ТЕМА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ (ДИПЛОМНОЙ) РАБОТЫ
Выбор темы Основным критерием при выборе темы дипломной работы следует считать научно-практический интерес выпускника. Это те студенты, которые продолжительное время собирали и обрабатывали материал по той или иной проблематике, участвовали в научно-исследовательской работе, принимали участие в научных конференциях, имеют публикации по избранной теме дипломной работы. Выигрышной темой дипломной работы может быть и та, цель и задачи которой выпускник предполагает решить на производственной (преддипломной) практике. Выбор темы для дипломной работы — дело непростое. Преподаватель может сформулировать тему, а может предоставить студенту возможность выбрать ее самому. Поиск литературы по интересующей тематике О чем вы собираетесь писать? Определиться с темой проще в ходе поиска и изучения литературы по интересующей вас тематике. Можно сфокусировать свой поиск только на книгах, или только на журнальных статьях, или на публикациях последних 5—10 лет. При написании работы по психологии имеет смысл познакомиться также и с публикациями, написанными специалистами смежных областей знания (социологами, лингвистами, педагогами, философами), поскольку в них можно найти полезную для психолога информацию. Следует иметь в виду, что не существует четких границ между знаниями, накопленными в отдельных отраслях науки и практики (например, лингвистике, антропологии, социологии, психологии, педагогике), и использование междисциплинарных связей в науке бывает плодотворным Расширьте список источников, если это необходимо. Если вам недостаточно источников для обзора литературы, то необходимо расширить поиск, включая публикации более ранних лет издания, а также увеличивая количество дескрипторов (ключевых слов) для поиска. Хорошим источником для расширения поиска литературы по теме являются списки литературы, помещаемые в конце книг или статей. Если известен автор книги или заглавие сборника трудов, то поиск источника не представляет значительной трудности. В этом случае пользуются алфавитным каталогом библиотеки и ищут книгу по фамилии автора или по первым буквам заглавия сборника. Начинайте поиск с книг и статей последних лет издания, затем постепенно переходите к предыдущим годам.Это позволит в первую очередь познакомиться с современным состоянием проблемы и изучить последние библиографические обзоры по теме. Далее осуществляйте поиск в обратную сторону. Если современная статья относится ктеме вашей работы, ее ссылки и библиография дадут полезный ключ к тому, в каком направлении продолжить обзор литературы. Имейте в виду два важных критерия при составлении списка литературы, который предстоит прочитать: а) список должен в достаточной мере отражать имеющиеся в литературе знания по данной теме; б) он должен обеспечивать соответствующий контекст для собственного исследования, если вы пишете обзор литературы как часть введения в эмпирическое исследование. Ищите теоретические статьи по теме. Теоретические статьи, которые прямо связаны с вашей темой, должны быть включены в обзор литературы. Однако поиск литературы, скорее всего, приведет к отчетамоб эмпирических исследованиях, поскольку этот тип статей преобладает в научных журналах по психологии. Важно отметить, что авторы отчетов об эмпирических исследованиях чаще всего соотносят своирезультаты с теоретическими работами и потому дают ссылки на соответствующую литературу. Обратите на них внимание. Ищите обзорные статьи по теме. Ранее опубликованные обзорные статьи помогут в планировании нового обзора литературы, который вы собираетесь предпринять. Они полезны для того, чтобы представить, насколько широк круг литературы по теме, какого рода эта литература, а также дают возможность найти большой список ссылок на другие источники. Выявите классические исследования и ведущих теоретиков. Классические исследования и теоретики вносят исторически важный вклад в понимание научной или научно-практической проблемы, поэтому знакомство с ними студента необходимо при изучении современных исследований по теме. Пренебрежение этим является серьезной ошибкой. Понять, какие исследования относятся к классическим, можно по контексту, в котором они цитируются, и по словам, которыми они сопровождаются («важное», «значительное» и т.