем остальным, взятым вместе, предпочтет ту, которая говорит нам, что мы такое» (Мальбранш Н. Разыскание истины. Спб., Т.1 С.13)
Или далее: «.. неоспоримо, наши суждения относительно протяженности, фигуры и движений тел заключают в себе некоторую истину; но нельзя сказать того же о суждениях наших относительно света, цвета, вкуса, запаха и всех остальных чувственных качеств; ибо они никогда не согласны с истиной..» (с.83) Мальбранш считал, что в процессе рождения имеются отпечатки в мозгу, которые передаются от матери к детям: «Я особенно желал бы обратить внимание читателя на то, что, по всей вероятности, люди сохраняют еще и поныне в своем мозгу отпечатки и впечатления своих прародителей» (Мальбранш Н. Разыскание истины. Спб., Т.1 С.179) Но, как он сам утверждает, это противоречит опыту. Объясняет это он следующим образом: «Чтобы ответить на это возражение, должно обратить внимание на то, что есть двоякого рода отпечатки в мозгу. Одни – естественные, или свойственные природе человека, другие – приобретенные. Естественные очень глубоки, и они не могут совершенно изгладиться; приобретенные же, напротив, могут легко утратиться, потому что по большей части они не так глубоки» (Мальбранш Н. Разыскание истины. Спб., Т.1 С.180)
МЫСЛЯЩАЯ И ПРОТЯЖЕННАЯ СУБСТАНЦИЯ
«Каждая субстанция остается тем, что она есть; и как душе несвойственны протяженность и движение, так и тело не способно чувствовать и иметь склонности. Вся известная нам связь между духом и телом сводится к естественной и взаимной связи между представлениями души и отпечатками в мозгу, с одной стороны, и между эмоциями души и движениями жизненных духов, с другой стороны» (Мальбранш Н. Разыскание истины. Спб., Т.1 С.153)
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|