п.). Кроме того, если вы замечаете, что в разных работах разные авторы регулярно ссылаются на определенные книги и статьи, то есть основание полагать, что описываемые в них теории и исследования относятся к числу классических. Можно также познакомиться с учебниками соответствующей тематики. Их авторы обычно описывают историю изучения проблемы. Формулировка темы Поиск темы тесно связан с ее формулировкой. Поэтому уже на ранних этапах поиска публикаций по интересующей вас тематике важно попробовать сформулировать тему. Сформулируйте предварительное название темы в письменном виде. После выявления имеющихся источников можете пересмотреть тему и сделать ее более конкретной. Конечно, еще преждевременно окончательно формулировать тему. Это можно сделать только после чтения книг и статей, которые были выявлены в процессе информационного поиска. Однако первый набросок темы исследования представляет собой попытку назвать область вашего исследования. Подумайте о теме и изложите ее в письменной форме в нескольких словах. Не стремитесь оттачивать ее формулировку. Краткость в данном случае не сестра таланта. Тема должна выглядеть и звучать не как заголовок статьи, а как описательная фраза. Например: «Развитие языка и мышления у детей». В любом случае попытка сформулировать тему поможет лучше осознать ее. Представление своих идей насчет названия темы научному руководителю в письменной форме поможет вам лучше понять друг друга. Не нужно рассматривать обратную связь в комментарии руководителя как окончательное утверждение темы. Он, как и вы, может переосмыслить тему в ходе последующих размышлений. Это только начало конкретного диалога. Конкретизация темы. Тема «Усвоение ребенком языка» слишком широкая для любого типа квалификационной работы. Конкретизировать тему можно следующим образом «Психология усвоения ребенком языка». Однако и в рамках этой тематики тема может быть конкретизирована еще больше. Это могут быть темы «Психология усвоения ребенком грамматических категорий», «Усвоение ребенком звуковой системыязыка», «Усвоение ребенком слов и семантики языка», «Когнитивное развитие и усвоение языка», «Нарушения в развитии речиу ребенка». Если добавить в название темы «...родного языка», или «...иностранного языка», или «...английского языка», «...у детей в период раннего детства», «...у младших школьников», «...у одаренных детей» и т.п. — это существенно конкретизирует тему работы и сузит процесс поиска литературы. Конкретизировать тему можно, если ограничить возрастной диапазон («...у мужчин от 40 до 50 лет»), демографические характеристики участников исследования («...у разведенных женщин», «...у бездомных», «...у сельских жителей», «...у пенсионеров», «...у украинцев»). При выборе темы можно выбрать определенные профессиональные («...у строителей», «...у программистов», «...у спортсменов высшей квалификации»), половые («...у девочек», «...у юношей») характеристики рассматриваемой в работе категории людей. Однако должна быть обоснована причина для такого выбора. Это значит, что у вас должны быть основания полагать, что изучаемая категория людей репрезентативна (характерна) в отношении изучаемых психологических характеристик. Еще большую точность формулировке темы может придать опора на методологический аппарат планируемого эмпирического исследования. Какие же критерии можно взять за основу в этом случае? Если изучается небольшое количество переменных, заголовок работы должен называть эти переменные.Например: «Взаимосвязь самооценки и агрессивности». Точка в конце заглавия не ставится, заглавие не заключается в кавычки. Если изучается много переменных, то в заглавии называется только тип переменных.Например: «Взаимосвязь между отношением учащихся к школе иих демографическими характеристиками». Конкретные характеристики — социальный, экономический статус, проживание в сельской или городской местности, мужской или женский пол — в заглавии не указываются, поскольку их очень много. Из заглавия работы должен быть ясен предмет и объект исследования.Заголовок не должен носить характер результатов или выводов. Неправильная формулировка: «Типичная причина агрессивного поведения мальчиков — завышенная самооценка». Лучше в этом случае сформулировать заглавие следующим образом: «Влияние самооценки мальчиков на их агрессивное поведение». Слова «влияние» и «эффект» используйте в заглавиях с осторожностью. Эти слова в точном смысле могут употребляться только тогда, когда в исследовании выявляются причинно-следственные связи между переменными. Для выявления таких связей обычно используется эксперимент. В других случаях, например в корреляционном исследовании, редко можно доказать причинные связи. Заголовок работы должен соответствовать исследовательской гипотезе или цели исследования. Например, заголовок «Различия в эмоциональной устойчивости мальчиков и девочек дошкольного возраста» отражает основную цель исследователя — «поиск различий в эмоциональной устойчивости мальчиков и девочек» или гипотезу о том, что различия в эмоциональной устойчивости между мальчиками и девочками дошкольного возраста существуют. В случае длинных заголовков лучшую читабельность им придает использование автором дополнительных поясняющих иуточняющих комментариев после двоеточия. Например: «Подростковый кризис у девочек, воспитывающихся в неполных семьях: индивидуальные особенности протекания». ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|